Замысел и план «Человеческой комедии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

В 1834 году Бальзак пришел к мысли о том, чтобы все написанное им до сих пор объединить в одно большое произведение. Так зародилась идея, вначале еще смутная, «Человеческой комедии». Замысел этот реализуется на протяжении 30-х и 40-х годов. Но название своего цикла романов Бальзак нашел не сразу. В 1841 году один из друзей писателя поделился с ним восторгом от чтения «Божественной комедии» Данте, и у Бальзака под влиянием этого разговора и мыслей о Данте возникло решение назвать свое произведение «Человеческая комедия». Давая задуманной им серии это название, Бальзак был вполне самостоятелен. Когда Данте называл свое произведение «Комедия» (слово «Божественная» было присоединено позднее восхищенными потомками), он имел в виду, что его поэма начинается «плохо» (ад) и кончается «хорошо» (рай). Когда же Бальзак называет свое произведение «Человеческая комедия», он уже в самом заглавии подчеркивает ироническое отношение к буржуазному обществу, которое он изобразил в своих романах.

Вложенные файлы: 1 файл

изл пр1.docx

— 80.36 Кб (Скачать файл)

Не последняя роль в «воспитаний чувств» Растиньяка отведена в романе своеобразным «учителям» Эжена - виконтессе де Босеан и беглому каторжнику Вотрену, во всем контрастным друг другу. «Вы хотите создать себе положение, я помогу вам,- говорит герою де Босеан, констатируя с гневом и горечью неписаные законы преуспеяния в высшем свете.- Исследуйте всю глубину испорченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин ...чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции,- и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний». «Принципов нет, а есть события,- поучает Растиньяка Вотрен, желая обратить его в свою веру,- законов нет - есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими». Юноша уже начинает понимать жестокую правоту слов как виконтессы де Босеан, ставшей жертвой законов высшего света, так и имморалиста Вотрена, подобно «пушечному ядру» пробивающего себе дорогу в обществе. «Свет» - это «океан грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в него кончик ноги»,- заключает герой.

Характерно, что в «Отце Горио» Растиньяк еще противостоит этому «океану грязи», о чем красноречиво [495] свидетельствует решение им нравственной проблемы, возникшей в связи с матримониальными планами Вотрена. Пусть не без колебаний, но Эжен все-таки отказывается принять преступное предложение «Наполеона каторги», обещающее выгодный брак с Викториной Тайфер. Философия имморализма в «Отце Горио» - не философия Растиньяка. Бальзаковский герой еще сохраняет живую душу и способность к искреннему состраданию. Поэтому он пока неизменно оказывается на стороне жертв буржуазно-дворянского общества: виконтессы де Босеан, оставленной ее возлюбленным ради заключения выгодной брачной сделки, и особенно - отца Горио. За безнадежно больным стариком он вместе с Бьяншоном бескорыстно ухаживает, а потом хоронит его на свои последние жалкие гроши.

Вместе с тем в романе 1834 г. есть и свидетельства того, что Эжен уже готов вступить на путь компромисса с высшим светом. Особенно симптоматична в этом отношении порожденная расчетом связь героя с Дельфиной Нюсинжен, открывающая ему путь к будущим миллионам и политической карьере: То, что герой намерен пройти этот путь до победного конца, подсказывает финальный эпизод романа, где Растиньяк как бы прощается с благородными мечтами и иллюзиями своей юности. Стоя почти рядом со свежей могилой Горио и глядя на простершийся перед ним Париж, Растиньяк бросает: «А теперь - кто победит: я или ты!» И отправляется в богатые кварталы Парижа, чтобы завоевывать себе место под солнцем.

Из последующих произведений «Человеческой комедии» («Утраченные иллюзии», «Банкирский дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок», «Комедианты неведомо для себя», «Депутат от Арси» и др.) читатель узнает, что Растиньяк в конце концов добьется многого: станет миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщится на правах родственника к бесчестным доходам Нюсинжена, получит титул пэра Франции и войдет как министр в буржуазное правительство Июльской монархии. Однако все это будет добыто героем не только ценою утраченных иллюзий юности, но и безвозвратной потерей лучших качеств его личности, некогда по-своему обаятельной и благородной. С эволюцией Растиньяка и связывает Бальзак важнейшую для всей «Человеческой комедии» тему нравственной капитуляции французского дворянства, поправшего исконные [496] рыцарские принципы и в конце концов слившегося с ненавистной писателю буржуазией. Поэтому можно заключить, что исследование закономерностей эволюции Растиньяка приводит Бальзака как художника к утрате его собственных - легитимистских - иллюзий относительно потомственной аристократии, в которой он хотел бы видеть надежную опору идеальной монархии.

«Жизнь в Париже - непрерывная битва»,- заключает автор «Отца Горио». Поставив целью изобразить эту «битву», Бальзак оказался перед проблемой преобразования поэтики традиционного романа, основывавшегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В «Отце Горио» предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом. Следует подчеркнуть, что эта структурная особенность, проявившаяся позже во многих других произведениях писателя, станет важнейшей приметой нового типа романа, который ввел в литературу Бальзак.

