Драматургия С.Я. Маршака (двенадцать месяцев; горе-злосчастье; и т.д.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году 22 октября старого стиля (3 ноября нового) в городе Воронеже. Отец Яков Миронович Маршак. Работал мастером на заводах, поэтому семейство Маршака часто проживало на фабричных окраинах. Работа на мелких кустарных заводишках не удовлетворяла одарённого человека, который самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился на постоянное место жительства в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелёгких переездах сохранилась в памяти Самуила Маршака и была запечатлена в его стихах о детстве.

Вложенные файлы: 1 файл

С.Я. Маршак.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа по детской литературе: "Драматургия  С.Я. Маршака (двенадцать месяцев; горе-злосчастье; и т.д.)".

 

 

 

 

 

 

Самуил  Яковлевич Маршак родился в 1887 году 22 октября старого стиля (3 ноября нового) в городе Воронеже. Отец Яков Миронович Маршак. Работал мастером на заводах, поэтому семейство Маршака часто проживало на фабричных окраинах. Работа на мелких кустарных заводишках не удовлетворяла одарённого человека, который самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился на постоянное место жительства в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелёгких переездах сохранилась в памяти Самуила Маршака и была запечатлена в его стихах о детстве.

 

В край далёкий, незнакомый

Едет  вся моя семья.

Третьи  сутки вместо дома

У неё  одна скамья.

Тесновато нам немножко

Это новое жильё

Но  открытое окошко, перед столиком - моё!

 

В Острогожске  поступил в гимназию, выдержал экзамены на круглые пятёрки. В своих воспоминаниях Маршак говорит: «Я так бы и прожил в Острогожске до окончания гимназии, если бы не случившийся неожиданный поворот в моей судьбе.»Во время летних каникул в Петербурге Маршак знакомится с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Маршак: «Он встретил меня необыкновенно радушно и горячо, как впрочем, встречал многих молодых писателей, художников, музыкантов, артистов.»  В 1902 году Стасов знакомится с тетрадкой стихов Маршака и в дальнейшем принимает горячее участие в судьбе молодого поэта, позже на него обращает внимание Алексей Максимович Горький.

Осенью 1902 года Стасов добился перевода Маршака  в Петербургскую 3-ю гимназию. Стасов вводит молодого Маршака в мир искусства открывая библиотеку классиков (Пушкина, Фета, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Чехова, Тютчева, Некрасова и др.), вместе со Стасовым посещает музеи, выставки, открытые вечера и встречи с уже известными литераторами Петербурга.

Писать  стихи Маршак начинает еще в раннем возрасте, сам Маршак говорил: «Сочинять стихи я научился ещё до того, как научился писать».

В 1904 году встречается с Горьким и  Шаляпиным. Эти встречи обозначили новый поворот в судьбе Маршака. Горький, узнав о том, что Маршак часто болеет, предлагает поселиться в Ялте.

С 1904 по 1906 год Самуил Яковлевич живёт  в Ялте в семье Горького, в этот же период принимается в Ялтинскую гимназию. Вскоре в Ялте начинаются повальные аресты и обыски, обусловленные Первой демократической революцией в России. С 1905 года Ялту трудно узнать, в город врывается огненные полотнища знамён, речи и песни революции.

В 1906 году Самуила Маршака вызывает к  себе директор гимназии и под строгим  секретом сообщает, что ему грозит исключение из гимназии и арест. Так Маршак вновь попадает в Петербург. Незадолго до его приезда умирает Стасов, Алексей Максимович Горький находится за границей. Маршак, лишённый поддержки и помощи, самостоятельно начинает пробивать себе дорогу в литературу.

С 1907 года начинает печататься в альманахах, позднее в «Сатириконе» и других еженедельниках. В 1907 году уезжает в Англию вместе с женой для продолжения образования, предварительно договаривается с некоторыми редакциями газет и журналов о печати корреспонденции. По приезде он вместе с молодой женой, Софьей Михайловной поступает в Лондонский университет: Маршак - на факультет искусств (сейчас это филологический), жена -на факультет точных наук.

Переводы  стихов Маршак начинает в Англии. Он говорил: «Я работал в нашей тихой университетской  библиотеке, переводил я не по заказу, а по любви - так же, как писал свои лирические стихи. Моё внимание раньше всего привлекали    английские и шотландские народные баллады и стихи, английского поэта Вильям Блейк, шотландский поэт Роберт Берне.»

