Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 17:49, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в том, изучить особенности творческой манеры А.Н. Радищева.
Цель реализуется в следующих задачах:
1) исследовать биографию А.Н. Радищева и основные направления его деятельности, в том числе и взгляды на самодержавие;
2) раскрыть особенности литературной деятельности А.Н. Радищева;
3) выявить значение творчества писателя в истории русской литературы.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Жизнь А.Н. Радищева. Основные направления его деятельности………………5
1.1. Жизненный путь А.Н. Радищева…………………………………………………5
1.2. Философские взгляды А.Н. Радищева на развитие общества………………….10
2. Творчество А.Н. Радищева…………………………………………………………13
2.1. Идеологические позиции Радищева……………………………………………...13
2.2. Типологическая структура повествовательной прозы Радищева.
«Письмо к другу, жительствующему в Тобольске»…………………………............18
2.3. «Житие Ф.В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди,
воспитательного романа………………………………………………………………..21
3. «Путешествие из Петербурга в Москву» – главный труд А.Н. Радищева……….28
3.1. Структура повествования «Путешествия….»……………………………………28
3.2. Проблема автора и героя в «Путешествии…»…………………………………..30
3.3. Особенности композиции и сюжетостроения «Путешествия…»………………33
3.4. Жанровое своеобразие «Путешествия…»……………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………………..47
Список использованной литературы………………………………………………….48
3.4. Жанровое своеобразие «Путешествия…»
Как записки о путешествии, радищевская книга соотносится с двумя жанровыми традициями литературы путешествий: сентименталистской и просветительской. Жанровая разновидность «чувствительного путешествия» предполагала стихию неограниченного авторского субъективизма и сосредоточенность на тайных изгибах и закоулках чувствительной души; такое путешествие можно было написать, не выходя из собственного кабинета. Напротив, просветительское путешествие целиком погружено в стихию объективного: географические, этнографические, культурные и социальные реалии, описанные в нем, составляют его главную по знавательную и просветительскую ценность. Очевидно, что радищевское путешествие в какой-то мере соотнесено с обеими этими традициями: внешний композиционный стержень книги — дорога от Петербурга до Москвы, восходит к традиции путешествия географического; огромная роль объективного впечатления как источника размышлений и переживании путешественника связывает его с просветительской разновидностью жанра; наконец, сосредоточенность повествователя на своей внутренней жизни, деятельности сердца и разума, соотносима с чувствительным путешествием.
Однако реальный жанровый объем радищевской книги не исчерпывается ни национальной одо-сатирической традицией, ни европейской традицией литературы путешествий главным образом за счет того духовно-интеллектуального мирообраза с четким публицистическим содержанием, в котором осуществляется векторный путь духовного и интеллектуального роста героя. Этот третий, основополагающий жанровый оттенок Радищев и обозначил эпиграфом из «Тилемахиды», вынесенным на титульный лист книги: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Обычно литературоведческая традиция ограничивается смысловым истолкованием этого эпиграфа как символического образа двуединства самодержавия и крепостничества. Нам же хотелось бы обратить внимание на жанровую традицию, с которой стих из «Тилемахиды» ассоциативно связан памятью о своем генетическом источнике: жанр государственно-политического просветительского воспитательного романа, который сопрягает внешний сюжетный рисунок путешествия с его метафорическим изводом духовного пути, процесса самосовершенствования и самопознания.
Г. П. Макогоненко был абсолютно прав, увидев в радищевском «Путешествии» жанровую тенденцию воспитательного романа. В сочетании с «тяготением к жанру ораторской прозы, жанру, тесно связанному с церковной проповедью» эта тенденция в книге Радищева дает совершенно оригинальный, можно даже сказать единственный, но, тем не менее, закономерный и необходимый пример слияния высокого и низкого мирообразов русской литературы XVIII в. Этот синтез в радищевском «Путешествии» осуществлен не на микроуровнях литературного процесса, таких, как синтез отдельных стилевых элементов, жанровых констант или типологических образных структур, но на его макроуровне.
В радищевском «Путешествии» объединены ведущие направления русской литературы XVIII в.: высокая профессиональная литература Кантемира, Ломоносова, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, адресованная идеальному просвещенному читателю, и массовая демократическая романистика, обращенная к читателю реальному, которому еще только предстоит стать просвещенным в процессе ее усвоения. Этот синтетический характер «Путешествия» особенно важен: если публицистико-идеологический аспект значимости книги Радищева в русской литературе сомнению не подвержен и исчерпывающе, хотя и тенденциозно, освещен в литературоведении, то ее чисто эстетическая значимость все еще (и совершенно несправедливо) остается на втором плане. А между тем, неразрывная связь идеологии и эстетики в рецепции XVIII в. была залогом восприятия текста именно как эстетически совершенного, и книга Радищева реализует эту связь в той мере последовательности и полноты, какая может быть в принципе доступна произведению, не выходящему из рамок изящной словесности.
Заключение
В результате проведенного исследования можно полагать, что мировоззрение Радищева остается во многом неизменным на протяжении всего творчества: его суждения о браке, о едином божестве, о психологической природе юности обнаруживают близкое сходство начиная с самых ранних уверенно датируемых произведений Радищева («Вольность», 1783) вплоть до самых поздних («Песни, петые на состязаниях», 1801).
Проблема психологизма в творчестве Радищева, в частности, рассмотрение «Жития Федора Васильевича Ушакова» как сочинения об определенном этапе раннего возраста жизни человека, предвосхитившего на 10 лет подобные опыты Н.М. Карамзина, заставляет по-новому взглянуть на историю психологизма в русской литературе и в частности – на развитие сентиментализма. В частности, обращает на себя внимание разработка Радищевым такой важнейшей для конца XVIII века темы, как дружба, оказывающаяся одним из важнейших понятий в его нравственной теории.
Дальнейшего изучения требует двойственная, художественно-публицистическая природа «Путешествия». При этом вопрос о соотношении беллетристического повествования и теоретических рассуждений должен решаться с привлечением материала нравоучительной литературы 1780-х гг.
Важно понять, что представляет собой жанр «Путешествия» на фоне русской литературы 1780-х гг. (характерно, что в конце ХУШ века говорят о «Путешествии» как о периодическом издании, журнале), насколько свойственны именно «Путешествию» такие элементы его художественной формы, как ирония, полистилистика, насколько индивидуален Радищев в создании персонажей. Но главное заключение можно сделать уже сейчас — творчество Радищева следует рассматривать как неотъемлемую часть русского литературного процесса 1780-х гг, в котором религиозно-нравственные проблемы играли значительную роль. Внимание к этим проблемам позволит более глубоко понять многоплановый характер главной книги Радищева.
Список использованной литературы