Открывает повествование в «Отце Горио» обширная экспозиция, характерная для Бальзака-романиста. В ней подробно описано главное место действия - пансион Воке, его расположение, внутреннее устройство, обстановка комнат, где обычно встречаются пансионеры. Здесь же достаточно полно охарактеризованы хозяйка дома, ее прислуга, живущие в пансионе «нахлебники» и столующиеся в нем «приходящие». Действие пока течет медленно, бессобытийно. Каждый погружен в свои заботы, почти не обращая внимания на случайных соседей по дому. Однако по мере прояснения характеров и судеб разрозненные линии романа сближаются, образуя в конце концов единое действие, в орбиту которого естественно включаются и идущие извне сюжетные линии виконтессы де Босеан, Анастази Ресто, Дельфины Нюсинжен. После развернутой экспозиции, предварящей и всесторонне мотивирующей сюжетное действие, события набирают стремительный темп: коллизия преобразуется в конфликт, конфликт до предела обнажает непримиримые противоречия, катастрофа становится неизбежной. Она наступает почти одновременно для всех действующих лиц. Разоблачен и схвачен полицией Вотрен, только что с помощью наемного убийцы «устроивший» судьбу Викторины Тайфер. Навсегда покидает высший свет виконтесса де Босеан, окончательно убедившаяся в предательстве своего [497] возлюбленного. Разорена и брошена великосветским «пиратом» Максимом де Трай Анастази Ресто, представшая перед судом разгневанного мужа. Умирает покинутый дочерьми отец Горио. Пустеет пансион г-жи Воке, лишившейся сразу почти всех своих постояльцев. Завершает роман финальная реплика Растиньяка, словно бы обещающая продолжение начатой писателем «Человеческой комедии».

В феврале 1835 г. «Отец Горио», печатавшийся в журнале «Ревю де Пари», был опубликован полностью. Успех превзошел все ожидания. «„Отец Горио" производит фурор,- сообщает Бальзак Э. Ганской.- Еще ни одно из моих произведений так не расхватывалось». Вслед за журнальной публикацией появляются два отдельных издания романа. В том же году «Отец Горио» инсценируется для постановки в парижских театрах. Однако несмотря на успех у читателей, серьезная критика обходит роман молчанием. Зато бульварная печать публикует издевательские, развязные статьи об авторе «Отца Горио». Однако Бальзак не думает отступать. Работа над «Человеческой комедией» продолжается. В 1836 г. появляются новеллы «Обедня безбожника», «Дело об опеке», «Фачино Кане», роман «Лилия в долине», повесть «Старая дева», готовятся к печати романы «Музей древностей», «Чиновники», «История величия и падения Цезаря Биротто», повесть «Банкирский дом Нюсинжена», наконец, очередное продолжение серии «Озорных рассказов», которые должны, по замыслу писателя, обрамлять величественное здание «Человеческой комедии».

 

 

4.  

5. РОМАН «ОТЕЦ ГОРИО».

Роман «Отец Горио» (1834) является первым произведением, созданным Бальзаком в соответствии с общим планом задуманной им эпопеи. Именно в период работы над этим романом у Бальзака окончательно оформляется мысль о том, чтобы создать единый цикл произведений о современном обществе и включить в этот цикл многое из написанного. 
Роман «Отец Горио» становится «ключевым» в задуманной «Человеческой комедии»: в нем отчетливо выражены важнейшие темы и проблемы цикла, кроме того, многие из его персонажей уже фигурировали в предыдущих произведениях автора и в будущем появятся в них вновь. 
 
