Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:27, статья
Термин «литература» (от лат. literatura) буквально означает «письменность, все, написанное буквами». Однако обычно под ним подразумевается художественная литература как вид искусства, основным материалом которого служит слово. Привычное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку литература также является частью искусства. Как элемент системы она взаимодействует с живописью, музыкой, архитектурой, хореографией, кинематографом и пр. Что-то берет от них и что-то, в свою очередь, отдает. В разные исторические эпохи лидирующую роль исполняет попеременно
Художественная литература в кругу других искусств
Термин «литература» (от лат. literatura) буквально означает «письменность, все, написанное буквами». Однако обычно под ним подразумевается художественная литература как вид искусства, основным материалом которого служит слово. Привычное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку литература также является частью искусства. Как элемент системы она взаимодействует с живописью, музыкой, архитектурой, хореографией, кинематографом и пр. Что-то берет от них и что-то, в свою очередь, отдает. В разные исторические эпохи лидирующую роль исполняет попеременно то один, то другой вид искусства. В античные времена, например, таким искусством-лидером была скульптура как самый пластический вид искусства. В средние века тон задает архитектура, в эпоху Возрождения— живопись, XVII—XVIII вв. — эпоха безраздельного господства театра. В XIX в. также безусловно превалирует литература. Наконец, в XX в. настоящими триумфаторами стали кинематограф и телевидение. Соответственно античный поэтический образ отличался скульптурностью, средневековый — монументальностью, ренессансный — тонкостью психологической нюансировки, классицистический — театральностью , просветительский — публицистичностью и дидактизмом, модернистский и постмодернистский — динамикой стремительно меняющихся планов, их прихотливым «монтажом». Реалистическая литература XIX в., напротив, кардинально олитературила живопись (передвижники), музыку («Могучая кучка») и даже появившийся к концу столетия кинематограф, в котором видеоряд органически дополнялся титрами. С древнейших времен предпринимались попытки систематизировать разнообразные виды искусства в рамках единой классификации. Сложность, однако, состояла в том, что первоначально, как неопровержимо доказал А.Н. Веселовский, все они находились в синкретически слитном, нерасчлененном состоянии. В дальнейшем, развиваясь из единого корня, они постепенно обособились, дифференцировались, хотя и сохранили некоторые элементы общности и взаимодействия.
Художественная литература в кругу других искусств
Термин «литература» (от лат. literatura) буквально означает «письменность, все, написанное буквами». Однако обычно под ним подразумевается художественная литература как вид искусства, основным материалом которого служит слово. Привычное словосочетание «литература и искусство» не вполне корректно, поскольку литература также является частью искусства. Как элемент системы она взаимодействует с живописью, музыкой, архитектурой, хореографией, кинематографом и пр. Что-то берет от них и что-то, в свою очередь, отдает. В разные исторические эпохи лидирующую роль исполняет попеременно то один, то другой вид искусства. В античные времена, например, таким искусством-лидером была скульптура как самый пластический вид искусства. В средние века тон задает архитектура, в эпоху Возрождения— живопись, XVII—XVIII вв. — эпоха безраздельного господства театра. В XIX в. также безусловно превалирует литература. Наконец, в XX в. настоящими триумфаторами стали кинематограф и телевидение. Соответственно античный поэтический образ отличался скульптурностью, средневековый — монументальностью, ренессансный — тонкостью психологической нюансировки, классицистический — театральностью , просветительский — публицистичностью и дидактизмом, модернистский и постмодернистский — динамикой стремительно меняющихся планов, их прихотливым «монтажом». Реалистическая литература XIX в., напротив, кардинально олитературила живопись (передвижники), музыку («Могучая кучка») и даже появившийся к концу столетия кинематограф, в котором видеоряд органически дополнялся титрами. С древнейших времен предпринимались попытки систематизировать разнообразные виды искусства в рамках единой классификации. Сложность, однако, состояла в том, что первоначально, как неопровержимо доказал А.Н. Веселовский, все они находились в синкретически слитном, нерасчлененном состоянии. В дальнейшем, развиваясь из единого корня, они постепенно обособились, дифференцировались, хотя и сохранили некоторые элементы общности и взаимодействия.