Д.И.Фонвизин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:48, творческая работа

Краткое описание

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном
обще¬ствоведении существует множество разноре¬чивых ее толкований. Но как бы
мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя обра¬зование
— умственное и нравственное (В. И. Даль). Трудно найти такую сферу
общественной жизни, кото¬рая не имела бы культурно-исторического аспекта. В
понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая
основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его
твор¬ческих усилий. Но в культуре человек не только дей¬ствующее, но и
самоизменяющееся существо. Созда¬вая мир предметов и идей, он создает и
самого себя.

Вложенные файлы: 1 файл

Денис Иванович Фонфизин.pptx

— 742.43 Кб (Скачать файл)

«Недоросль»

 

Денис Иванович Фонфизин

 

«Там  в стары годы, 
Сатиры смелый властелин, 
Блистал Фонвизин, друг свободы, 
и переменчивый Княжнин..»

История создания

 

Пьеса написана во второй половине XVII в..Это первая русская социально-политическая комедия. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 г.

И имела  огромный успех.

Содержание

 

     Госпожа Простакова мечтает своего недоросля Митрофанушку выгодно женить. В доме Простаковых живёт родственница Софья и терпит грубость хозяйки. Госпожа намерена выдать её замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнаёт, что Софья - богатая наследница, планы её меняются: хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть жених Милон. Она строит планы похищения Софьи, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном. Но в финале пьесы всё её планы проваливаются, любящие сердца Софьи и Милона соединяются, а имение Простаковых берёт под опеку государство.

Задачи  автора

 

    • Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью.
    • Обличить пороки дворянства.
    • Выяснить причины, уродующие личность.
    • Осмеять невежество (дворян и детей)
    • Обострить основной конфликт времени – конфликт между невежеством и просвещением.
    • Вынести на обсуждение тему воспитания.
    • Правдиво изобразить жизнь.

Отрицательные персонажи комедии

Госпожа Простакова

 

    • Выросла в невежественной семье, считает, что образование излишне.
    • Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки.
    • Её речь груба, в ней много просторечных слов и выражений, она постоянно бранится.
    • Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына. Смысл её жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Митрофанушка

 

    • Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери».
    • Лентяй, капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить – не знает любви даже к своим близким.
    • Он умеет схитрить  и извернуться.
    • В речи много просторечных слов, часто его тон капризен и груб.
    • Так же, как и мать, признаёт лишь право сильного.

 

 

Положительные персонажи комедии

Стародум 

 

    • Человек, думающий «по-старому»
    • Человек просвещённый, патриот. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников.
    • Нравственность ценит выше просвещённости.
    • Указывает главную причину появления таких людей, как Простаковы и Скотинина,- это государство.

Правдин, Милон, Софья

 

    • Правдин – честный и безупречный чиновник.
    • Милон – верный своему долгу офицер, патриот.
    • Софья – образованная и скромная девушка, воспитана в духе уважения и почитания старших.
    • Положительные герои по контрасту с отрицательными высказывают свои взгляды на воспитание и образование, что ещё резче высвечивает пороки Простаковых и Скотининых.

Идеалы  Стародума 

 

    • Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
    • Невежда без души - зверь.
    • Великий государь есть государь премудрый.
    • Начинаются чины – перестаёт искренность.
    • Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
    • Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
    • Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
    • Последуй природе, никогда не будешь беден.

 

 

Другие  персонажи комедии

 

Скотинин

Невежествен, глуп, жаден. Типичный представитель  мелкопоместных дворян. Ради возможности  выгодно жениться готов уничтожить своего соперника – племянника Митрофана. Его образ автор доводит до гротеска: в жизни Тараса – скотный двор, разведение свиней.

Учителя Митрофана

Учитель математики – Цыфиркин, русского языка  – Кутейкин, истории – немец  Вральман не прикладывают усилий, чтобы  выучит Митрофана – чаще потакают его лени. Обманывают Простакову. Автор с явным сочувствием относится лишь к Цыфиркину, наделяя его трудолюбием. Остальные учителя и сами невежественны. Кутейкин хитёр и жаден. Вральман – бывший кучер.

Законы классицизма 

Построение комедии


 

Правила «трёх единств»


 

Единство места

Поместье Простаковых

Единство времени

В течение одних суток

Единство действия

Борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Положительные герои: Стародум, Правдин, Софья

Отрицательные: Простаковы, Митрофан, учителя.


 

Назначение комедии: смехом казнить пороки


 

«Говорящие»фамилия персонажей

Скотинин, Простакова, Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)


 

Все положительные герои Фонвизина  в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как они рассуждают о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.


 

Соответствия в построении комедии законам классицизма


Несоответствия  в построении комедии законам  классицизма

 

    • Многогранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма.
    • Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев.
    • Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям(Еремеевна, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
    • Каждый персонаж – живой образ.
    • Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
    • В пьесе есть картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта. А в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
    • Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала  для современников поучительна и назидательна.

Информация о работе Д.И.Фонвизин