«Сюжет «Отца Горио» – славный человек – семейный пансион – 600 франков ренты – лишивший себя всего ради дочерей, из которых каждая имеет по 50 000 франков ренты, умирающий как собака», – гласит запись в бальзаковском альбоме, сделанная еще до возникновения замысла «Человеческой комедии» (вероятно, в 1832 году). Очевидно, что согласно первоначальному замыслу, предполагалось, что в произведении будет вестись повествование об одном герое. Однако, приступив к созданию романа, Бальзак обрамляет историю Горио множеством дополнительных сюжетных линий, естественно возникающих в процессе реализации замысла. Среди них первой является линия Эжена де Растиньяка, парижского студента, как и Горио, пребывающего в пансионе Воке. Именно через восприятие студента и представлена трагедия отца Горио, который сам не в состоянии осмыслить все происходящее с ним. «Без пытливых наблюдений Растиньяка и без его способности проникать в парижские салоны повесть утратила бы те верные тона, которыми она обязана, конечно, Растиньяку, – его прозорливому ему и его стремлению разгадать тайны одной ужасающей судьбы, как ни старались их скрыть и сами виновники ее, и ее жертва», – пишет автор. 
Однако, функция Растиньяка не ограничивается простой ролью свидетеля. Тема судеб молодого поколения дворянства, вошедшая вместе с ним в роман, оказывается настолько важной, что этот герой становится не менее значительной фигурой, чем сам Горио. 
«Жизнь в Париже – непрерывная битва», – говорит автор романа. Поставив целью изобразить эту битву, Бальзак стал перед необходимостью преобразования поэтики традиционного романа, основывающегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В романе предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом. Эта структурная особенность, проявившаяся позже и в других произведениях писателя, станет важнейшей приметой нового типа романа, который ввел в литературу Бальзак. 
Произведение открывает обширная экспозиция, характерная для Бальзака-романиста. В ней подробно описано главное место действия – пансион Воке – его расположение, внутренне устройство. Столовая пансиона с ее пестрой случайной мебелью и странной сервировкой, с ее напряженной атмосферой отчужденности, которую пытаются скрыть внешней вежливостью – это не только заурядный тальбот дешевого парижского пансиона, но и символ французского общества, где все перетасовано и смешано недавними бурными историческими событиями. 
В экспозиции достаточно полно охарактеризованы также хозяйка дома, ее прислуга и постояльцы. Действие в этой части романа течет медленно, бессобытийно. Каждый подгружен в свои заботы и почти не обращает внимания на соседей. Однако по мере развития действия, разрозненные линии романа сближаются, в конечном итоге образуя нерасторжимое единство. После развернутой экспозиции события набирают стремительный темп: коллизия преобразуется в конфликт, конфликт обнажает непримиримые противоречия, катастрофа становится неизбежной. Она наступает почти одновременно для всех действующих лиц. Разоблачен и схвачен полицией Вотрен, только что с помощью наемного убийцы устроивший судьбу Викторины Тайфер. Навсегда покидает свет виконтесса де Босеан, преданная возлюбленным. Разорена и брошена Максимом де Трай Анастази де Ресто, представшая перед судом разгневанного мужа. Пустеет пансион мадам Воке, лишившийся почти всех своих постояльцев. Завершает финал реплика Растиньяка, словно бы обещающая продолжение начатой писателем «Человеческой комедии». 
Основные сюжетные линии романа определяются стремлением писателя глубоко и всесторонне раскрыть социальный механизм буржуазного общества 1810- 1820-х годов. Собрав множество фактов, которые должны убедить читателя в эгоистической, лицемерной, своекорыстной природе общественных отношений, повсеместно утверждавшихся в Европе в этот период, писатель стремится дать их обобщенную и резко разоблачающую характеристику. В произведении соединяются три сюжетные линии (Горио, Растиньяк, Вотрен (под его именем скрывается беглый каторжник Жак Колен по кличке Обмани-смерть)), с каждой из которых связана своя проблема. 
С Горио изначально связаны истории жизни его дочерей – Анастази, ставшей женой дворянина де Ресто, и Дельфины, вышедшей замуж за банкира Нюсинжена. 
С Растиньяком входят в роман новые сюжетные линии:  
– виконтессы де Босеан (открывающей перед юным провинциалом двери аристократического предместья Парижа и жестокость законов, по которым оно живет); 
– «Наполеона каторги» Вотрена (по-своему продолжающего «обучение» Растиньяка, искушающего его перспективой быстрого обогащения за счет преступления, совершенного чужой рукой); 
– студента медика Бьяншона, отвергающего философию имморализма; 
– Викторины Тайфер (она принесла бы Растиньяку миллионное приданое, если бы после насильственной смерти ее брата стала единственной наследницей банкира Тайфера).  
Сюжетная линия, связанная с историей отца Горио – почтенного буржуа, деньги которого помогли его дочерям сделать светскую карьеру и вместе с тем привели к полному отчуждению между ними и отцом – является в романе ведущей. Все нити сходятся в конце концов к Горио: Растиньяк становится любовником одной из его дочерей и потому судьба старика приобретает для него неожиданный интерес; Вотрен хочет сделать Растиньяка своим сообщником и потому для него приобретает значение все, что интересует молодого человека, в том числе и семейные дела Горио. Так образуется целая система персонажей, прямо или опосредованно связанных с Горио как своеобразным центром этой системы, включающей в себя и хозяйку пансиона Воке со всеми ее пансионерами, и представителей высшего света, посещающего салон виконтессы де Босеан. 
В романе охвачены самые разные пласты социальной жизни – от родовитой семьи графа де Ресто до темного дна французской столицы. Французская литература еще не знала такого широкого и смелого охвата жизни. 
В отличие от предшествующих произведений, где второстепенные персонажи были охарактеризованы писателем весьма поверхностно, в «Отце Горио» каждый имеет свою историю, полнота или краткость которой зависят от роли, отводимой ему в сюжете романа. И если жизненный путь Горио находит свое завершение, истории остальных персонажей остаются принципиально незавершенными, так как автор предполагает вернуться к ним в других произведениях эпопеи.  
Принцип «возвращения персонажей» – не только ключ открывающий выход в будущий мир бальзаковской эпопеи. Он позволяет автору вписать в начинающую свою литературную жизнь «Человеческую комедию» персонажей, которые появлялись в произведениях, ранее уже опубликованных. Так, в «Гобсеке» была рассказана история семейства де Ресто, в «Шагреневой коже» впервые появились имена не только Тайфера, но и Растиньяка. В «Покинутой женщине» является героиней де Босеан, оставившая высший свет и заточившая себя в родовом имении. В дальнейшем истории ряда героев будут продолжены. 
