Евгений Онегин – «лишний человек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:39, сочинение

Краткое описание

Сочинение-рассуждение на тему трагичности образа Онегина и как он стал "лишним" в обществе, дружбе и любви.

Вложенные файлы: 1 файл

Онегин готово.docx

— 15.19 Кб (Скачать файл)

Евгений Онегин –  «лишний человек».

Когда я выбирала тему своего сочинения, мое внимание привлекло  выражение «лишний человек». Я удивилась: «А почему лишний?», и решила провести исследование на эту тему. Сначала я нашла определение, кто такие «лишние люди». Оказалось, что это – «незаурядные личности, критически относящиеся к действительности и к самим себе, разочарованные в жизни, не находящие применения своим способностям, обычно переживающие личную драму». А если посмотреть исторические сведения, то увидим, что действие романа развивается в двадцатые годы XIX века. Это было время больших политических изменений в России, период усиления общественного движения, расцвета свободолюбивых идей. Именно в это время сложился тип человека, впоследствии названного «лишним». И мне сразу стало понятно, что такое определение очень даже подходит Евгению Онегину.

Онегин, дворянин по происхождению, получил типичное для того времени  домашнее воспитание и образование. Его обучал французский гувернер, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Такое образование было весьма поверхностным и бессистемным, но талант Евгения «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» позволял ему в глазах окружающих выглядеть просвещенным человеком. Поэтому Онегина охотно принимали в свете, считая, что «он умен и очень мил». Воспитание, полученное Онегиным, определило его отношение к труду. Он не умеет и не хочет работать, «труд упорный ему… тошен».  
Но зато он может блистать в свете, демонстрируя там утонченные манеры, знание моды, отменный вкус. Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему, то есть наш герой здесь «лишний». Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности: хотел писать — но «ничего не вышло из пера его». Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но уже очень скоро он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию. Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». А в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, а с другой — он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко влюбляется в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком». И как результат: он вынужден метаться по свету, везде лишний, не находящий применения своим способностям и уму, страдающий от своей ненужности. И в этом заключается трагичность образа Онегина. Крушение надежд на счастье, трагедия личной жизни – это расплата за бесцельно прожитую жизнь, за неспособность выступить против условностей того общества, которое он осуждает.

И я бы хотела закончить  свое сочинение словами Герцена:  «...Онегин - это русский, он возможен только в России; в ней он нужен, и его встречают на каждом шагу. Онегин - это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек лишний в той сфере, в которой находится, и не имеющий достаточной силы характера, чтобы из неё выйти... Он не начинал и ничего не доводил до конца, он думал тем больше, чем меньше делал; он в двадцать лет уже стар, а, начиная стареть, молодеет через любовь. Он всегда чего-то ожидал, как мы все, потому что человек не настолько безумен, чтобы верить в продолжительность теперешнего положения в России... Ничего не пришло, а жизнь уходила...».


Информация о работе Евгений Онегин – «лишний человек»