Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:45, реферат
На самом деле, все жанры, существующие во “взрослой” литературе, есть и в детской: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т. д. Но очевидно и различие между идентичными жанрами “взрослой” и детской литератур. Оно объясняется различием в жанрообразующих элементах, различием, которое обусловлено специфической ориентацией на читательское восприятие. Специфичны все жанрообразующие элементы произведения для детей.
Народные, не современные сказки, включаемые в репертуар изданий для детей, как правило, нуждаются в дополнительной обработке. Дело в том, что сказка фиксирует языковой пласт времени своего создания. Известно, что в процессе развития лексика претерпевает различного рода изменения: отдельные слова, выражения перемещаются из активной части речи в пассивную, некоторые слова и выражения изменяют свой первоначальный смысл; кроме того, активная часть лексики постоянно обогащается новыми элементами - словами, выражениями, речевыми конструкциями. Все это ставит задачи «внедрения» старой сказки в контекст современного языка, которым ребенок овладевает. Поэтому старинные сказки адаптируют либо дают в пересказе писателей.
Сказка - трудный для писателя жанр. По словам Ю. Олеши, «...очень мало было авторов, писавших сказки. Поэты этого рода действительно редкое и удивительное явление. Здесь не может быть подделки, здесь поэзия и выдумка - первоклассны, здесь индивидуальность автора - исключительна» .
О сказке размышлял и К.И.
Чуковский: «Цель сказочников... заключается
в том, чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке
Сказки, издаваемые для детей, можно разделить на три группы, каждая из которых соответствует различным возрастным категориям читателей, решая определенные воспитательные задачи.
Сказки, выпускаемые для самых маленьких (от 3 до 6 лет), способствуют постижению малышом разнообразных предметов и явлений. К таким сказкам можно отнести «Маленькую Бабу-Ягу» и «Маленького водяного» О. Пройслера, «Мафина и его веселых друзей» Э. Хоггарта, «Пале один на свете» И.Сиггорда, русские сказки «Терем-теремок», «Варежка», «Курочка-Ряба».
Все это, как правило, сказочные миниатюры, показывающие, чему стоит подражать, как нужно вести себя, содержащие одну простую, ясную мысль, которую ребенок усваивает тем быстрее, чем больше увлекает его сюжет. Это самые простые уроки нравственности (как, например, в детских рассказах Л. Толстого), такие, как «стыдно хитрить и лгать», «нехорошо быть злым и вредным».
Сказки, издаваемые в расчете
на детей 6-8 лет, сложнее. Они больше
по размеру и направлены на то, чтобы
помочь ребенку в первых шагах
самопознания. Собственные чувства,
желания, требования внешнего мира становятся
для него основным содержанием, и
ориентиры его поведения
К третьей группе можно отнести сказки, обращенные к 9-10-летним читателям, - это сказки, которые пытаются приоткрыть и объяснить «взрослый» мир, вводя читателя в систему общественных отношений. Среди них различные сказки Д. Родари, сказки «Джованино и Пульгероза» Д. Пирелли, «Тисту-мальчик с зелеными пальцами» М. Дрюона и др. Эти сказки показывают читателю сложность социальных связей, открывая перед ребенком кусочек взрослого мира: радости семьи, дружбы, возможности познания, творчества.
»Социальная» сказка уважает своего читателя, размышляет вместе с ним, показывает ему природу и общество через повествование о судьбах сказочных героев. Как правило, сюжетообразующим мотивом таких сказок становится хождение за правдой, за истиной, поиск справедливости. Интересно, что если в сказках для младших ребят важным элементом содержания является ответ на поставленный вопрос - четкий и ясный, позволяющий детям понять важные для человека моменты («что такое хорошо и что такое плохо»), то в «социальных» сказках для более взрослого читателя вопросы могут быть только названы, а ответ ребенок должен искать сам. Последнее важно, так как способствует развитию мышления детей, формированию у них потребности определять собственную позицию. А именно в этом возрасте начинают складываться личностные начала субъекта. Ребенок осознает себя как личность, задумывается о собственном внутреннем мире.
Таким образом, умело подобранные сказки позволяют показать ребенку окружающий мир от простейших связей до сложных социальных отношений. Ясно, что репертуар изданий должен включать разнообразные произведения, отвечающие запросам детей.
Мы остановились на наиболее характерных для детской литературы жанрах.
В общем случае жанры детской литературы формировались под влиянием особенностей детского восприятия произведений литературы.
Для детей младших возрастов предпочтительны короткие произведения. Причем пространственные рамки должны быть сужены, ограничены, а временные - растянуты. Это связано со спецификой отношения детей к окружающей действительности; каким длинным кажется ребенку день, как далеко расположен его детский сад! Но постепенно взрослея, он начинает ощущать, что день занимает все меньше времени, а отправляясь в школу, отмечает, что детский сад - всего в двух шагах от дома.
Именно поэтому в
Естественно, чем моложе дети, тем проще по составу должно быть произведение. Не случайно практикуется адаптация сказок и «взрослых» произведений, пересказ их, выделение фрагментов. Все это направлено именно на упрощение жанра произведения за счет сокращения объема, вычленения отдельных сюжетных линий. Таковы, например, знаменитые фрагменты «Козетта» и «Гаврош» из романа Гюго «Отверженные», пересказ «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Дона Кихота» Сервантеса. Тут осуществляется минимизация жанра, учитывающая особенности детского восприятия. И кроме того, если подобной обработке подвергаются произведения классического наследия, ребята получают возможность знакомиться с сокровищами мировой культуры.