В романе сказалось характерное для Бальзака-реалиста переплетение психологического и социального планов. Психологию людей, мотивы их поступков писатель объяснял социальными условиями жизни, развитие отношений между людьми стремился показать на широком фоне жизни парижского общества. 
Господство денег, их тлетворное влияния показано Бальзаком в типичных и в то же время глубоко индивидуальных образах. Трагедия отца Горио представлена в романе как частное проявление общих законов, определяющих жизнь послереволюционной Франции, как одно из ярчайших проявлений драматизма буржуазной повседневности. Бальзак использует достаточно известный сюжет (почти шекспировскую историю), но трактует его своеобразно.  
История Горио при всем своем трагизме лишена черт исключительности, характерной для «неистовой литературы» 1830-х годов. Боготворимые стариком дочери, получив все, что он мог им отдать, вконец истерзав его своими заботами и бедами, не только бросили его умирать одного в жалкой конуре пансиона Воке, но даже не приехали на похороны. Но эти женщины вовсе не изверги и не чудовища. Они – люди в общем обыкновенные, ничем особенным не примечательные, ничем особо не нарушающие законов, утвердившихся в их среде. Так же обыкновенен для своей среды и сам Горио. Необыкновенно лишь его гипертрофированное чувство отцовства. Оно возобладало в Горио над всеми дурными чертами накопителя и стяжателя, которые были у него в избытке. В прошлом рабочий-вермишельщик, сколотивший изрядное состояние на ловких спекуляциях мукой, он выгодно выдает своих дочерей замуж, одну за графа, другую – за банкира. С детства потворствуя всем их желаниям и капризам, Горио и позже позволял им безжалостно эксплуатировать свое отцовское чувство.  
Отец Горио во многом подобен герою предшествующего романа Бальзака – Гранде. Подобно Гранде, Горио возвысился на том, что ловко и бессовестно использовал революционную ситуацию 1789 года, наживался на спекуляциях. Но в отличие от старого Гранде, Горио полон любви к дочерям, которая явно поднимает его выше той среды, где выше всего ставятся деньги и собственная выгода. 
Дочери же так и не научились быть благодарными Горио. Для развращенных вседозволенностью Анастази и Дельфины отец оказывается лишь источником денег, когда же его запасы иссякли, он утрачивает для дочерей всякий интерес. Уже на смертном ложе старик, наконец, прозревает: «За деньги купишь все, даже дочерей. О мои деньги, где они? Если бы я оставлял в наследство сокровища, мои дочери ходили бы за мной, лечили бы меня». В трагической жизни и сетованиях Горио обнажается истинная основа всех связей – даже кровных – в обществе, где властвует безмерный эгоизм и бездушный расчет. 
Одна из важнейших проблем творчества Бальзака – изображение судьбы молодого человека, начинающего свой жизненный путь, – связана с Эженом де Растиньяком. Этот персонаж, который уже встречался в «Шагреневой коже», будет фигурировать и в других произведениях писателя, например в романах «Утраченные иллюзии» (1837 – 1843), «Банкирский дом Нюсинжен» (1838), «Беатриса» (1839). В «Отце Горио» Растиньяк начинает свой самостоятельный жизненный путь.  
Представитель обедневшего дворянского рода, студент юридического факультета Растиньяк приехал в столицу, чтобы сделать карьеру. Попав в Париж, он живет в убогом пансионе госпожи Воке на скудные деньги, которые, отказывая себе во всем, посылают ему мать и сестры, прозябающие в провинции. В то же время благодаря принадлежности к древнему роду и старинным родственным связям, ему оказывается открыт доступ в высшие сферы дворянско-буржуазного Парижа, куда Горио попасть не может. Таким образом, с помощью образа Растиньяка автор соединяет два контрастных социальных мира послереволюционной Франции: аристократическое Сен-Жерменское предместье и пансион Воке, под кровом которого нашел пристанище отверженный и полунищий люд столицы. 
Возвращаясь к теме, впервые поставленной в «Шагреневой коже», писатель на этот раз более глубоко и всесторонне раскрывает эволюцию молодого человека, вступающего в мир с благими намерениями, но постепенно утрачивающего их вместе с юношескими иллюзиями, которые разбивает жестокий опыт реальной жизни. 
Разворачивающаяся на глазах Растиньяка история Горио становится для него едва ли не самым горьким уроком. Автор, по сути, изображает первый этап в «воспитании чувств» Растиньяка, его «годы учения».  
Не последняя роль в «воспитании чувств» Растиньяка принадлежит его своеобразным «учителям» – виконтессе де Босеан и беглому каторжнику Вотрену. Эти персонажи во всем противоположны друг другу, но наставления, которые они дают молодому человеку, оказываются удивительно сходными. Виконтесса преподает молодому провинциалу уроки жизни, и главный ее урок заключается в том, что успеха в обществе нужно добиваться любой ценой, не стесняясь в средствах. «Вы хотите создать себе положение, я помогу вам, – говорит виконтесса, констатируя с гневом и горечью неписанные законы преуспеяния в высшем свете. – Исследуйте всю глубину испорченности женщин, измерьте степень жалкого тщеславия мужчин… чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете. Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и на женщин, как на почтовых лошадей, гоните не жалея, пусть мрут на каждой станции, – и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний». «Я много размышлял о современном строе нашего общественно устройства, – заявляет Растиньяку Вотрен. – Пятидесяти тысяч доходных мест не существует, и вам придется пожирать друг друга, как паукам, посаженным в банку. Честностью нельзя достигнуть ничего… Перед силой гения склоняются, и его же стараются очернить… Продажность – всюду, талант – редкость. Поэтому продажность стала оружием посредственности, заполнившей все, и острие ее оружия вы ощутите везде». «Принципов нет, а есть события, – поучает Вотрен, своего молодого протеже, желая обратить его в свою веру, – законов нет – есть обстоятельства; человек высокого полета сам применяется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими». Постепенно юноша начинает понимать жестокую правоту виконтессы, ставшей жертвой высшего света, и имморалиста Вотрена. «Свет – это океан грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в него кончик ноги», – заключает герой. 
Бальзак считал «Отца Горио» одним из самых грустных своих произведений (в письме к Э. Ганской он назвал этот роман «чудовищно печальной вещью»), не только потому, что будущее Растиньяка удручало его не меньше, чем трагическая участь старика Горио. При всей непохожести этих персонажей в их судьбах высвечивается вся «моральная грязь Парижа». Неискушенный молодой человек вскоре обнаруживает, что одни и те же бесчеловечные законы, алчность, преступление господствуют в обществе на всех уровнях – от его «дна» до высшего «света». Это открытие Растиньяк делает для себя после очередного поучительного совета Вотрена: «Он грубо, напрямик сказал мне то, что мадам де Босеан облекла в изящную форму». 