К детской  литературе Маршак обращается после революции 17 года. В 1917 переселяется в Краснодар, где работает его отец, и работает в местной газете. После восстановления Советской власти заведует сетью детских домов и колоний областного отдела народного образования. В 1920 году с помощью круга художников, литераторов и композиторов организовав один из первых в нашей стране театр для детей, который потом вырастает в целый «Детский городок» со своей школой, детским садом, библиотекой, столярной, слесарной мастерской и различными кружками. Маршак вместе с Васильевой пишет для театра пьесы, сказки, вот некоторые из них: «Сказка про Козла», «Петрушка», «Заколдованный клубок», «Кошкин дом», «Зелёный мяч», «Умные вещи», «Горе-злосчастье». С этого момента видно как с каждым годом Маршака всё больше захватывает работа с детьми и для детей.

С 1923 по 1924 Маршак работает для Ленинградского театра юного зрителя. В 1923 году выходят  первые стихи для самых маленьких - английская детская народная песенка  «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке». В 1924-1925 годах возглавляет журнал «Новый Робинзон», сыгравший важную роль в истории современной литературы для детей. В нём впервые начали печататься Б. Житков, М. Ильин, Евгений Шварц, Л. Пантелеев, Евгений Чарушин, Г. Богданов, Д. Хармс, Вячеслав Лебедев, Н. Заболотский.

С 1924 по 1925 год работает и возглавляет  детский и юношеский отделы Ленгосиздата, потом в «Молодой гвардии» и, наконец в Ленинградской редакции Ленгиза (по 1937 год).

В 1927 году Маршак ведёт регулярную переписку с Горьким, от взгляда которого не ускользает ни одна сколь-нибудь выдающаяся книга для детей. Горький высоко ценит поэтическую и редакторскую деятельность Маршака. Он называет Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1929-1930 годах на редакцию обрушивается критика догматиков. Алексей Максимович Горький помогает удержаться на плаву, выступает в защиту. Как следствие появляются его статьи «Человек, уши которого заткнуты ватой», «О безответственных людях и о детской книге наших детей» и др.

1933 год Горький приглашает Маршака в Сорренто, чтобы наметить программу будущего - детиздата и поработать над письмом в ЦК партии об организации первого в мире и небывалого по масштабу государственного издательства детской литературы.

В 1937 году редакция в том составе, в котором она работала в предшествующие годы, распалась. Двоих арестовали по клевете, правда потом освободили, но фактически прежняя редакция перестала существовать.  Для Маршака ситуация была тоже очень напряжённой, постоянный шквал критики и наконец установленная слежка вынудили Самуил Яковлевича Маршака переехать в Москву.

В 1942 году пишет  свою сказку-пьесу «Двенадцать месяцев» и получает за неё Государственную премию СССР. В 1945 награждён орденом Великой Отечественной Войны Первой степени. В 1946 году отмечен Государственной премией за множественные стихотворные тексты к плакатам и карикатурам, созданные за первые годы войны. В 1949 Государственная премия за переводы сонетов Шекспира.

В 1957 году Самуилу Яковлевичу Маршаку  исполняется 70 лет. К юбилею в Московском и Ленинградском домах детской книги открываются выставки посвященные творчеству поэта. В этом же году Маршак совершает поездку по Шотландии, где он был увенчан лаврами Бернсовского общества.

В 1960 году - опубликовал автобиографическую повесть «В начале жизни». В 1961 году выходит сборник статей о литературном мастерстве, «Воспоминания словом» - итог большого творческого опыта писателя.

В 1964-ом на 78 году жизни перестаёт биться сердце поэта, Маршак уходит из жизни.

Детский писатель Маршак начинал как драматург. К этому жанру обращается в 1920 году, когда открывается первый ТЮЗ в стране, и пишет 13 сказок вместе с Васильевой. С этого времени и до конца своих дней писатель не оставляет любимого жанра.

Особенности драматургических произведений Маршака.

1) Адресованы сразу нескольким поколениям, они  многослойны - как всякое 
настоящее произведение искусства.

Верхний слой - радужный и прозрачный по смыслу, понятен самым маленьким зрителям.

Средний слой - более серьёзный и глубокий по значению, доходит до ума и сердца детей постарше.

И есть некий невидимый простому глазу  слой, где сосредоточена главная  мысль автора, - и до неё доходят в зависимости от способностей, интуиции, и других причин, как маленький так и взрослый зритель. Например,    комедия «Кошкин дом» - весёлое представление, где множество комических ситуаций, смешных диалогов, курьёзных героев. Но одновременно это ещё и сатирическое   повествование,   клеймящее   пошлость,   и лицемерие мещанства. И так в каждом драматическом произведении Маршака, за внешне шутливой, безобидной фабулой кроется мудрое слово о человеке, о смысле его жизни.

2) Педагогическая особенность.  Драматургия Маршака учит, не поучая, воспитывает, не принуждая. Маршак учит ум быть добрым, а сердце - умным. Каждое драматургическое произведение Маршака - это замечательный урок, жизненно проверенный по всем правилам театрального искусства.

3) Народные  истоки драматургии, связь с  различными формами фольклора.

