Дружба и друзья в лирике Александра Сергеевича Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Возможно оттого, что в жизни Пушкина случилось так, что семью ему с отроческих лет заменили товарищи по лицею, он рано понял, какое важное место занимает дружба в жизни человека. Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 16.36 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Атлашевская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 на тему «Дружба и друзья в лирике Александра Сергеевича Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Работа:          Ученицы 9 «а» класса

Михайловой  Оксаны

Проверил: учитель русского языка

и литературы

Филиппова Антонина Вячеславовна

 

 

 

П.Новое-Атлашево

 

Возможно оттого, что в жизни Пушкина случилось так, что семью ему с отроческих лет заменили товарищи по лицею, он рано понял, какое важное место занимает дружба в жизни человека. Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

 

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой  поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта  во многом подражательна и противопоставлена  классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая  пирушка, воспевается вино и радость  дружеского беззаботного общения:

 

Друзья, досужий час настал,

 

Все тихо, все в покое.

 

Скорее скатерть и бокал,

 

Сюда вино златое!

 

 

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что  составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел.

 

И станут самые цари

 

Завидовать студентам.

 

В сердечности и искренности  друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты” Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

 

Соединение интимного  чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении  “К Чаадаеву”. Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического  единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями  типа: “мой друг”, “товарищ, верь”.

 

Юный Пушкин начинает разрабатывать  в своих стихах тему свободы, и  дружба становится как бы “третьим компонентом” в ряду “любовь и  тайная свобода”. В стихотворении  “Послание к кн. Горчакову” средоточием  этой свободы опять становится “младых  повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я”. Дружеское общение становится как  бы почвой этой свободы.

 

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование  и в гражданских идеалах. Во время  южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение “Дружба”. Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

 

 

Теперь друзьями Пушкина  становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и  говорит о шуме моря, прощаясь с  ним, что шум этот как “друга ропот  заунывный, как зов его в прощальный час”. Уже само по себе стихотворение  “К морю” является прощальным.

 

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией  и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет  поэта. В лирике этого периода  звучит тема внутренней свободы. Дружеские  чувства не зависят от политики —  в них мы более свободны, чем  в гражданских.

 

В стихотворении “19 октября 1827″, написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что  он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на “царской службе”, и те, кто в “мрачных пропастях земли”. “Я гимны прежние пою”, — говорит поэт в стихотворении “Арион”. Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь “Во глубине сибирских руд…”. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения (”И братья меч вам отдадут”), разумеется, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

 

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем  посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

 

Друзья мои, прекрасен  наш союз!

 

Он как душа, неразделим и вечен.

 

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных  лицейским годовщинам, уже четко  просматривается тема одиночества. Поэту больно оттого, что с ним  нет его друзей:

 

Печален я, со мною друга  нет.

 

С кем долгую запил бы я разлуку.

 

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают  поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина  лицейской годовщины, отличается настроением  “не мальчика, но мужа”:

 

Теперь не то: разгульный праздник наш.

 

С приходом лет, как мы перебесился,

 

Он присмирел, утих, остепенился,

 

Стал глуше звон его  заздравных чаш…

 

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается  с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: “И мнится, очередь за мной”. Стихотворение “Чем чаще празднует лицей…” тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив “бурь порыв мятежный”, поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

 

Тему дружбы Александр  Сергеевич Пушкин пронес почти через  все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и  творчества.


Информация о работе Дружба и друзья в лирике Александра Сергеевича Пушкина