Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 21:34, реферат
Познакомившись с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы выяснили, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого "голоса" лирики: зрительного и цветового.
I. Введение …………………………………………………………….2
II. Основная часть……………………………………………………..5
1. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова……………5
2. Развитие художественных способностей в раннем детстве …….6
3. Ранние опыты – «Испанский цикл»……………………………….8
4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова………………………………...9
5. Портретная живопись ……………………………………………...10
6. «Кавказский цикл»……………………………………………………………………14
7. Военная тема в живописи Лермонтова……………………………16
III.Заключение…………………………………………………………20
IV. Литература…………………………………………………………
Лермонтов писал о Вареньке:
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
1832 год
Однако военная служба и светские
увлечения на время заслонили образ любимой
девушки и помешали развиться обоюдному
чувству. Между тем молчание и неопределенность
со стороны Лермонтова заставили Вареньку
под влиянием родителей в1835 году выйти
замуж за немолодого и нелюбимого Н.
Бахметьева. Поэт тяжело пережил эту, по
его мнению, измену любимой женщины, и
горечь утраченной любви надолго окрасила
его творчество. В декабре 1835 года в Москве
состоялась встреча Лермонтова с Лопухиной
( тогда уже Бахметьевой), тяжёлая для
обоих, отразившаяся на страницах драмы
«Два брата».
В июне 1838 года
произошла последняя встреча Лермонтова
с Лопухиной, перед поездкой её с мужем
за границу. Расставшись с Варварой Александровной,
поэт всю жизнь тосковал по ней. Её образ
нашёл воплощение в романе « Княгиня Лиговская»,
поэме « Демон» и в многочисленных стихотворениях.
Ни один художник не смог правдиво передать его облика – одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Наверное, всё дело было в том, что его лицо слишком напрямую выражало состояние души, и если это состояние не нравилось собеседнику, он и почитал сам облик нехорошим, некрасивым. Поэтому никто лучше самого Лермонтова не смог написать его портрета. Обратим внимание на самый замечательный автопортрет поэта.
Он сделан им в 1837 году на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм. Это одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте портрета – наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный».
Нас поразила история портрета: он предназначался любимой женщине,Варваре Лопухиной, которой автор и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение подруге А. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году, на аукционе в Хохберге, его купил профессор М. Винклер и в 1955 году передал два слайда (Лермонтова и Лопухиной) искусствоведу В. Лазареву, который, в свою очередь, передал их издателю Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк» в 1961 году. Год спустя Ираклий Андроников, изучавший жизнь и творчество Лермонтова, привёз из Германии оригинал портрета. Так автопортрет вернулся на свою историческую родину.
6. «Кавказский
цикл»
Чтоб вечно их
помнить, там надо быть раз:
Поворотным
пунктом биографии Лермонтова стал 1837
год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением
"Смерть поэта" последовала ссылка
на Кавказ - прежде романтическое восприятие
Кавказа было проверено и дополнено фактами
собственной судьбы.
«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
Кавказ очень много значил для
Михаила Юрьевича ,и именно там наиболее
полно раскрылся творческий потенциал
Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее
интересны пейзажи, выполненные маслом,
- "Вид Пятигорска", "Кавказский
вид с саклей" ("Военно-Грузинская
дорога близ Мцхеты"), "Вид горы Крестовой",
"Вид Тифлиса", "Окрестности селения
Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами")
и другие (все 1837- 1838). Пейзажи эти панорамны:
горизонт занижен, пространство строится
ритмично развертывающимися в глубину
перспективными планами; все они конструктивно
упорядочены, причем в качестве созидающего
и организующего начала выступает свет.
Воздушной среде, нематериальной и переменчивой,
свет сообщает богатство тонов, оттенков
и цветовых нюансов.
Любая кавказская панорама
Лермонтова - это как бы малый фрагмент
вселенной, тем не менее выразивший всю
бесконечность мироздания. Руины, монастыри,
храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются
зрителю естественными вкраплениями в
природный ландшафт. Вписанные в каждый
пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики
и верблюды, грузинки набирающие в Куре
воду, - подчинены изначально заданному
ритму; их малый масштаб подчеркивает
космическую безмерность целого. Но несмотря
на романтическую интонацию, лермонтовские
панорамы, как показал исследователь его
творчества Ираклий Андроников, во многом
совпадают с реальной топографией изображаемых
мест.
Среди наиболее интересных пейзажей, выполненных маслом, особое место занимает картина «Крестовая гора».
Невольно хочется привести строки из письма Лермонтова другу Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно –Грузинской дороги: «Сегодня лазил на Крестовую гору, на самый верх, что не совсем легко. Оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся… ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Картина выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Мы узнали, что до нашего времени дошли четыре оттиска этой картины, причём два из них раскрашены акварелью. Поэт подарил картину своему другу, писателю В.Ф.Одоевскому, в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург. Потом на долгие годы следы её затерялись. В 1966 году картина была найдена в Финляндии и привезена в Советский Союз. С 1971 года она хранится в Государственном музее – заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
Мы решили сравнить эту картину с её описанием в романе « Герой нашего времени», в первой части « Бэла», и увидели, что изображение реального вида со склона Гуд- горы на Чёртову долину и гору Крестовую полностью совпадает с описанием этого места в романе. Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда Печорина через перевал.
Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любил розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи. Это наглядно можно увидеть в картине «Воспоминание о Кавказе».
Главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. На переднем плане картины мы видим фигуры людей – всадников, возможно, погонщиков или конных горцев. Композиция картины подчинена изначально заданному ритму. Поэт вообще в природе и в жизни любил движение.
Изображения кавказской природы у Лермонтова необыкновенно точны. Поэт Иннокентий Анненский вспоминал: « Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».
Кавказская тема в живописи
поэта не ограничивается изображением
пейзажей. Большое место в ней занимает
военная тема. Широко известна картина
Лермонтова « Эпизод сражения на реке
Валерик» (« река смерти»).
Это была вторая ссылка поэта
за дуэль с сыном французского посла Де
Барантом. Его направляли в Тенгинский
пехотный полк , на побережье Черного моря,
туда, где наиболее ожесточенно развивались
военные действия. Но командующий кавказской
линией генерал П.Х. Граббе, благожелательно
относившийся к поэту, посылает его в отряд
генерала А. В. Галафеева для участия в
военной экспедиции на Малую Чечню. Началась
армейская жизнь: стычки, перестрелки
с чеченцами, опасные вылазки, опасные
поручения, видел Лермонтов и похороны
убитых, и отважные поединки…
Сражение при Валерике произошло
11 июля 1840 года. О нём поэт сообщал в письме
к другу: « У нас были каждый день дела,
и одно довольно жаркое, которое продолжалось
шесть часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты,
а их до 6000. Всё время дрались штыками.
Вообрази себе, что в овраге…. после дела
ещё пахло кровью». В этом сражении пало
свыше 300 солдат и русских офицеров, чеченцы
оставили на поле боя около 600 погибших.
Товарищ Лермонтова Мамацев, воевавший
вместе с ним, рассказывал: « Как сейчас
вижу его перед собою, то в офицерском
сюртуке без эполет с черкесской шашкой,
то в красной канаусовой рубашке… Лермонтов
был отчаянно храбр, удивлял своей удалью
даже старых кавказских джигитов…Куда
ни посмотришь, всюду поручик Лермонтов,
везде первый подвергался выстрелам».
Русская литература участию
Лермонтова в сражении при Валерике обязана
шедевром батальной лирики – стихотворением
« Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»),
а в живописи – названной ранее картиной.
Лермонтов – баталист уверенно владеет
линией, великолепно передаёт движение,
умело строит композицию. Интересен тот
факт, что рисунок композиции выполнил
Лермонтов, а акварелью его дописал Г.
Гагарин, товарищ поэта. Если сравнивать
поэму и картину, то можно сделать общий
вывод о том , что война изображена художником
без прикрас, во всём её драматизме. В тексте
стихотворения поэт даже не упоминает
о своём участии в сражении, хотя с предельной
точностью рисует трагические подробности,
врезавшиеся в память:
Верхом помчался
на завалы
Кто не успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы.
В приклады!» - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна…
Описание сражения сочетается с непримиримым
осуждением войны вообще. Лермонтов подчеркивает
её противоестественность смыслу человеческого
существования:
И с грустью тайной
и сердечной
Я думал: « Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?..»
Так поэт проводит одну из
самых гуманных и философских мыслей о
войне.
Сражению при Валерике
посвящена и другая картина - «Бой при
Валерике».
Картина написана
в 1840 году и также показывает
Лермонтова как блестящего
На картине «Нападение» как раз изображён
один из таких эпизодов.
Однако надеждам Лермонтова
не суждено было осуществиться. В январе
1841 года, благодаря стараниям бабушки,
ему был выдан отпускной билет на два месяца,
и он отправился в Петербург. В конце апреля
того же года, не дождавшись отставки,
Лермонтов покидает северную столицу
и едет в Ставрополь, а оттуда в Пятигорск,
где поэт найдёт свой последний приют.
В последние месяцы своей жизни Лермонтов
продолжал рисовать карандашом, пером
и акварелью, делал зарисовки в альбомы
знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры,
жанровые сцены. Но почти все рисунки этого
времени не дошли до нас.
Таким образом, творчество
М.Ю. Лермонтова вызвало у нас
особый интерес.
Сама личность
поэта поразила своей незаурядностью:
он обладал редкой музыкальностью - играл
на скрипке, играл на рояле, пел арии из
своих любимых опер, даже сочинял музыку;
рисовал и писал маслом картины; легко
решал сложные математические задачи
и слыл сильным шахматистом; был великолепно
образован, начитан, владел несколькими
иностранными языками.
Мы пришли к выводу, что
поэт создал пером целый мир. Неповторимый,
свой.
Поистине, талантливый
человек талантлив во всём!
Если бы не трагическая гибель, мы уверены,
он мог бы стать великим художником, и
его творчество изучалось бы в школах
и художественных училищах, потому что
его рисунки и картины необычайно выразительны,
живописные полотна великолепны по колориту.
Порой они предваряли появление того или
иного произведения.
Так поэт дарованным ему
талантом стремился запечатлеть то или
иное событие как в стихах, так и в живописи.
IV. Литература
Информация о работе Гениальность и многогранность натуры Лермонтова