Грамматико-синтаксические особенности составного сказуемого в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить типологию составного сказуемого в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Для реализации этой цели нами последовательно решалось несколько задач:
1. Изучить точку зрения лингвистов-классиков и современных исследователей на состав сказуемого;
2. составить картотеку исследования;
3. классифицировать языковой материал;
4. дать полный лексико-семантический и структурный анализ составного сказуемого;
5. получить определённые выводы об особенностях структуры, семантики и функционирования сказуемого в творчестве М. А. Шолохова.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
§1.Типы составного сказуемого и способы его выражения…………...…………..6
1.1. Общие сведения. Учение о типах сказуемого………………………………...…6
1.2. Составное глагольное сказуемое………………………………...……………......9
1.3. Составное именное сказуемое……………………………………...……………11
§2. Грамматико-синтаксические особенности составного сказуемого в романе
М. А. Шолохова «Тихий Дон»……………………………………………………….14
2.1. Грамматико-синтаксические особенности составных глагольных сказуемых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»…………………………………………..…..14
2.2. Грамматико-синтаксические особенности составных именных сказуемых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»………………………………………...…….16
Заключение…………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...3

§1.Типы составного сказуемого и способы его выражения…………...…………..6

1.1. Общие сведения. Учение о типах сказуемого………………………………...…6

1.2. Составное глагольное сказуемое………………………………...……………......9

1.3. Составное именное сказуемое……………………………………...……………11

§2. Грамматико-синтаксические особенности составного сказуемого в романе

М. А. Шолохова «Тихий Дон»……………………………………………………….14

2.1. Грамматико-синтаксические особенности составных глагольных сказуемых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»…………………………………………..…..14

2.2. Грамматико-синтаксические особенности составных именных сказуемых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»………………………………………...…….16

Заключение…………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие сказуемого принадлежит  к числу традиционных, общепризнанных. Характеристике сказуемого в русском языке посвящена обширная научная литература (исследования А. А. Шахматова, Е. М. Галкиной-Федорук, П. А. Лекант и др.). Многие теоретические положения выдержали длительную научно-практическую проверку и признаны бесспорными. Вместе с тем в теории сказуемого, в его типологии остается много неясного и противоречивого.

Сказуемое – это главный  член двусоставного предложения, который  грамматически зависит от подлежащего, выражает предикативный признак, приписываемый  подлежащему, и обозначает формальными  средствами грамматические значения наклонения и времени. В современной лингвистике  изучение сказуемого базируется на соотношении  вещественного и грамматического  значений сказуемого. Вещественное и  грамматическое значения сказуемого могут  быть выражены совместно (одной лексемой) или раздельно (двумя лексемами  или более). Собственно сказуемое  этих двух типов можно назвать  простое и составное сказуемое.

В зависимости от того, какой  словоформой выражен присвязочный член сложного сказуемого, оно делится на составное именное и составное глагольное сказуемое.

Тема нашего исследования «Типология сказуемого в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова». Обращение к данной проблематике обусловлено нашим  интересом к особенностям типологии  сказуемого.

Цель нашего исследования состоит  в том, чтобы выявить типологию  составного сказуемого в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Для реализации этой цели нами последовательно решалось несколько задач:

  1. Изучить точку зрения лингвистов-классиков и современных исследователей на состав сказуемого;
  2. составить картотеку исследования;
  3. классифицировать языковой материал;
  4. дать полный лексико-семантический и структурный анализ составного сказуемого;
  5. получить определённые выводы об особенностях структуры, семантики и функционирования сказуемого в творчестве М. А. Шолохова.

Цели и задачи определили структуру  курсовой работы: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении мы определяем тематику нашей курсовой работы, актуальность исследуемой нами проблемы, научную  новизну, практическую значимость исследования, цель, задачи, методы научного исследования, предмет исследования.

Основная часть состоит  из двух глав. В первой главе рассматривается  теоретический материал по данному  вопросу, в частности, говорится  об истории развития вопроса о  классификации сказуемых, дается общая  характеристика сказуемых.

Во второй главе делается попытка  анализа языкового материала  на примерах предложений, взятых из романа М. Шолохова «Тихий Дон».

В заключении представлены результаты проведенного анализа и основные выводы.

Для достижения целей и задач  исследования нами использовались следующие  методы и приёмы:

  • метод сплошной выборки языковых единиц (при составлении картотеки);
  • описательный метод (при определении семантики);
  • дистрибутивный метод (при распределении языкового материала по группам);
  • комплексный лексико-семантический анализ;
  • приём систематизации и классификации (при подведении итогов).

Актуальность исследования определяется растущими требованиями к содержанию и качеству литературного образования, поиском новых, эффективных путей  осмысления художественного произведения, а также тем, что типы сказуемых представляют собой интересную и своеобразную категорию синтаксических и лексических единиц, находящихся в зоне наиболее интенсивного взаимодействия между языком и речью и обладающих целым рядом только им присущих свойств и особенностей.

Научная новизна работы заключается  в том, что в ней содержится анализ типов сказуемого, выявляются функции данных сказуемых в тексте, анализируется своеобразие их семантической  реализации.

Практическое значение нашего исследования заключается в том, что языковой материал может быть использован в процессе преподавания русского языка во всех типах образовательных  учреждений. Материал и результаты курсовой работы могут быть использованы в работе школьного учителя русского языка, в студенческой аудитории  при проведении спецкурсов, спецсеминаров, при подготовке курсовых и дипломных работ.

Некоторые элементы работы могут послужить  дополнительным материалом при чтении такого раздела как «Синтаксис». Результаты исследования создают основу для дальнейших исследований.

Исследование выполнено на материале  романа М. Шолохова «Тихий Дон».

 

 

 

§1. Типы составного сказуемого и способы его выражения.

 

1.1. Общие сведения. Учение о типах сказуемого.

 

Понятие сказуемого связано  с делением простого предложения  на двусоставные и односоставные. Эти основные структурные типы предложения противопоставляются по способу выражения основного грамматического значения предложения – предикативности. Наиболее известно понятие предикативности как отнесенности высказывания (содержания предложения) к действительности. Предикативность проявляется в синтаксических категориях модальности, времени, лица. Предикативность выражается с помощью главных членов – предикативной основы предложения. В двусоставных предложениях предикативная основа представлена двумя главными членами (Наступило лето), в односоставных – одним главным членом (В доме еще спали. Тишина).

Главные члены двусоставного  предложения – подлежащее и сказуемое. Подлежащее – определяемый главный член, сказуемое – определяющий; подлежащее обозначает предмет, сказуемое – признак, характеристику этого предмета.

Е. М. Галкина-Федорук называет сказуемым «главный член предложения, выражающий утверждение или отрицание  какого-либо признака предмета или  явления действительности, обозначенного  подлежащим».

Сказуемое – это главный  член двусоставного предложения, грамматически  зависящий от подлежащего, обычно выражающийся личной формой глагола, именем существительным, именем прилагательным или причастием и обозначающий признак (действие, состояние, свойство, качество) того предмета, который  выражен подлежащим.

Между подлежащим и сказуемым  устанавливаются предикативные  отношения, т.е. отношения определяемого  – определяющего (предмет – признак), они имеют в данном случае модально-временной  характер: они мыслятся как реальные или нереальные и соотносятся  во времени с моментом речи. Таким  образом, существование предикативных отношений между главными членами двусоставного предложения означает одновременно и проявление предикативности.

Подлежащее и сказуемое  соотносительны не только по значению, но и по форме. Подлежащее имеет независимую форму – номинатив (форма именительного падежа существительного или другого имени, употребляемого в значении существительного) или инфинитив. Сказуемое грамматически подчинено подлежащему (Солнце взошло. Луна взошла. Они взошли.).

Вопрос о типе сказуемого и о классификации сказуемых  является основным в учении об этом члене предложения и о двусоставном предложении. Понятие «тип» предполагает наличие существенных общих свойств, которые проявляются в частных  разновидностях и в конкретных единицах. Для выделения типов сказуемого решающим условием служит выбор основания  классификации. Так как сказуемому свойственно значение предикативного признака, причем ни один из его элементов  не может отсутствовать, то типы сказуемого должны быть противопоставлены по способу  выражения предикативного признака.

