Динамика функций массовой литературы (детективы, фантастика, любовные романы) с конца XIX века до начала XXI века.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:43, доклад

Краткое описание

Сегодня люди много читают. Они читают в метро, в электричке, на работе, и, подозреваю, дома. В метро они читают учебники и маленькие книжки в мягких обложках. Чаще всего это детективы, дамские романы, фантастика. Эти книги воспроизводят образы мира, организованного по разным законам, которых объединяет общий признак – массовость.
Интерес общества к массовой литературе, издаваемой миллионными тиражами и ставшей неотъемлемой частью его языкового существования, пожалуй, уже нельзя отрицать. По данным социологов, массовая литература сегодня составляет 97% литературного потока. [6, 43]

Вложенные файлы: 1 файл

массовая литература реферат.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Вполне естественно, что названия криминальных романов, выходящих в серии «Черный поток» или «Маска», будут сильно отличаться от заглавий, характерных, скажем, для розовых романов. Если в «дамской» беллетристике типовые названия варьируют ключевые слова сентиментальной направленности  — «любовь», «сердце», «соловей», «поцелуй»: «Мое сердце танцует», «Песнь соловья», «Лихорадка любви», «И все же любовь остается», то иною направленность мы находим в заглавиях криминальной паралитературы, предназначенной для любителей острых ощущений. Возьмем хотя бы броские названия криминальных романов о Сан-Антонио, выходивших в серии «Черный поток»: «Рассчитайтесь с ним», «Да плюнь ты на девчонку!», «У кошечки нежная шкурка», «Свинец в кишкax» т. п. [18]

Сюжетному схематизму, стереотипности персонажей, почти всегда подчиненных той или иной сюжетной функции и не выходящих за рамки определенного амплуа, повторяемости стандартных ситуаций соответствует и язык «формульных» произведений, основу которого составляют отшлифованные до мертвенного лоска стилевые клише. Каждой жанрово-тематической разновидности массовой литературы присущ свой язык, свой стиль. Обилие описаний, старательное перечисление географических и исторических реалий какой-нибудь выдуманной страны, планеты или звездной системы — типичного места действия в фэнтези, старательное воссоздание местного колорита — одежды, быта и нравов обитателей баснословных земель — эти «изыски» явно не подходят для детективов (во всяком случае, для произведения, рассчитанного на максимальное соответствие жанрово-тематическому канону и образующей его формуле). [18]

В общем, жанрово-тематический репертуар «произведений» массовой культуры не так широк, как возможно кажется читателю, а ограничен и примитивен по своей сути.

 

 

 

           Заключение

 

Подводя итог выполненной работы, можно с уверенностью утверждать, что «массовая литература» — это не только ценностный «низ» литературной иерархии, не только социокультурное явление — отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.

 

                    Список использованных источников.

 

  1. Богданов, К. Повседневность и мифология. СПб., 2001. – с. 61.
  2. Булгарин, Ф.В. Полное собрание сочинений: В 7 т. – СПб., 1844. – Т. VI.
  3. Гудков, Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996, № 22.
  4. Достоевский, Ф.М. Книжность и грамотность. Статья вторая // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. – Л., 1979. – Т. 19. – С. 24-53.
  5. Дубин, С. Детектив, который не боится быть чтивом // Новое лит. Обозрение. -  2000. – №41.
  6. Зверев А., Что такое «массовая литература»?//Лики массовой литературы США. М., 1991. С. 33—34.
  7. Зенкин, С. Массовая культура – материал для художественного творчества: к проблеме текста в тексте // Популярная литература: опыт культурного мифотворчества в России и Америке. М., 2003.
  8. Иванов, А. В защиту спецэффектов // Второй курицынский сборник. М.; Екатеринбург. 2001 – с. 18.
  9. Кавелти, Дж. Изучение литературных формул // Новое лит. Обозрение. - №22 – 1996. – с. 41 – 42.
  10. Костина, А. Массовая культура как феномен   постиндустриального общества. М., 2004. – с. 125.
  11. Купина, Н.А. Массовая литература сегодня. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 424 с.
  12. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М Избранные статьи. Т. 3. Таллинн, 1994.
  13. Массовая литература // Краткая литературная энциклопедия, т. 9, М., 1978
  14. Мельников, Н.Г. Массовая литература // Русская словесность.- М., 1998
  15. Набоков, В.В. Другие берега. Собр. Соч.: в 4 т. Т4. М., 1990. – с. 246.
  16. Пульхритудова, Е.М. Литература, беллетристика и паралитература // Теория литературы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С.10-29.
  17. Тимина, С.И. Современная русская литература( 1990-е гг. – начало XXI в.). – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
  18. Фёдорова Ж.В., Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. – Казань, 2003. – С. 203-209.
  19. Хализев, В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 397 с.
  20. Черняк, М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005, с. 152-178.
  21. Черняк, М.А.    Массовая  литература  ХХ века. М.: Флинта: Наука, 2007. – 432 с.
  22. Черняк, М.А.    Современная русская  литература. СПб., М.: САГА : ФОРУМ, 2004. – 336 с.
  23. Чуковский, К. Нат Пинкертон и современная литература. М.: Современное творчество, 1910. – с. 85.

 

1 Чуковский, К. Нат Пинкертон и современная литература. М.: Современное творчество, 1910. – с. 85.

2Кавелти, Дж. Изучение литературных формул // Новое лит. Обозрение. - №22 – 1996. – с. 41 – 42.

 

3 Иванов, А. В защиту спецэффектов // Второй курицынский сборник. М.; Екатеринбург. 2001 – с. 18.

4 В самой большой серии остросюжетных романов — «Русский бестселлер» издательства «ЭКСМО-Пресс» за пять лет выпущено почти 850 названий. В других сериях «Русский проект», «Черная кошка», «Вне закона», «Любовно-криминальный роман», «Детектив глазами женщины» выпускаются сотни наименований.

 


 



Информация о работе Динамика функций массовой литературы (детективы, фантастика, любовные романы) с конца XIX века до начала XXI века.