Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:54, реферат
Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин
Главное управление
Идеологической работы, культуры
и по делам молодёжи
Учреждение образования
«Могилёвский государственный
библиотечный колледж им А.С.Пушкина»
Тургенев И. С
Реферат
Подготовлен:
учащейся дневного отделения,
Обучающейся по специальности
2 23 01 31 «Библиотековедение и
библиография»
II курса, группы
Козловской
Натальи Викторовны
Могилев 2013
Тургенев Иван Сергеевич
«Гениальный романист, изъездивший
весь свет, знавший всех великих
людей своего века, прочитавший все,
что только в силах прочитать
человек, и говоривший на всех языках
Европы», — так восторженно отозвался
о Тургеневе его младший
Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...
В дальнейшем отношение к
тургеневскому творчеству стало
более спокойным, на первый план вышли
другие стороны его произведений:
поэтичность, художественная гармония,
философская проблематика, пристальное
внимание писателя к «таинственным»,
необъяснимым явлениям жизни, проявившееся
в его последних произведениях.
Интерес к Тургеневу на рубеже
XIX-XX вв. был преимущественно «
Современный взгляд на творчество
Тургенева, и прежде всего на изрядно
потрепанный школьными «
* * *
И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.
Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.
В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.
1) Первый период (1836-1847), начавшийся
подражательными
Начало самостоятельного
творчества Тургенева, свободного от явных
следов ученичества, относится к 1842-1844
г. Вернувшись в Россию, он попытался
найти достойное жизненное
В 1844-1847 гг. Тургенев — один
из самых видных участников «натуральной
школы», содружества молодых
2) Второй период (1848-1861) был,
вероятно, самым счастливым для
Тургенева: после успеха «
В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.
Окрыленный успехом своих
внешне непритязательных произведений,
выдержанных в традициях «
«Бежин луг» — рассказ, вошедший в первое большое произведение известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — сборник рассказов «Записки охотника» (1846–1851). «Записки охотника» посвящены жизни помещичьей России середины XIX века. Картины быта русских крестьян даются на фоне тонких и лирических описаний русской природы. В рассказе «Бежин луг» герой, заблудившийся охотник, выходит ночью на луг, где пятеро ребятишек сидят вокруг костра. Невдалеке пасутся кони. Прекрасная летняя тёплая ночь проходит в разговорах с мальчиками, которые рассказывают герою разные «страшные истории». Бежин луг, описанный в рассказе И.С. Тургенева, — реально существующее место около деревни с тем же названием недалеко от города Орла.
«Записки охотника» —
поворотный момент в творчестве Тургенева.
Он не только нашел новую тему, став
одним из первых русских прозаиков,
открывших неизведанный «материк»
— жизнь русского крестьянства,
но и выработал новые принципы
повествования. В рассказах-очерках
органично слились
— в книге нет единого
сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно.
Документальная основа всего цикла
и отдельных рассказов —
— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;
— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;
— большинство произведений
— социально-психологические
Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.
В 1850-е гг. Тургенев — писатель
круга «Современника», лучшего журнала
того времени. Однако к концу десятилетия
отчетливо проявились идейные различия
между либералом Тургеневым и
разночинцами-демократами, составлявшими
ядро «Современника». Программные эстетические
установки ведущих критиков и
публицистов журнала — Н.Г.