Приняв за истину то, что успех выше морали, Растиньяк тем не менее в своих реальных поступках не сразу оказывается способен следовать этому принципу. Изначально присущие Растиньяку честность, ум, благородство, чистосердечие и юношеский идеализм вступают в противоречие с теми циничными наставлениями, которые он слышит и от виконтессы де Босеан, и от Вотрена. В «Отце Горио» Растиньяк еще противостоит светскому «океану грязи», о чем свидетельствует его отказ от предложения Вотрена увлечь Викторину. Герой, который еще сохраняет живую душу, не без кол***ий отказывается от такой сделки. Поэтому он оказывается на сторону жертв общества; виконтессы, которую ее возлюбленный бросил ради заключения выгодной брачной сделки, и особенно – всеми покинутого Горио. Он ухаживает за безнадежно больным стариком вместе с Бьяншоном, а потом хоронит его на свои жалкие гроши. 
Вместе с тем в романе есть и свидетельства того, что герой готов вступить в сделку со светом и собственной совестью. Особенно симптоматична в этом отношении порожденная расчетом связь с Дельфиной Нюсинжен, открывающая ему путь к миллионам и будущей карьере.  
То, что герой намерен пройти этот путь до конца, подсказывает финальный эпизод, где Растиньяк как бы прощается с благородными мечтами своей юности. Потрясенный историей старого Горио, похоронив несчастного, преданного дочерями отца, Растиньяк принимает решение помериться силами с высокомерным и алчным Парижем. Последним доводом, склонившим его к этому шагу, стало то, что у него не нашлось и двадцати су «на чай» могильщикам. Его искренние слезы, вызванные сочувствием к бедному старику, были погребены в могиле вместе с умершим. Похоронив Горио и глядя на Париж, Растиньяк восклицает: «А теперь – кто победит: я или ты!». И отправляется в богатые кварталы Парижа, чтобы завоевать себе место под солнцем.  
Этим символическим штрихом в конце романа как бы подводится итог первому «акту» жизни героя. Первая реальная победа – на стороне общества, безжалостного и безнравственного, хотя в моральном отношении Растиньяк еще не дал себя победить: он поступает, повинуясь своему внутреннему нравственному чувству. В конце романа герой уже готов преступить запреты совести, которым прежде подчинялся. Бросая вызов Парижу и не сомневаясь в успехе, он одновременно совершает акт нравственной капитуляции: ведь чтобы преуспеть в обществе, он вынужден принять его «правила игры», то есть прежде всего отказаться от простодушия, непосредственности, честности, благородных порывов.  
В романе «Отец Горио» отношение автора к молодому герою оказывается двойственным. Нередко в его описанных звучит глубокое сочувствие. Бальзак как бы оправдывает юношу, объясняет его нравственное падение молодостью и жизнелюбием, жаждой наслаждений, которая кипит в Растиньяке. 
В следующих романах цикла отношения автора к герою меняется. Растиньяк сознательно выбирает этот путь, который требует от него приобщения к искусству светских интриг и абсолютной беспринципности. Из последующих произведений («Утраченные иллюзии», «Торговый дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок» и др.) читатель узнает, что Растиньяк в итоге делает блестящую карьеру и добивается многого: он становится миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщается на правах родственника в доходам Нюсинжена, получает титул пэра Франции и входит как министр в буржуазное правительство Июльской монархии. Все это будет добыто героем не только ценой утраченных иллюзий юности, но и путем потери лучших человеческих качеств. С деградацией Растиньяка Бальзак связывает важнейшую для всей эпопеи тему нравственной капитуляции французского дворянства, поправшего исконно рыцарские принципы и в конечном итоге слившегося с ненавистной писателю буржуазией. Очевидно, что исследование закономерностей жизни молодого дворянина Растиньяка приводит Бальзака к утрате его собственных легитимистских иллюзий относительно потомственной аристократии, в которой он хотел бы видеть опору монархии. 
Наряду с отцом Горио и Растиньяком значительное место в произведении занимает образ Вотрена, с которым связана еще одна из важнейших проблем романа – проблема преступления.  
В образе Вотрена – циничного убийцы с жестокой физиономией, проницательного и двуличного - воплощены лицемерие и преступность всего буржуазного общества. Но Вотрен – не просто заурядный преступник. По сути своей это личность выдающаяся, «знаменитость», нечто вроде Наполеона в своей среде. Вотрен умен; проницателен, образован, умеет чутко наблюдать за окружающими, видеть человеческие слабости и играть на них; ему ясны не только скрытые мотивы поведения отдельных людей, но и пружины социальных взаимоотношений в целом. Все эти способности, которые могли бы послужить обществу, Вотрен использует только для своих целей, паразитируя на людских пороках, и поэтому он опасен для общества гораздо больше, чем любой заурядный преступник. 
Бальзак считает, что преступление рождается из естественного стремления индивида к самоутверждению. Противостоять преступлению – самоохранительная функция общества. Эта функция осуществляется тем успешнее, чем сильнее власть, которая умеет направить индивидуальные способности и таланты на общее благо, в противном случае они становятся разрушительными для общества в целом. Такое опасное, деструктивное начало воплощено в Вотрене. 
Вотрен – личность сильная, яркая, демоническая, – воплощает бунт отверженных против власть имущих. В нем воплощено бунтарское начало, характерное для свободолюбивого и непокорного романтического разбойника или пирата. Но бунт Вотрена весьма специфический, основанный на хищнических устремлениях и потому естественно вписывающийся в борьбу человека против всех, характерную для современного общества. Конечной целью Вотрена является не богатство, а власть, понимаемая как возможность повелевать, оставаясь независимым от чьей бы то ни было воли.  
При всей своей исключительности Вотрен – фигура типическая, так как его судьба определяется сцеплением закономерностей жизни современного общества, как его понимает Бальзак. В этом смысле преступник – «Наполеон каторги» – может быть сопоставлен с «ростовщиком-философом» Гобсеком, с той лишь разницей, что последний полностью лишен авторских симпатий, тогда как личность, подобная Вотрену, отличающаяся в высшей степени незаурядными способностями и духом непокорства, всегда вызывала сочувственный интерес Бальзака. 
История Жака Колена (Вотрена) проходит через ряд произведений Бальзака и находит свое естественное завершение в романе «Блеск и нищета куртизанок». В этом произведении рисуется финал поединка Вотрена с обществом. В конце концов Вотрен осознает тщетность своего бунтарства, бывший каторжник приходит на службу в полицию. Гений преступлений превращается в блюстителя общественного порядка; теперь он ревностно служит тем, кто платит ему. Этот сюжетный поворот далеко не однозначен. В нем – и мысль о бесперспективности противостояния обществу, о неизбежной победе социального начала над индивидуальным, и еще один штрих к картине Парижа с его «моральной грязью»: преступный мир и мир стражей порядка в нем смыкаются.

