Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:32, доклад
Достижения советской поэзии военных лет не были неожиданными, они коренились в культуре советского народа. Стихи Маяковского, Есенина, Тихонова, Багрицкого, Светлова не раз оживали в воспоминаниях, в лирической исповеди бойцов Великой Отечественной войны. Лучшие традиции советской поэзии предшествующих лет продолжали поэты-фронтовики. Перо было приравнено к штыку, поэты с такой активностью встали в строй защитников Родины, какой не бывало во всей истории нашей страны, богатой патриотическими традициями.
Казалось бы, все, предел. Ведь было
десятью годами раньше сказано: Все,
что пошлешь: нежданную беду,
свирепый искус, пламенное счастье, —
все вынесу и через все пройду.
Но не лишай доверья и участья.
Как будто вновь забьют тогда окно
щитом железным, сумрачным и ржавым....
Вдруг в этом отчуждении неправом
наступит смерть — вдруг станет все равно?
И вот —“стало все равно”. Но ведь
и после сумрачного “Триптиха” было еще
четверть века жизни и творчества, внутренней
борьбы, отзвуки которой слышны даже в
разрозненных, незавершенных, впервые
опубликованных фрагментах самых последних
лет. Один из них печатается непосредственно
по автографу—беглому, черновому, оставленному
на обложке одного из ежегодных сборников
“День поэзии”:
А я вот подтверждаю —
Мне идти
по этому прекрасному пути,
по бешеным дорогам Дон Кихота.
А вот внутреннее содержание
поэзии Ольги Берггольц, ее трагический
внутренний конфликт остаются живыми
и актуальными. В былые времена “широкий
читатель” знал лишь одну сторону творчества
поэта: многое писалось “в стол”. Сегодня
мог бы возникнуть соблазн представить
ее исключительно как “поэта подполья”.
“А кто сказал, что я делюсь на части? ”—снова
могла бы гневно возразить Берггольц.
Сами нонконформистские стихи ее проиграли
бы в своей глубине, лишившись “противовеса”.
В парадоксальной цельности, в соединении
несовместимого—трагическая неповторимость
ее феномена. Впрочем, такая ли уж абсолютная
неповторимость? Меняются времена, меняются
идеи, но время отнюдь не перестает испытывать
человеческие души на разрыв. И никогда,
наверное, не перестанет. Надеяться на
это было бы непростительной иллюзией.
Заключение.
Берггольц – поэт воинствующей и жизнетворной памяти. Искусственному забвению, как волнам искусственных морей, она противопоставляет свою память – все ее произведения так или иначе возвращают жизнь жизни, вырывают ее из мертвых песков, поднимают из мертвых вод. В минуты отчаяния и слабости она думала, что на уста ее легла печать молчания, но на самом деле молчали, не смея родиться и выйти из под пера, лишь лживые слова, а правда искала и находила разные пути. И главнейший из таких путей пролегал через Память.
Родина для Берггольц была не абстракция. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказанные Ольгой Берггольц, относятся, впрочем, не только к Великой Отечественной, но и к другой, подлой войне против собственного народа, выбивавшей не только детей из животов, но и веру в прижизненную справедливость. Для многих справедливость оказалась действительно только посмертной. После XX съезда наконец-то вышли многие стихи Берггольц о ее личной трагедии и о трагедии всего народа, но кое-что напечатали только посмертно.