Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:41, сочинение
Говоря о творчестве Шолохова, в первую очередь следует отметить его беспристрастность и объективность в изображении жизни русского народа в начале 20 века. Автор не принимает искусственного возвышения одних и принижения других. Однако, он не может не заострить своего внимания на тех, кто был против новой власти и нового общества. Так, например, в романе «Поднятая целина» мы видим борьбу коммунистов с противниками большевистской власти, происходившую в казачьем хуторе.
Говоря о творчестве Шолохова,
в первую очередь следует отметить
его беспристрастность и
Именно борьба с новой жизнью стала смыслом
существования Якова Лукича Островнова.
Советская власть является для него тем
злом, которое разрушило все его мечты.
«Не будь гонения на богатых, я бы, может,
теперь по своему старанию первым человеком
в хуторе был», - говорит он Половцеву.
Островнов готов на любую подлость ради
достижения своей цели. Для него нет ничего
невозможного, и поэтому он готов даже
на убийство. Достаточно вспомнить, как
он жестоко расправился с собственной
матерью из-за страха разоблачения. «Погубила
родная мамаша! Голову сняла!» - говорит
Островнов с горечью. Желание спасти собственную
жизнь оказалось выше сыновней любви и
долга.
В романе этот герой раскрывается как
с положительной, так и с отрицательной
стороны. Но отрицательное в нем преобладает.
Перед нами бездушный и эгоистичный человек.
Он принимает страшное решение убить собственную
мать: «Яков Лукич вернулся домой и, улегшись
спать, необычно сурово подвинув к стенке
жену, сказал:
- Ты вот что… ты мать больше не корми...
и воды ей не давай... она все равно помрет
не нынче – завтра…»
Трагизм ситуации усиливается и за счет
описания мыслей и чувств, возникающих
у престарелой матери, когда та, с гордостью
и любовью, думает о своем Яшеньке. Она
считает, что вырастила хорошего сына
и настоящего казака, который и по хозяйству
все делать умеет, и о матери заботится.
Только после того, как мать умирает от
голода, в сердце Якова Лукича находится
место для раскаивания. Но уже слишком
поздно, и время невозможно повернуть
вспять. Шолохов пишет, что «и боль, и раскаяние,
и тяжесть понесенной утраты» навсегда
засели в сердце героя.
Совсем иного склада другой враг народа
– Половцев. Характер этого героя отличается
противоречивостью и максимализмом. С
одной стороны, это тонкая и добрая натура.
Он долго говорит Якову Лукичу о своей
любви к животным, особенно к лошадям и
кошкам. Обожает Половцев, по его словам,
и маленьких детей: «Маленьких очень люблю,
даже как-то болезненно. Детских слез не
могу слышать, все во мне переворачивается…»
С другой же стороны, мы начинаем сомневаться
в его гуманности и доброте в тот момент,
когда Половцев жестоко и безжалостно
расправляется с Хопровым и его женой.
Циничность натуры этого героя писатель
подчеркивает его поведением после убийства.
Этот белогвардеец ведет себя очень спокойно,
как ни в чем ни бывало.
Особого внимания заслуживает, на мой
взгляд, Лятьевский, ибо он сильно отличается
от остальных героев «антисоветсткого
лагеря». Он весьма иронически воспринимает
любые порывы своих товарищей изменить
положение в стране, их попытки борьбы
с большевиками.
Лятьевский не сторонник красивых фраз
и проявлений своих чувств. Кажется, будто
он совершенно лишен души и благородных
устремлений. Для героя все это - пустое
и наигранное. Так, например, Лятьевский
иронически осмеивает многие поступки
Половцева, считая их ненужными и бессмысленными.
Вспомним, как есаул, стоявший на коленях
с шашкой, вытянутой в руках, и со слезами
на глазах, вызывает у Лятьевского лишь
презрение и насмешку: «Трогательное свидание!
– хрипло сказал он. – Повстанческая,
так сказать, идиллия. Не люблю я этих сентиментальных
сцен, заквашенных на дурном пафосе!»
Но не только в этом проявляется натура
Лятьевского. Подлость, жестокость и эгоизм
«просвечивают» в каждом его поступке.
С холодным цинизмом рассказывает он о
том, как видел на допросе четырех казаков
– рядовых участников заговора: «Пусть
расстреляют или сошлют этих четырех идиотов,
но я спасусь, а одна моя жизнь неизмеримо
важнее для организации, чем жизнь этого
быдла…»
Вот истинное, настоящее, что было в этом
герое. Шолохов не может понять и принять
такого отношения к людям и к жизни. Без
сомнения, писатель выступает против того
античеловеческого, что было свойственно
и Островному, и Половцеву, и, безусловно,
Лятьевскому. Таким людям нет места в обществе,
и в социалистическом, и в каком бы то ни
было другом.
Важно отметить, что писатель не навязывает
нам своего отношения к героям. Он учит
каждого видеть настоящее, истинное, то,
что делает человека человеком.
Информация о работе Враги в романе Шолохова «Поднятая целина»