6.  Реалисты XIX века всегда особое внимание уделяли теме формирования личности - истории молодого человека; обращается к ней и Бальзак. На целом ряде примеров Бальзак показывает, как из наивного юноши, у которого вначале еще есть какие-то иллюзии и хорошие задатки, постепенно вырабатывается ловкий, опытный делец (Растиньяк, Шарль Гранде) или же как этот молодой человек, пытающийся продвинуться в обществе, терпит постыдное поражение и погибает (Люсьен, Рафаэль). 
В образах Эжена Растиньяка и Шарля Гранде дается как бы типовая биография молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь этих молодых людей - путь наиболее последовательного и неуклонного «восхождения». Период романтики, когда они верят, что благополучие можно завоевать честным путем, кончается у них очень быстро. «Утрата иллюзий» если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно. В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. «Что может быть прекраснее, чем созерцать свою жизнь и находить, что она чиста как лилия? Я и жизнь - словно жених и невеста». Он приезжает из провинции в Париж, чтобы сделать себе карьеру, поступает на юридический факультет. По происхождению он аристократ, и потому ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан, а по социальному положению он бедняк, и потому - пансионер мамаши Воке. Жизненный опыт Растиньяка складывается из знакомства с тем и другим миром. Учителями Растиньяка являются одновременно каторжник Вотрен и виконтесса де Босеан, причем «наука», которой они его обучают, имеет очень много сходного. 
Вотрен говорит Растиньяку: «Надо быть или гением, или бессовестным пройдохой. Надо врезаться в массу людей, подобно пушечному ядру, или проскользнуть в нее, как зараза. Честность ни к чему не ведет... Надо пожирать друг друга, как пауки в горшке... Смотрите на людей, в особенности на женщин, исключительно как на средство». 
А вот что говорит великосветская красавица виконтесса де Босеан: «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь. Бейте без всякой жалости, вас будут бояться. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, которых вы оставляете издыхать на каждой станции, вы придете, таким образом, к исполнению ваших желаний». 
Улавливая поразительное сходство между рассуждениями каторжника и знатной дамы, Растиньяк не может не признать, что Вотрен говорит «без обиняков то, что г-жа де Босеан говорила, соблюдая правила приличия». Это сравнение Растиньяк делает не в пользу высшего света. «Преступления, совершаемые здесь,- думает Растиньяк,- мелки и подлы. Вотрен куда выше». 
Такова «школа», которую проходит Растиньяк и которая формирует его личность. 
Вначале его мучает совесть, когда он выманивает у своих сестер жалкие гроши, отложенные на приданое, или когда он вынужден брать деньги у своей любовницы Дельфины Нюсин-жен. Но последняя усыпляет его совесть такими доводами: «Разве в прежние времена дамы не девали евонм рыцарям оружие - шлемы, латы, копья,- чтобы они могли сражаться в честь их на турнирах? Вещи, которые я вам предлагаю (деньги),- это оружие нашей эпохи». 
Логика Дельфины скоро побеждает, Растиньяк становится все менее и менее щепетильным. Период романтики кончается, молодой человек начинает трезво взвешивать свои возможности и обдуманно штурмовать буржуазное общество, применяя его же собственное оружие. Бальзак проявляет большую проницательность художника-реалиста, показывая изменения в характере Растиньяка: в «Отце Горио» Растиньяк выступает как человек, не лишенный положительных качеств. Особенно это проявляется в его отношении к старику Горио, которому он вместе со своим другом Бьяншоном оказывает помощь, когда его бросили родные дочери; молодые люди хоронят Горио на последние гроши. 
Совсем иным представлен Растиньяк в других произведениях: «Торговый дом Нюсинжен», «Утраченные иллюзии», «Шагреневая кожа». В повести «Торговый дом Нюсинжен» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка; пользуясь помощью мужа своей любовницы, барона Нюсинжена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. В «Шагреневой коже» изображается следующая стадия в эволюции Растиньяка (этот роман появился раньше, но в нем дается более поздний период истории Растиньяка). Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он говорит о своей невесте так: «Она заливается слезами, читая Гете, и мне приходится пролить одну-две слезы, потому что у нее, мой милый, 50 тысяч ливров дохода». Он обладает законченной философией приспособления, которой обучает новичка в этом деле - Рафаэля. Для того чтобы процветать, учит Растиньяк Рафаэля, совсем не нужно трудиться, а нужно уметь пользоваться трудами других; тому, кто лезет вперед, люди всегда уступают дорогу. 
На своем жизненном пути Растиньяк встречает Вотрена. Каторжник понимает, что Растиньяк - представитель той огромной армии молодых людей, цель которых - сделать себе карьеру. Вотрен предлагает ему очень простой путь добиться успеха, богатства и славы: в пансионе госпожи Воке, где живет Растиньяк, есть девушка, отвергнутая богатым отцом, который все свои родительские чувства, как и права наследства, отдал сыну. Нужно убить на дуэли этого молодого человека, и дочь тогда станет единственной наследницей богатого отца, Растиньяк женится на этой девушке, и карьера его обеспечена. 
Но Растиньяк после некоторых колебаний отвергает этот путь. Почему он это делает? Щепетильность как будто не в его характере. Однако, заставляя Растиньяка отказаться от помощи Вотрена, Бальзак проявляет большое и тонкое понимание сущности буржуазных общественных отношений. Раетиньяк ~~ представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами «законного преступления». Их аморальная деятельность не считалась беззаконной, ибо с точки зрения буржуазной юриспруденции грабить людей путем всякого рода финансовых спекуляций вполне допустимо, это называется «финансовой политикой» и не только не наказуется законом, но, наоборот, поощряется. Растиньяк идет по этому второму пути, так же как и все другие молодые люди, стремящиеся приспособиться к буржуазным условиям. 