Если  мы обратим своё внимание на героев драматических произведений, то они имеют свои особенности:

  1. Положительность героев - их трудолюбие, честность и т. д.;

2) Басенность драматургии;

3) Антропоморфизм (перенесение  присущих человеку психических свойств  на явления природы, на животных, на предметы, а так же представление божества в образе человека);

4) Отражение личности, поэта в характерах, героев.

 

Если попытаться вкратце ответить на вопрос, чего же больше всего нужно остерегаться в книгах для детей, то можно начать с предостережения против длинных, натянутых поучений, сухой и плоской морали, которая никогда еще не задевала детскую душу. Но хорошее произведение для детей непременно должно быть поучительным. В нем всегда должна быть высказана важная моральная идея. Как же преодолеть эту трудность? Как сделать книгу одновременно и занимательной и поучительной? В какой форме выразить полезную мораль? С тех самых пор, когда русская критика всерьез заговорила о детской литературе, когда Белинский, Добролюбов и Чернышевский стали систематически посвящать статьи, рецензии и обозрения книгам и журналам для детей, вопрос о морали сделался предметом горячих споров. Известно, с какой последовательностью русские революционные демократы выступали и против произведений, лишенных нравственной, моральной идеи, и против произведений, в которых моральные рецепты убивали всякое искусство. Борьба за поэтичную детскую книгу была одновременно борьбой против нравоучительных детских стихов, сказок и рассказов, напоминавших некий скучный "катехизис добродетели" и, как правило, всегда официально рекомендованных в качестве полезного детского чтения. Еще Герцен писал, что дети в книге ищут наслаждения, а не пользы и очень рано начинают различать два рода книг: один, который они читают, и другой, который им велят читать.

Советская литература для детей много сделала для того, чтобы стереть в детской книге разницу между тем, что читается ребенком для удовольствия, и тем, что читается для пользы. В стихах Маяковского, в повестях и рассказах Гайдара и Житкова, в книгах Чуковского, а позднее в стихах Михалкова, Барто привлекают и высокое художественное мастерство, и заключенная в этих книгах мораль. Но у нас есть еще немало стихов и рассказов с обязательным морально-назидательным "хвостиком". Свое отношение к такой лжепедагогической назидательности Маршак выразил в сатирических стихах об одном анекдотическом хранителе парка, который желая научить посетителей порядку, вывесил правила морали на самом видном месте - на деревьях:

Стремясь порядку  научить людей,  
Хранитель парка не жалел гвоздей. 
В могучий ствол дубовый  
Забил он гвоздь двенадцатидюймовый. 
                А в этот бук 
Вогнал гвоздей огромных двадцать штук,  
Чтоб вывесить такие объявленья:  
"Оберегайте лесонасажденья!"  
"Не рвать цветов!" "Запрещено курить!",  
"Не мять газонов!" "В парке не сорить!",  
"Нельзя плевать!" и "Дорогие детки!  
Не обрывайте у деревьев ветки!.." 
 
Мы с вами книги детские видали,  
Пробитые насквозь гвоздем морали.  
От этих дидактических гвоздей  
Нередко сохнут книжки для детей... 
Мораль нужна, но прибивать не надо  
Ее гвоздем к живым деревьям сада,  
К живым страницам детских повестей.  
Мораль нужна. Но - никаких гвоздей! 

Пожалуй, в пьесах-сказках  Маршака с наибольшей отчетливостью  можно проследить, как и какими средствами писатель подсказывает ребенку  определенные моральные выводы, не лишая свое произведение ни живости, ни свободы, ни остроты. Сказки Маршака, как и лучшие народные сказки, всегда несут важные моральные идеи, но сами эти идеи не становятся чем-то вроде аккуратных табличек, прибитых гвоздями к живому дереву, от которых дерево только чахнет и сохнет. И читатель или зритель охотно, доверчиво идет за сказочником, зная, что его не будут душить поэмою в углу и не станут читать ему скучную и плоскую мораль.

Рассмотрим, например, комедию "Кошкин дом". Еще в самом первом, очень коротеньком варианте пьесы Маршак с юмором изобразил избалованную, себялюбивую тетю Кошку, в конце концов оставшуюся одинокой, без друзей, без крова. Через двадцать пять лет, заново переписывая пьесу, Маршак усилил сатирические черты, создав образ самодовольной, праздной, пошловатой обывательницы и ее льстивых, неверных друзей. Самодовольное тунеядство одинаково отвратительно Маршаку и в мистере Твистере и в свином семействе, которое не видит ничего вокруг, кроме своего личного благополучия, своего завтрака в отеле или чана с ботвиньей в хлеву:

Информация о работе Драматургия С.Я. Маршака (двенадцать месяцев; горе-злосчастье; и т.д.)