Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 10:33, курсовая работа
Внеклассная работа по литературе отличается от классной множеством своих форм. Среди них: вечера, диспуты, интервью (с писателями, литературными героями и др.), игры, клубы, кружки, лектории, журналы, встречи (с писателями, композиторами, артистами и др.), литературные кафе, университеты культуры, читательские конференции, олимпиады, посещение выставок, кинофильмов с дальнейшим обсуждением, краеведение, экскурсии (в частности и заочные) и др.
Внеклассная работа по литературе – применение системы мероприятий
Николай Константинович Рерих - известный русский живописец, археолог, писатель XX ст. писал: «Призыв о культуре, призыв о мире, призыв о творчестве и красоте достигнет лишь уха, укрепленного истинными ценностями». Под истинными ценностями он понимал духовные ценности, которые в обществе всегда существуют как целостная система.
Аксиомой признано утверждение о том, что одной из главных ценностей мировой культуры является классическая литература. Она эффективно принимает участие в формировании активной жизненной позиции учителя, его этических убеждений, эстетичных взглядов и вкусов, эмоционального мира. Все перечисленные постулаты вошли в основные государственные документы (Конституцию Украины, Государственный стандарт базового и полного среднего образования, Программы средней общеобразовательной школы и др.), тем не менее, это не решило проблемы повышения качества изучения литературы в школе.
Одним из эффективных способов решения проблемы может стать возвращения к активной методике внеклассной работы по литературе. Этой проблеме уделили незаурядное внимание ученые-методисты: Д. Билецкий, О. Исаева, Ж. Клименко, Л. Мирошниченко, В. Недилько, Р. Токмань, Ю. Холодная и др.
Работы этих ученых предназначены для учителей-словесников, методистов, студентов филологических факультативов. Анализ таких работ дает возможность утверждать, что внеклассная работа по литературе — это система мероприятий с определенной учебно-воспитательной целью, задачами и научно-методическим обеспечением, которые проводятся во внеурочное время.
Внеклассная работа как составляющая школьного литературного курса унаследовала от него те же самые принципы, требования и задачи, однако выполняет и собственные функции, а именно:
—повышает интерес учеников к мировой литературе;
—предоставляет помощь во время подготовки к уроку или его продолжения;
—помогает глубже понять произведение, которое изучается;
—развивает творческое мышление и грамотный язык;
—активизирует интересы и творческие возможности учеников;
—расширяет мировоззрение школьников;
—удовлетворяет духовные нужды;
— помогает эффективно использовать
досуг.
Внеклассная работа по литературе отличается
от классной множеством своих форм. Среди
них: вечера, диспуты, интервью (с писателями,
литературными героями и др.), игры, клубы,
кружки, лектории, журналы, встречи (с писателями,
композиторами, артистами и др.), литературные
кафе, университеты культуры, читательские
конференции, олимпиады, посещение выставок,
кинофильмов с дальнейшим обсуждением,
краеведение, экскурсии (в частности и
заочные) и др.
Важно указать, что формы внеклассной работы по литературе - не самоцель, они могут взаимодействовать с другими имеющимися методическими формами. Например, на заседание кружка можно подготовить литературную газету, выставку, а на самом заседании провести эвристическую беседу, диспут или литературную игру.
Главная задача учителя - привлечь к внеклассной работе учеников согласно с их способностями, помочь развивать их, чтобы школьники могли легко и правильно определяться в своих желаниях, осуществить свое призвание. А сделать это и учителю, и ученику поможет обращение к книге, к лучшим произведениям мировой литературы. Чтение классического романа - это пир, достойный богов. Помочь ученикам принять в нем участие - призвание учителя.
Не будем считать себя и наших учеников лишними на пире мудрецов, определим на нем и свои места, и тогда откроются нам безграничные возможности общения с прекрасными творениями писателей, ученых, историков всех времен и народов. Наши ученики правильно оценят свои способности, их глазам откроются новые неизвестные горизонты.
В качестве примера внеклассной работы приведем литературные экскурсии «Киев Виктора Некрасова» и «В гости к Айзеку Азимову».