В период Июльской монархии Растиньяк становится опорой трона Луи Филиппа, получает звание пэра Франции, делается богачом и министром финансов (повесть «Депутат из Арси»). 
К Растиньяку близок образ другого молодого человека, Шарля Гранде («Евгения Гранде»), у которого период иллюзий и романтики тоже очень краток. Приехав из Парижа в провинцию к своему дяде, Шарль влюбляется в свою кузину Евгению, но быстро ее забывает, попав в раскаленную атмосферу буржуазного ажиотажа в Ост-Индии, куда он уезжает. Шарль пускается на все, чтобы разбогатеть: он торгует неграми, занимается ростовщичеством, совершает подлоги. О Евгении он вспоминает только один раз, когда узнает, что она наследница семнадцатимиллионного состояния. Он же купил себе за добытое в Ост-Индии золото нищую, но зато знатную жену... 
И Растиньяка, и Шарля надо отнести к той категории молодых людей, которых условно можно назвать процветающими: им удается добиться своей цели, завоевать высоты буржуазного мира, получить в нем свою долю благ, т. е. осуществить то, к чему безуспешно стремятся тысячи и тысячи молодых людей. 
Но это «процветание» достигается за счет полного морального разложения, в силу чего их судьба становится трагической. Эти герои Бальзака вырабатывают в процессе борьбы за преуспеяние законченную философию. Они, оправдывая себя, обобщают свои действия и дают яркую характеристику морали того общества, к которому они так ловко приспособляются. Вот несколько примеров, характеризующих ту житейскую «философию», которой всегда наделены подобные герои Бальзака: 
«Совесть - это палка, за которую каждый хватается, чтобы бить ближнего, и которой никто не пользуется для самого себя». 
«Деньги - это ключ к каждой загадке». 
«Спекуляция - это промысел, с помощью которого человек снимает сливки с доходов прежде, чем они возникают». 
«Великие люди совершают почти столько же подлостей, сколько люди посредственные, но они совершают их втайне и выставляют напоказ свои добродетели. Они остаются великими». И т. д. 
Этим героям Бальзака противостоит другая, очень обширная категория: это целая армия неудачников, бесславно побежденных в той борьбе, которую они ведут с обществом. Если первым удается попасть на вершину и укрепиться там, то другие, карабкаясь на эту вершину, срываются и падают. 
В лице Рафаэля де Валантена («Шагреневая кожа»), а также Люсьена де Рюбампре, героя двух романов - «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок»,- Бальзак рисует тип молодых людей, которые в своих попытках завоевать общество терпят полное поражение. 
На примере как Рафаэля, так и, позднее, Люсьена Бальзак прослеживает постепенное и неуклонное движение героя вниз. 
На первых порах, приехав в Париж, Рафаэль пытается трудиться, вести суровый образ жизни, но не может устоять против соблазнов светской жизни; доведенный до отчаяния, он хочет покончить самоубийством, но в его руки попадает странный предмет - кусок шагреневой кожи, волшебное свойство которой заключается в том, что она может удовлетворять любые желания своего владельца, постоянно уменьшаясь при этом; а это уменьшение кожи означает сокращение жизни ее владельца. Получив, таким образом, возможность исполнить все свои желания, Рафаэль на деле, чтобы сохранить жизнь, должен подавлять их. Так возникает страшное противоречие: человек обладает могуществом удовлетворять свои желания, но он вынужден свести их к нулю. Ничто не может спасти кожу от сокращения, и герой погибает. 
Во многом сходна с этим история Люсьена Шардона. Люсьен - талантливый поэт, живущий в провинции. Он твердо верит в то, что стоит ему появиться в Париже, как талант откроет ему все двери в общество. Но в Париже он убеждается, как труден путь поэта, если он хочет честно работать над развитием своего таланта. На первых порах он все же не отказывается от борьбы. В Париже он попадает в кружок д'Артеза. Члены этого кружка, куда входит один из самых замечательных героев Бальзака, республиканец Мишель Кретьен, убеждают Люсьена развивать свой талант, написать большое произведение, издать его и завоевать таким образом литературные высоты. Люсьен полон энтузиазма, он готов трудиться, терпеть лишения, голодать. Но скоро на пути его появляются всевозможные соблазны, против которых он не может устоять. Он видит, что честный путь к славе слишком долог, а кругом на каждом шагу люди делают головокружительные карьеры в течение нескольких дней. Зачем трудиться, когда в один день можно завоевать Париж и стать знаменитым поэтом? Влияние друзей из кружка д'Артеза постепенно становится все менее ощутимым; побеждает другой мир - мир торгашей и спекулянтов, в котором господствует жестокий закон конкуренции; этот литературный рынок представлен очень яркой и типичной фигурой журналиста Этьена Лусто. Лусто сам когда-то был поэтом, но его постигла неудача, он с озлоблением бросается в водоворот литературной спекуляции. 
Приобщившись к миру Лусто, Люсьен на собственном опыте убеждается, какую силу имеет закон взаимного пожирания, действующий не только на бирже, в торговой конторе, на рынке, но в такой же степени и в литературе. Здесь та же спекуляция, конкуренция, разврат, только объектом сделок и расчетов служат не акции, не процентные бумаги, а талант, совесть, убеждения, перо журналиста. Продажные критики хладнокровно уничтожают настоящий талант, если его обладатель не может им заплатить, и из любого ничтожества и посредственности делают талант, если им хорошо платят. Здесь та же звериная борьба, что и повсюду, и так же слабому нет пощады. Мало-помалу учителем и руководителем Люсьена становится Лусто и ему подобные, у которых тоже своя философия, выражающаяся в следующих изречениях: «Я буду прославлять или ругать все, что угодно, раз за это хорошо платят, будет ли это «Карминовая вода», крем султанши, масло для ращения волос или бразильская микстура»,- откровенно заявляет Лусто. «Мы торгуем пером и живем этим промыслом». «Ключ к литературному успеху не в том, чтобы работать, а в том, чтобы пользоваться чужой работой». «Трудиться - разве это не смерть для жаждущих наслаждения людей?» И т. д. 
