Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:49, доклад
Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предки Фонвизина оказались в России еще при Иоанне IV, и совершенно обрусели. Первоначальное образование получил под руководством отца, который стал прототипом одного из героев «Недоросля» - Стародума. С 1755 Денис Фонвизин обучался в гимназии при Московском университете, а с 1760 числился студентом этого учебного заведения. В литературе дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные и ряд других сочинений, в том числе и трагедию Вольтера.
Денис Иванович
Фонвизин происходил из старинного дворянского
рода ливонских рыцарей. Предки Фонвизина
оказались в России еще при
Иоанне IV, и совершенно обрусели. Первоначальное
образование получил под
В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина. В это время Фонвизин вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию Корион (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе Сидней.
Первым вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768–1769). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров». Постановка комедии в 1772 году вызвала бурную реакции публики, Фонвизина даже сравнивали с Мольером. Во время своей службы в дворцовой канцелярии Фонвизин продолжает свою деятельность и как переводчик, им переведен ряд политических и художественных сочинений. В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции.
В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, выступавшего за ограничение самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. Смелые замыслы Н.И. Панина не осуществились, он попал в опалу и в 1782 г. был отправлен в отставку, вместе и ним вышел в отставку и Фонвизин. В 1782–1783 «по мыслям Панина» он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.
Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781), поставленная в сентябре 1782. О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». В 1783 княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В этом издании появился ряд его публицистических сочинений, содержащих критику режима Екатерины. Этими публикациями Фонвизин навлек на себя гнев императрицы и в дальнейшем испытывал значительные сложности с публикацией своих произведений. Некоторые из них выходили анонимно, а Полное собрание сочинений в 5-ти томах, подготовленное писателем в 1788 году, было запрещено к печати и в настоящее время рукопись его утрачена. В том же 1788 Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум».
В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось: в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию, а через два года в Вену. Вместе с тем ухудшается и материальное положение писателя. Литературную деятельность Фонвизин практически прекращает, если не считать автобиографического сочинения Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях, оставшегося незаконченным. Скончался Фонвизин в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Интересные факты: Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе„». Фраза эта в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.
Анализ произведения Недоросль
Пьеса была задумана
Д.И. Фонвизиным как комедия на одну
из главных тем эпохи просвещения
— как комедия о воспитании. Но впоследствии
замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль»
— первая русская социально-политическая
комедия, и тема воспитания связана в ней
с важнейшими проблемами XVIII века.
Основные темы;
1. тема крепостного права;
2. осуждение самодержавной власти, деспотического
режима эпохи Екатерины II;
3. тема воспитания.
Своеобразие художественного конфликта
пьесы в том, что любовная интрига, связанная
с образом Софьи, оказывается подчиненной
социально-политическому конфликту.
Основной конфликт комедии — борьба просвещенных
дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками
(помещики Простаковы, Скотинин).
«Недоросль» — яркая, исторически точная
картина русской жизни XVIII века. Эта комедия
может считаться одной из первых в русской
литературе картиной социальных типов.
В центре повествования находится дворянство
в тесной связи с крепостным сословием
и верховной властью. Но происходящее
в доме Простаковых — это иллюстрация
более серьезных общественных конфликтов.
Автором проводится параллель между помещицей
Простаковой и высокопоставленными вельможами
(они также, как Простакова, лишены представлений
о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют
перед знатными и помыкают слабыми).
Сатира Фонвизина обращена против конкретной
политики Екатерины II. Он выступает как
непосредственный предшественник республиканских
идей Радищева.
По жанру «Недоросль» — комедия (в пьесе
множество комических и фарсовых сцен).
Но смех автора воспринимается как ирония,
направленная против действующего порядка
в обществе и в государстве.
Система художественных образов
Образ
госпожи Простаковой
Полновластная хозяйка в своем имении.
Правы или виноваты крестьяне, решение
это зависит только от ее произвола. Она
о себе говорит, что «рук не покладает:
то бранится, то дерется, на том дом и держится».
Называя Простакову «презлой фурией»,
Фонвизин утверждает, что она вовсе не
исключение из общего правила. Она неграмотна,
в ее роду считалось, чуть ли не грехом
и преступлением учиться.
Она привыкла к безнаказанности, простирает
свою власть от крепостных до мужа, Софьи,
Скотинина. Но сама является рабой, лишенной
чувства собственного достоинства, готовой
пресмыкаться перед сильнейшим. Простакова
— типичная представительница мира беззакония
и произвола. Она — пример того, как деспотизм
уничтожает человека в человеке и разрушает
общественные связи людей.
Образ Тараса Скотинина
Такой же рядовой помещик, как и его
сестра. У него «всякая вина виновата»,
никто не может лучше, чем Скотинин, обдирать
крестьян. Образ Скотинина — пример того,
как «скотская» и «животная» низменность
берут верх. Он еще более жестокий крепостник,
чем его сестра Простакова, и свиньям в
его деревня живется намного лучше, чем
людям. «Разве дворянин не волен, поколотить
слугу, когда захочет?» — поддерживает
он сестру, когда она обосновывает свои
зверства ссылкой на Указ о вольности
дворянской.
Скотинин позволяет своей сестре играть
собой, как мальчиком; он пассивен в отношениях
с Простаковой.
Образ Стародума
Он последовательно излагает взгляды
«честного человека» на семейную мораль,
на обязанности дворянина, занятого делами
гражданского правления и военной службой.
Отец Стародума служил при Петре I, воспитал
сына «по-тогдашнему». Образование дал
«по тому веку наилучшее».
Стародум вею свою энергию, все свои знания
решил посвятить своей племяннице, дочери
умершей сестры. Он зарабатывает деньги
там, где «не променивают их на совесть»
— в Сибири.
Он умеет властвовать собой, не делает
ничего сгоряча. Стародум — это «мозг»
пьесы. В монологах Стародума получают
выражение идеи просвещения, которые исповедует
автор. Это первая социально-политическая
комедия на русской сцене. В комедии
сочетаются яркие и правдивые сцены из
жизни поместного дворянства и страстная
проповедь просветительских идей об обязанностях
правительства, «прямого, честного» гражданина.
Органично соединяя осмеяние с обличением,
Фонвизин сумел в частном случае из жизненного
уклада помещиков провинциальной Руси
разглядеть огромное социальное зло и
осудить с иронией, смехом, сарказмом «злонравия
достойные плоды». Хотя в основе сюжета
лежит любовный конфликт, стремление героев
жениться на богатой наследнице, все же
основной конфликт комедии намного глубже.
Он заключен в выступлении просветителей
против неправедных помещиков, против
деспотизма Екатерины II с ее «неисцельно
больным» государственным аппаратом.
Другая проблема комедии — истинное и
ложное воспитание. Простаковы жалеют
денег на настоящих учителей, поэтому
нанимают для своего сына бывшего кучера,
полуобразованного дьячка и отставного
солдата. Митрофанушка не желает учиться,
а родители его и не заставляют. Они сами
ничего не знают и считают, что образование
вредит. Но заключительный вывод Стародума:
«Вот злонравия достойные плоды» — заставляет
понять, что дело не только в дурном воспитании.
Растлевающее влияние крепостничества
распространяется как на народ, так и на
дворянство. Рабство крестьян развращает
помещиков духовно, они теряют человеческий
облик.
В комедии поставлены вопросы неуклонного
исполнения «должности» каждым гражданином,
вопросы семейных отношений. Основные
проблемы: крепостное право, воспитание
и формы государственной власти — даны
в их неразрывной связи и взаимной обусловленности.