Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 05:51, сочинение
Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение какой-то высшей цели. Соня - глубоко верующая христианка, для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему, сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются точки зрения героев на примере одного эпизода - первого визита Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница.
Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его.
Визит Раскольникова к Соне.
Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный
человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение
какой-то высшей цели. Соня - глубоко верующая христианка,
для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему,
сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются
точки зрения героев на примере одного эпизода - первого визита
Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает
душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже
с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница.
Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его.
Достоевский подробно
крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,
на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои». Комната
неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
острым», другой - «безобразно тупой». Как и в каморке Раскольникова,
потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.
Соня рада приходу
отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно
за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Раскольниковым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на
душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит
и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников
заявляет, что он пришел «в последний раз», чтобы «одно
слово сказать», а потом будто забывает о цели визита и начинает
расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается
как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная.
Достоевский подчеркивает, что Мармеладовы не исключение,
Петербург полон «униженных и оскорбленных». Например,
в соседней с Сониной комнате ютится семья портного, в которой
семеро больных детей.
Раскольников начинает
вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо,
и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя
опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога.
Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить
Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать
проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая
несчастная, ах, какая несчастная!» Раскольников убеждает Соню
в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна
в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно
попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет», младшие дети
погибнут. «Бог этого не попустит!» - восклицает в ответ Соня. «Да,
может, и бога-то совсем нет», - заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора.
Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется
Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому
поклонился», - объясняет он испуганной Соне. Душевное движение
Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез
с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении,
но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику.
Соня, по его мнению, - «юродивая», надеющаяся на чудо.
Во второй половине эпизода
Соня читает Раскольникову
о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания
авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись
зачтением «вечной книги». Воскресение Лазаря символизирует будущее
духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют
глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало
убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после
убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь.
Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь
к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие
духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная
Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно
сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует,
что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему
еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет
ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты... Пойдем вместе...
» Соня с испугом слушает бессвязную речь Раскольникова о том,
что надо захватить власть «над всею дрожащей тварью и над всем
муравейником». Еще больше пугает ее обещание Раскольникова
прийти завтра и рассказать, кто убил Алену Ивановну и Лизавету.
Родиону кажется, что он сумеет переубедить Соню, заставит отказаться
от христианского смирения, но Достоевский не случайно подробно
приводит в романе текст легенды о Лазаре, подчеркивает глубокие переживания героев во время чтения. Писатель-христианин, Достоевский
показывает, что искренняя вера дает человеку опору в самых безнадежных
обстоятельствах и помогает возродиться даже преступникам.