При отождествлении сказуемого со спрягаемым глаголом вопрос о классификации, по существу, снимается. Однако даже самые  горячие сторонники глагольности как основного главного признака предложения признавали, что незнаменательные (или неполнозначные) глаголы (связки) не выражают признака предмета, не обозначают действия, а лишь имеют необходимые для сказуемого значения наклонения и времени, поэтому для выражения признака данные глаголы должны соединяться в сказуемом с другими словами. Особенно ценным было признание того, что, с одной стороны, глагол-связка не содержит определенного высказывания о предмете – подлежащем, не выражает признака, а с другой стороны – употребляемое при связке предикативное имя, обозначающее признак, не может выразить грамматические значения времени и наклонения. Именно это положение было учтено Ф. И. Буслаевым при выделении двух типов сказуемого – простого и составного.

Таким образом, в учении о  типах сказуемого можно отметить вполне определенную тенденцию: наиболее авторитетные представители основных направлений русской синтаксической науки, во-первых, подчеркивают существенность и нераздельность вещественной и  грамматической сторон значения сказуемого, во-вторых, считают основными два  способа выражения этого значения: а) спрягаемые формы полнозначного  глагола и б) сочетание спрягаемых форм неполнозначных глаголов со словами, не имеющими таких форм. Эти способы служили, главным образом, основанием классификации сказуемого.

Типами сказуемого считаются такие его проявления, в которых общее – это значение предикативного признака (т.е. признака, приписываемого в модально-временном плане), а различное – способ выражения этого значения, его вещественной и грамматической сторон.

Различия грамматической формы сказуемых являются основой  выделения типов сказуемого. Поскольку  различий в грамматической форме  сказуемого может быть много и  они носят разный характер и неодинаково  существенны, то при разработке типологии  сказуемого необходимо выделить главный, определяющий критерий.

По мнению А. А. Шахматова, П. А. Леканта основанием классификации следует считать соотношение вещественного и грамматического значений сказуемого в слове или словосочетании, выполняющем функцию сказуемого. Типы сказуемого, которые выделяются на основе этого критерия, имеют наиболее общий характер и являются основными.

Выделение типов сказуемого базируется на соотношении вещественного  и грамматического значения сказуемого. Вещественное и грамматическое значение сказуемого могут быть выражены совместно (в одном компоненте) или раздельно (в двух компонентах), иначе – синтаксически или аналитически.

Соответственно сказуемые  основных противопоставляемых типов  могут быть названы простыми и  составными.

Простое сказуемое чаще всего  представлено одним словом, выражающим грамматическое и вещественное значение. Таким словом может быть только глагол в спрягаемой форме.

Составное сказуемое, сущность которого заключается в функциональном размежевании компонентов, в раздельном выражении вещественного и грамматического  значений сказуемого, является принципиально  двучленным, двухкомпонентным. Один компонент  выражает вещественное значение сказуемого (содержание признака), он является главным. Второй компонент заключает грамматическое значение сказуемого (предикативное  оформление признака), он является вспомогательным. Двучленность составного сказуемого определяется не количеством слов, входящих в его состав, а аналитичностью структуры (Мы начали учиться. Я был зол. Я дал согласие приехать).

 

 

1.2. Составное глагольное сказуемое

 

Составное глагольное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: Молодой Дубровский хотел заняться делами (П). В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных должен, готов, рад и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений, например: Я готов с вами поспорить (П.); Через несколько дней должен я был очутиться посреди моего семейства (П.). Также в роли вспомогательного глагола могут выступать слова со значением желательности, необходимости, возможности - надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др., например: Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон (М. Г.); а также слова, выражающие эмоциональную оценку действия, названного инфинитивом - грустно, весело, приятно, горько, противно и др.

Информация о работе Грамматико-синтаксические особенности составного сказуемого в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»