Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 00:59, реферат
Роман «Солдат из Казахстана»,переведенный на многие иностранные языки (болгарский, польский, румынский, чешский, словацкий, французский и др.),получил высокую оценку зарубежной критики.Так,французский журнал писал:«Да,роман Мусрепова — это суровая и великолепная поэма о братстве,о любви и о Родине.В книге Мусрепова читатель найдет гармоническое сочетание двух разных форм мышления: «тысячу цветов»Казахстана и повесть о жизненном пути поколения, совершенно отличного как от того,которое ему предшествовало, так и от того,которое за ним пришло, — тоже по-своему славное и привлекательное,развивающееся в том самом ритме,что и его страна.
В годы Великой Отечественной войны Габит Мусрепов написал роман «Солдат из Казахстана». Писатель прослеживает жизнь Кайроша от отроческих лет до участия в величайшей битве XX века. Он из поколения, повзрослевшего на войне; до наивности непосредственный, воспитанный на принципах доброты и чести, — казалось бы, к чему ему кровопролитие. Но есть высокое понятие — «Родина», оно подчиняет все помыслы юноши.
Роман «Солдат
из Казахстана»,переведенный на многие
иностранные языки (болгарский, польский,
румынский, чешский, словацкий, французский
и др.),получил высокую оценку зарубежной
критики.Так,французский журнал писал:«Да,роман
Мусрепова — это суровая и великолепная
поэма о братстве,о любви и о Родине.В книге
Мусрепова читатель найдет гармоническое
сочетание двух разных форм мышления:
«тысячу цветов»Казахстана и повесть
о жизненном пути поколения, совершенно
отличного как от того,которое ему предшествовало,
так и от того,которое за ним пришло, —
тоже по-своему славное и привлекательное,развивающееся
в том самом ритме,что и его страна.
Многие зарубежные
деятели культуры справедливо связывали
появление таких ярких художественных
полотен,как роман «Солдат из Казахстана»
с национальным возрождениемнарода,
Основные
события романа развиваются при самом
активном участии Кайроша Сарталиева.Светлая
мечта ведет восприимчивого юношу с детства.«Может
быть, впереди новая жизнь ждет меня, маня
к себе, как переливающееся море во время
миража», — думает он.Детский дом,школатслужба
на границе — вся жизнь воспитывает в
Кайроше ненависть к мещанству и приспособленчеству.Служить
людям — вот основная потребность, которая
появляется у Кайроша еще в детстве.«Вот
тебе уже семнадцать. А что ты сделал? Окончил
семь классов? Это хорошо. Это прекрасно.
Но что дальше?» — строго спрашивает Кайрош
самого себя.Свойственная пылким и чистым
натурам неудовлетворенность заставляет
его быть всегда в пути, искать что-то новое
в жизни, рватьсявперед.
Духовно
богаты и целеустремленны и друзья Кайроша.У
каждого есть своя заветная цель.Для Бораша
— это театр, для Шегена — кабина самолета,
для Сергея Астаханова — кисть, краски
и холст.Но в трудный для Родины час все
отодвигается на задний план, и они отправляются
добровольцами на фронт.Грудью встают
Кайрош и его друзья на защиту родной земли,
до последнего сражаются с врагами.И нельзя
не восхищаться их нравственным величием.
Духовный рост
героя — главная пружина развития сюжета.Соответствует
этому и композиция романа.На разных этапах
жизненного пути Кайроша в романе появляются
персонажи, помогающие раскрытию его образа.Это
милиционер Мурсеит, который насильно
привел маленьких оборвышей Шегена, Кайроша
и Бораша в детский дом и, тем самым, определил
их дальнейшую судьбу;это и тетя Мария,заведующая
детдомом, душевная щедрость которой помогла
ее воспитанникам стать настоящими людьми;это
любимаяКайроша-Акбота.
Большое влияние на формирование характера
Кайроша оказал его друг Шеген, смелый
и целеустремленный юноша. И,наконец,это
фронтовые друзья Кайроша,образы которых
взаимно дополняют друг друга и помогают
понять образ главного героя романа.
Всматриваясь во фронтовых друзей Кайроша,читатель
яснее представляет облик воина, его величие.
Разными, непохожими друг на друга, но
нравственно близкими, спаянными в одно
целое предстают эти, еще совсем юные ребята
и, одновременно, грозные воины. Это Каиргали
Сарталиев,Самед Абдоллаев,Василий Гришин,
лейтенант Мирошник,Семен Зонин,Володя
Тостов — представители разных народов.Все
они люди с ярким национальным характером.Но
объединяет их интернационализм и гуманизм,широта
общественных интересов, мужество и дисциплинированность,
ясное сознание своей миссии.
Взволнованно
повествует писатель об их беспримерном
мужестве и отваге. Горстка бойцов ударной
группы Мирошника оказалась в стальных
тисках немецких батальонов. Один за другим
выбывают из строя солдаты. Гибнут Егор,
Самед, Семен. Люди изнемогают от жажды,
не хватает боеприпасов, а немцы, колонна
за колонной, наступают. Огненный шквал
бушует дни и ночи. Кажется, никому не суждено
остаться в живых. Но навстречу атакующим
фашистам летят гранаты и свинцовый дождь
пуль. Бойцы поднимаются, превозмогая
адскую усталость. Кайрош и его друзья
снова идут в атаку.
«Поэтичность и юмор — вот две характерные
особенности казахского писателя», —
таково мнение французской критики о романе
«Солдат из Казахстана».Несмотря на то,
что героям романа не раз приходится встречаться
со смертью, это люди веселые, жизнерадостные.В
книге много света,в ней утверждается
светлое мироощущение.
Поэтичность,о которой говорит французский
критик,особенно заметна в первой части
романа Мусрепова,где рассказывается
о детстве и юности того,кому слишком рано
пришлось стать солдатом.
Мусрепов — мастер выразительного сравнения.
Вспоминая, например, о своем детстве,
Кайрош замечает, что оно «пролетело, как
брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило,
подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов
рассказывает о туманах, которые накладывают
на лица людей особый отпечаток, и одной
фразой создает представление об осенней
казахской степи: «На оголенных побуревших
холмах, подобных горбам спящего верблюда,
мрачно насупясь, чернели одинокие орлы».
Один из основных художественных приемов,
применяемых Г. Мусреповым, — широкое
включение в роман лирико-публицистических
отступлений.Автор как бы следует за своим
главным героем, оторванным от родных
и близких, от родимой земли. И, естественно,
что воспоминания о детских годах героя
окрашиваются в лирические тона. Читатель
раз или два, и то мимоходом, встречается
с такими героями, как мать Кайроша — Каракемпир,его
любимая — Акбота.Но эти образы воспринимаются
зримо,так как каждый свободный миг Кайрош
с волнением вспоминает этих дорогих ему
людей.
Лирическая струя придает героическому
роману особую жизненность и теплоту.
Разрушенные города,погибшие друзья, смерть
и горе людей вызывают у Кайроша,еще юноши,чувство
гнева и скорби.И по контрасту с этим вспоминается
прошлое,полное света и добра.Лирические
отступления естественно входят в ткань
повествования, делают его богаче.
В романе Г. Мусрепова
воины и офицеры выступают вершителями
исторических судеб, а не слепыми игрушками
в руках случая.Воспевая героизм,писатель
откровенно и смело показывает беды и
горе, которые приносит навязанная народу
война. Победу он изображает как победу
разума,человеколюбия и прогресса над
реакцией,над бесчеловечной фашистской
идеологией.
В такой трактовке
проблем солдата и войны, личности и истории,
человека и народа проявилась новаторская
сущность писателя!