Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:39, сочинение
Сочинение-рассуждение на тему трагичности образа Онегина и как он стал "лишним" в обществе, дружбе и любви.
Евгений Онегин – «лишний человек».
Когда я выбирала тему своего сочинения, мое внимание привлекло выражение «лишний человек». Я удивилась: «А почему лишний?», и решила провести исследование на эту тему. Сначала я нашла определение, кто такие «лишние люди». Оказалось, что это – «незаурядные личности, критически относящиеся к действительности и к самим себе, разочарованные в жизни, не находящие применения своим способностям, обычно переживающие личную драму». А если посмотреть исторические сведения, то увидим, что действие романа развивается в двадцатые годы XIX века. Это было время больших политических изменений в России, период усиления общественного движения, расцвета свободолюбивых идей. Именно в это время сложился тип человека, впоследствии названного «лишним». И мне сразу стало понятно, что такое определение очень даже подходит Евгению Онегину.
Онегин, дворянин по происхождению,
получил типичное для того времени
домашнее воспитание и образование.
Его обучал французский гувернер,
который, «чтоб не измучилось дитя,
учил его всему шутя, не докучал моралью
строгой, слегка за шалости бранил и в
Летний сад гулять водил». Такое образование
было весьма поверхностным и бессистемным,
но талант Евгения «без принужденья в
разговоре коснуться до всего слегка»
позволял ему в глазах окружающих выглядеть
просвещенным человеком. Поэтому Онегина
охотно принимали в свете, считая, что
«он умен и очень мил». Воспитание, полученное
Онегиным, определило его отношение к
труду. Он не умеет и не хочет работать,
«труд упорный ему… тошен».
Но зато он может блистать в свете, демонстрируя
там утонченные манеры, знание моды, отменный
вкус. Евгений Онегин живет в светском
обществе, следует его законам, но в то
же время он чужд ему, то есть наш герой
здесь «лишний». Причина этому заключается
не в обществе, а в нем самом. Онегин живет
без цели в жизни, ему не к чему стремиться,
он томится в бездействии. Устав от яркой
суетной жизни света, «Онегин дома заперся»,
он пытается приобщиться к какой-нибудь
деятельности: хотел писать — но «ничего
не вышло из пера его». Онегин начинает
читать, но скоро полку с книгами он «задернул
траурной тафтой». Онегин не находит себе
места в жизни. Он покидает Петербург и
уезжает в деревню в надежде обрести себя,
но уже очень скоро он «увидел ясно, что
и в деревне скука та же». И здесь он оказывается
«лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному
обществу, прежде всего, по своему социальному
положению и воспитанию. Здесь Евгению
приходится пройти два серьезнейших испытания:
дружбой и любовью, но он не выдерживает
их. Онегин убивает на дуэли своего друга
Ленского. Онегин мог бы не допустить смерти
друга, в его воле было предотвратить дуэль,
но он этого не сделал, испугавшись «общественного
мнения». А в его отношениях с Татьяной
проявляется такая черта его характера,
как эгоизм. Прочитав письмо юной девушки,
в котором она признается ему в любви,
Онегин отвечает холодностью и читает
ей отповедь. Этому может быть два объяснения:
с одной стороны, Онегин не хотел потерять
свою свободу, женившись на Татьяне, а
с другой — он видел в ней провинциальную
девицу, неравную ему по социальному положению.
Последнее подтверждается также тем, что,
встретив Татьяну второй раз уже светской
дамой, ставшей «законодательницей мод»,
Онегин пылко влюбляется в недоступную
княгиню, но теперь уже ему приходится
выслушивать отказ. Онегин вновь переживает
разочарование, он опять оказывается «ненужным,
лишним человеком». И как результат: он
вынужден метаться по свету, везде лишний,
не находящий применения своим способностям
и уму, страдающий от своей ненужности.
И в этом заключается трагичность образа
Онегина. Крушение надежд на счастье, трагедия
личной жизни – это расплата за бесцельно
прожитую жизнь, за неспособность выступить
против условностей того общества, которое
он осуждает.
И я бы хотела закончить свое сочинение словами Герцена: «...Онегин - это русский, он возможен только в России; в ней он нужен, и его встречают на каждом шагу. Онегин - это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек лишний в той сфере, в которой находится, и не имеющий достаточной силы характера, чтобы из неё выйти... Он не начинал и ничего не доводил до конца, он думал тем больше, чем меньше делал; он в двадцать лет уже стар, а, начиная стареть, молодеет через любовь. Он всегда чего-то ожидал, как мы все, потому что человек не настолько безумен, чтобы верить в продолжительность теперешнего положения в России... Ничего не пришло, а жизнь уходила...».