С помощью этой философии Лусто развращает слабовольного Люсьена. Люсьен превращает свой талант в предмет торга; по выражению автора, он «был захвачен механизмом огромной машины журналистики». 
Люсьену удается на короткое время завоевать известность. Сборник его стихов производит фурор; перед ним открываются заветные двери Сен-Жерменского предместья. Он самый модный поэт и самый красивый человек в Париже. Но все это очень ненадолго. Грязь затягивает его все больше и больше. «Друзья», которые поклонялись ему, пока он был знаменит и моден, не дремлют и используют каждую минуту, чтобы подготовить гибель талантливого поэта. И Люсьен, поднявшись на вершину славы, падает в самую грязь. Он снова беден и всеми покинут. Он пользуется помощью служанки, продавшей себя на бульваре, чтобы добыть ему денег для отъезда на родину. 
Но история Люсьена на этом не кончается. Приехав на родину и узнав, что он стал причиной ареста своего друга и родственника Давида Сешара, Люсьен хочет покончить жизнь самоубийством. Но в ту минуту, когда он уже готов броситься в реку, чья-то рука останавливает его. Он спасен испанским аббатом Карлосом Эррера. Так кончается роман «Утраченные иллюзии». Дальнейшая история Люсьена рассказана в романе «Блеск и нищета куртизанок». Люсьен снова в Париже. Его покровитель, испанский аббат Карлос Эррера, хочет помочь Люсьену сделать карьеру и подготовляет ему выгодный брак. Для этой цели нужен один миллион, и Карлос Эррера находит его: он продает возлюбленную Люсьена Эстер за один миллион банкиру Нюсин-жену. Однако и на этот раз карьера Люсьена не удается. Парижская полиция начинает подозревать, что под сутаной испанского аббата скрывается клеймо каторжника Вотрена. Вотрен, который может провести любого следователя, стойко держится на следствии, но неопытный Люсьен на первом же допросе выдает своего «благодетеля» и, вернувшись в тюремную камеру, вешается на собственном галстуке. 
Возникает вопрос: зачем Вотрен берет в свои руки судьбу Люсьена? Он делает это обдуманно. Люсьен становится как бы заместителем каторжника в общественной жизни. Вотрен уже не может утвердиться в обществе, он отверженный; но кипучая энергия, желание включиться в звериную борьбу всех против всех заставляет его выдвигать вместо себя другого и, пользуясь им как оружием, активно участвовать в борьбе. Так мотивирует Бальзак необычайное участие Вотрена в судьбе ряда молодых людей - Люсьена, Растиньяка, Рауля (драма «Вотрен»). 
В драме «Вотрен» каторжник так говорит о Рауле, своем «подопечном»: 
«Это мое создание! Я одновременно и его отец, и мать, и я хочу быть его провидением. Я люблю делать счастливых, я, который им уже не могу быть; я дышу его ртом, живу его жизнью, его страсти - мои страсти». 
Сходство судеб Люсьена и Рафаэля не только в том, что оба они жаждут процветания, но не достигают его и гибнут, но и в том, что тот и другой встречают на своем пути такую силу, которая становится как будто бы их спасением, а на самом деле ускоряет их гибель. Таким мнимым спасителем Люсьена становится Вотрен, а Рафаэля - шагреневая кожа. Параллель между ролью Вотрена и ролью шагреневой кожи напрашивается сама собой. Как и шагреневая кожа, Вотрен удовлетворяет все желания своей жертвы. Пытаясь подчинить себе Растиньяка, Вотрен говорит ему: «Ах, если бы вы согласились стать моим учеником, вы достигли бы с моей помощью всего; каждое ваше желание, едва возникнув, мгновенно исполнялось бы». 
Бальзак, показывая гибель Рафаэля, прибегает к мистическому, фантастическому образу. Рафаэль падает жертвой своих честолюбивых стремлений, его поглощает буржуазное общество; но для него самого неясно, что именно является причиной его гибели; силы, ополчившиеся против него, кажутся ему таинственными: что-то роковое преследует его. Бальзак, вводя в роман романтический образ шагреневой кожи, использует его для раскрытия глубоко реалистической идеи. В шагреневой коже, так же как и в образе Вотрена, символически обобщена вся совокупность тех сил, которые в буржуазном обществе поглощают человеческую личность. Но так как для самой этой личности неясны причины ее гибели, она готова представить их как нечто роковое, необъяснимое, мистическое. 
Сравнивая два образа - Люсьена и Растиньяка, мы вправе задать вопрос: почему, преследуя одну и ту же цель возвышения и утверждения в буржуазном обществе, они приходят, однако, к столь различным результатам: один достигает процветания, как он его понимает, другой гибнет, не достигнув его? В лице Растиньяка и Люсьена представлены два различных типа буржуазных приспособленцев. Растиньяк- натура цельная, он не знает колебаний, быстро выбирает свой путь, по которому движется неуклонно. Люсьен - натура слабая, раздвоенная. Он так же, как и Растиньяк, усваивает метод буржуазного приспособления, но искусно и последовательно пользоваться им он не может. 
Большое значение имеет также и то, что в лице Люсьена Бальзак изображает поэта, который делает свой талант объектом торга. Однако Люсьен понимает, что талант ставит его много выше мира торгашей и спекулянтов. Люсьен все время раздваивается: с одной стороны, он чувствует свою силу как талантливый человек, с другой стороны, он хочет приспособить этот талант к требованиям буржуазной действительности. Это раздвоение и приводит его в конце концов к гибели: он погибает и как поэт, и как человек. 
Есть еще одно существенное различие в характерах Растиньяка и Люсьена. Растиньяк необычайно активен. