Kkkkkkkkkkkkkk
. Мечта автора о сильной
и бескорыстной любви (по повести А. И.
Куприна «Гранатовый браслет»)
Тема любви
— основная в творчестве Куприна.
По его мнению, именно любовь
дает возможность раскрыться
всем самым прекрасным сторонам
человеческой души. Чувство возвышает
людей над серой повседневностью
и становится высшим выражением
их природного равенства, над
которым не властны ни сословные
предрассудки, ни людские законы.
В такой любви Куприн видит
высшее счастье и главное предназначение
человека, но одновременно он
отчетливо понимает, что такая
любовь доступна не всем, а
только избранным.
Мечта автора
о такой любви отразилась во
многих произведениях, в том
числе и в его повести «Гранатовый
браслет». В ней Куприн описывает
имевшую место в реальности
историю безответной любви простого
телеграфного чиновника к великосветской
даме, жене члена Государственного
совета. В течение восьми лет
живет это безответное чувство.
Единственная нить, которая связывает
Желткова и княгиню Шеину, — это трогательные
письма, которые чиновник пишет своей
возлюбленной. Причиной скорой развязки
этой истории, длившейся столько лет, становится
гранатовый браслет, который Желтков присылает
Вере Николаевне в подарок на день рождения.
Этот подарок и символизирует ту безграничную
любовь, о которой мечтал сам Куприн и
о которой генерал Аносов сказал, что «может
быть... это любовь, о которой грезят женщины
и на которую больше не способны мужчины».
Любовь, символом
которой стал этот простенький,
невзрачный на вид браслет,
не подчиняется никаким устоям
общества. Она может идти наперекор
всем законам, созданным людьми.
Желтков — простой мелкий чиновник,
а Вера Николаевна — княгиня,
и расстояние между этими двумя
людьми, несмотря на то что
они живут в -одном городе, больше,
чем от земли до звезд.
Желтков понимает,
что у него нет даже одного
шанса на миллион, что на
его любовь когда-нибудь ответят,
но это и не главное для
него. Он любит, даже не надеясь
на взаимность, понимая только, что
ничто на свете, включая смерть,
не заставит его отказаться
от своего чувства, от своей
великой и безмерной любви:
«...Ваш до смерти и после
смерти покорный слуга». Даже
понимая, как безнадежна его
любовь, Желтков принимает свое
чувство как Божий дар, как
самое большое счастье, которое
было у него в жизни: «Я
не виноват, Вера Николаевна, что
Богу было угодно послать мне,
как громадное счастье, любовь
к Вам». И он не проклинает
судьбу, не ропщет на Бога, а
уходит из жизни с великой
любовью в сердце, благословляя
свою возлюбленную: «Да святится
имя Твое!»
Куприн рассматривает
любовь как глубокое нравственно-психологическое
чувство. Он не признает легких
влюбленностей и других подобных
простеньких чувствований. Устами
генерала Аносова он говорит,
что любовь не должна быть
ни легкомысленной, ни примитивной
или, тем более, основываться
на выгоде и корысти. Любовь
должна быть трагедией! Самой
большой трагедией в мире! Никакие
расчеты, компромиссы не должны
ее касаться. Но, по мнению Куприна,
не все люди способны на
такую любовь, а самое главное
— не все готовы к такой
любви.
Очень часто
люди жертвуют своим чувством
ради денег, удобств, положения
в обществе. Поэтому настоящая,
великая любовь, «которая повторяется
только один раз в тысячу
лет», доступна немногим людям.
И именно об одном из таких
избранных Богом Куприн и написал
свою знаменитую повесть.