Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:34, реферат
К концу XVI в. начинает развиваться «плутовской» роман, который, будучи жанром демократическим, рисует реальную жизнь в её самых обыденных проявлениях и даёт суровую её критику. Жанр этот имеет прецеденты ещё в средневековой литературе в виде некоторых испанских стихотворных повестей XIV-XV вв., по сюжетам и стилю близких к французским фаблио.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Факультет журналистики
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
Жанровая специфика плутовского романа на примере «Ласарильо с Тормеса».
Подготовила студентка I курса д/о
Савельева Ольга (112 группа)
Преподаватель: Гуляева И.Б.
Москва, 2012
К концу XVI в. начинает развиваться «плутовской» роман, который, будучи жанром демократическим, рисует реальную жизнь в её самых обыденных проявлениях и даёт суровую её критику. Жанр этот имеет прецеденты ещё в средневековой литературе в виде некоторых испанских стихотворных повестей XIV-XV вв., по сюжетам и стилю близких к французским фаблио.
Плутовской роман имеет определённую схему, которая слегка варьируется у разных авторов. Это автобиография такого «плута», который ребёнком бежал из родительского дома или был выброшен на улицу вследствие полной нищеты родителей, оказался вынужденным сам заботиться о своём пропитании, переменил множество хозяев, перепробовал массу профессий. Наконец, он сделался взрослым человеком, побывал в самых невероятных положениях, изучил все уловки и хитрости, пройдя до конца «школу жизни», и теперь умудрённый опытом, пишет свои воспоминания. Такая форма даёт автору возможность создать широкую галерею общественных типов, показать лиц самых разнообразных профессий и состояний, с которыми герою приходится сталкиваться, причём показ этот носит по преимуществу сатирический характер. К этим двум элементам – биографии героя и обрисовке общественной среды – присоединяется обычно третий, не обязательный, но присутствующий в той или иной степени в большинстве этих романов - морально-философские размышления героя по поводу его собственной судьбы и того, что ему приходится наблюдать.
Эти размышления, так же как и конечный вывод самих авторов, крайне пессимистичны. В плутовских романах обнажаются все язвы тогдашнего испанского общества и с ясностью раскрывается порочность общественной системы, приводящей к торжеству лицемерия, плутней и корысти. В них предстаёт картина страшной нищеты и разорения, в которые ввергнута основная масса населения, и то больное состояние общества, в которое его привела великодержавная политика испанского абсолютизма. Читателя и автора не радуют относительные удачи «героя», так как они сопровождаются его нравственным развращением, если только он уже не развращён к моменту первого своего появления в романе. По силе реализма и своему познавательному значению плутовские романы представляют собой одно из высших достижений испанской литературы «золотого века».
Жанровая специфика «Ласарильо с Тормеса»
В романе дана яркая галерея
портретов различных лиц, у которых
служил Ласаро. Слепой был «самый скупой и алчный человек
на свете», который по-своему воспитал мальчика
и избавил его от «ребяческого простодушия».
Для того чтобы прокормить себя, Ласаро
должен был постоянно хитрить и изворачиваться.
Например, он распарывал мешок, в котором
слепец хранил припасы, и сделал дырочку
в донышке кувшина, чтобы тайком от старика
пить вино. Слепец так измучил Ласаро,
что у мальчика не осталось другого выхода
как сбежать от него, предварительно разбив
ему голову о столб.
Но отношение к плутам у автора книги не просто отрицательное. В них он видит проявление ума, смекалки и инициативы. Изображение состязания двух плутов — слепого и Ласаро — перекликается с подобными же мотивами в народном творчестве.
Несомненным достижением
реалистического искусства
В «Ласарильо с Тормеса» еще нет того
пессимизма, который составляет характерную
особенность всех последующих плутовских
романов. Это произведение раннего Возрождения,
написанное в период, когда были ясные
перспективы общественного развития.
Композиционно роман строится как авантюрный,
но вместе с тем в «Ласарильо с Тормеса»,
намечены многие мотивы, которые потом
получили развитие в последующем плутовском
романе (например, насмешка над дворянской
гордостью и нищетой). Но все же «Ласарильо
с Тормеса» как первый плутовской роман
отличается от последующих образцов этого
жанра. В центре романа очень яркий образ
Ласаро, по своей выразительности не уступающий
образам фольклора. Этот плутоватый мальчишка
ещё далек от тех пикаро, которые представлены
в позднейших романах. Ласаро ворует, чтобы
прокормить себя, герои последующих романов
— плуты не только по склонности и необходимости,
но и по профессии, они представляют определенную
социальную категорию испанского общества.
В повести о Ласарильо в концентрированном виде представлены отличительные черты плутовского жанра. Определилась преимущественно «автобиографическая» форма пикарескного романа: плут составляет собственное жизнеописание, после того как достиг благополучия. Подобная форма предопределяет как бы раздвоение образа героя: с одной стороны, это пикаро, проходящий суровую школу жизни; с другой - рассказчик, умудренный жизненным опытом извлекающий из этого опыта назидания. На эти две точки зрения накладывается, не совпадая ни с одной из них, авторская позиция, находящая выражение в «Жизни Ласарильо с Тормеса» главным образом в ироническом освещении событий и персонажей.
Начиная с «Ласарильо», плутовской роман строится как своеобразный «роман воспитания» героя, где «школой» выступает сама жизнь, с которой герой сталкивается в её различных проявлениях, переходя от хозяина к хозяину либо от приключения к приключению. Отсюда довольно элементарная конструкция повествования, в котором отдельные эпизоды связаны между собой образом центрального героя, единственного персонажа, проходящего через всю книгу. Вместе с тем именно «открытость» композиции позволяет развернуть панораму действительности, создать галерею социальных типов. Показ общественной среды становится одним из существенных элементов идейного содержания романа, подчеркивая социальную обусловленность образа пикаро и его эволюции. Изображение среды приобретает по преимуществу сатирическую направленность, а поскольку автор плутовского романа изображает главным образом изнанку жизни, то этой сатире присущ нередко грубый, «физиологический» характер. Часто сатира окрашена в мрачные и безысходно пессимистические тона.
Плутовской роман - это «воспитательный роман» наизнанку, ибо в конечном итоге совершается примирение героя с ужасной, гнусной действительностью либо «возвышение» её с помощью религиозного назидания.
Книга о Ласарильо - горькое, ироническое «введение в жизнь», показательная автобиография, руководство по искусству жизни среди «невзгод и злоключений». Образ Ласарильо - это один из типов пикаро, которого можно назвать «плутом поневоле», только в конце он становится закоренелым мошенником.
Значение плутовского романа
для развития мировой
Список литературы
Информация о работе Жанровая специфика плутовского романа на примере «Ласарильо с Тормеса»