Колыбельные песни в народе
зовут байками. Это название произошло
от глагола «баить, баять», что означает
«говорить». Старинное значение этого
слова – «шептать, заговаривать». Такое
название колыбельные получили не случайно:
самые древние из них имеют прямое отношение
к заговорной поэзии. Со временем колыбельные
песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный
характер.
В центре колыбельной песни – дитя. Им
любуются холят, лелеют. Нежные, монотонные
песни необходимы для перехода ребенка
из бодрствования в сон. В колыбельных
песнях отражается в смягченной форме
все, чем живет обычно мать, - ее радости
и заботы, ее думы о младенце, мечты о его
будущем. Слов-понятий в колыбельной обычно
немного – лишь те, без которых первичное
познание окружающего мира невозможно.
Слова эти дают первые навыки родной речи.
Колыбельной песне присуща своя система
выразительных средств, своя лексика,
свое композиционное построение. Часты
краткие прилагательные, много переносов
ударений с одного слога на другой. Повторяются
предлоги, местоимения, сравнения, целые
словосочетания. Также следует отметить
изобилие ласкательных, уменьшительных
суффиксов – не только в словах, обращенных
непосредственно к ребенку, но и в названиях
всего того, что его окружает.
«Колыбельная песня _ своего рода прелюдия
к музыкальной симфонии детства, Пением
песен приучают ухо младенца различать
тональность слов, интонационный строй
родной речи, а подрастающий ребенок, уже
научившийся понимать смысл некоторых
слов, овладевает и некоторыми элементами
содержания этих песен» - В.П. Аникин.
Пестушки получили свое название от слова
«пестовать» - «няньчить, растить, ходить
за кем-либо, носить на руках, воспитывать».
Это короткие стихотворные приговоры,
песенки, которыми сопровождают движения
младенца в первые месяцы жизни. Потешки
– от «потешать, развлекать, играть». Потешками
называются игровые песенки, стишки, которые
часто сопровождают игры детей с различными
частями тела. От пестушек потешки отличаются
тем, что они рассчитаны на активность
самого ребенка, который выполняет самостоятельно
игровые движения, соотнося их с содержанием
песенки-потешки. Для малышей подбирают
потешки, которые не только понятны по
своему содержанию, но и отражают моменты
его обычного распорядка дня.
Фольклорные прибаутки — небольшие сказочки
в стихах с сюжетом. Это красочные, яркие
словесные картинки, составляющие мир
повседневных впечатлений ребенка: все
то, что окружает его в доме, во дворе, на
улице, обрисовано предельно кратко, только
в главных, определяющих чертах.
Для прибауток характерно уважительное
отношение ко всему живому, ласковые слова,
добрые прозвища: котя — коток, курочка
— рябушечка.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения.
Прибаутки подобны расписным матрешкам
или деревянным механическим игрушкам,
где все ярко и образно. Слово в них передает
звук, движение, объем, цвет и даже вкус.
Подобные произведения следует читать
эмоционально, даже артистично, меняя
силу и высоту голоса, интонационно выделяя
смысловое содержание.
Особые виды прибауток – это небылицы
и перевертыши. Они помогают понять ребенку
реальное и фантастическое, укрепляют
в правильном восприятии и ощущении мира.
2.2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
Среди жанров литературы есть
абсолютно уникальные формы, которые
предназначены исключительно
Основная задача детской
литературы – развитие, воспитание
и обучение. Произведения должны развивать
ребенка, его мышление, воображение
и фантазию, воспитывать в нем
исключительно положительные
Подрастающие дети являются
не только объектами всех игр, но и
уже их участниками. И, чем старше
становится ребенок, тем активнее он
принимает участие в игре и
обучении. Именно в это время лучше
всего знакомить малыша с одним
из интереснейших фольклорных
Очень важным качеством считалок,
наряду с развитием речи и пополнением
словарного запаса, является развитие
у малыша и чувства ритма. Именно
ритм является основным организационным
элементом художественного
Кардинально новым методом освоения окружающего мира ребенком могут стать загадки, которые представляют собой краткое описание того или иного предмета, явления. Загадка – это вопрос, на который малыш должен ответить. Ничто так не стимулирует мыслительную деятельность ребенка, как эти небольшие произведения литературы. Основным элементом загадки является наиболее выразительный художественный прием – метафора. Предмет, который загадывается, напрямую не называется – ребенку предлагаются только его основные признаки, черты, как правило, в поэтической форме.
В процессе разгадывания загадок
ребенок может открывать для
себя совершенно новые свойства уже
давно изученных и знакомых предметов,
изучать новые явления и хорошо
запоминать их, благодаря четким и
емким стихотворным описаниям. Это
позволяет значительно
Заключение
Литература развивает
многие способности детей: учит искать,
понимать, любить - всем тем качествам,
которыми должен обладать человек. Именно
книги формируют внутренний мир
ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают,
фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно
себе представить настоящего детства.
Мирное будущее зависит от наших ежедневных
поступков и усилий. Давайте учить толерантности
в школах и в сообществе, дома и на работе,
а, главное, помнить о ней и нести ее в наших
сердцах.
Список литературы.
1.Сабуров Е. В сторону игрового общества //Известия.-30сентября.-2000г,
2. Джежелей О.В. О новом курсе "Обучение грамоте в программе "Чтение и литература" // Начальная школа.-2000.- №8.- С.14 -19.
3.Ефпосинина Л. А.,Оморокова М.И. Программа "Литературное чтение" I - IV классы //Начальная школа. - 2000.- N"8. - C. 20 -35.
4.Троицкая Т.О. Литературное
образование младших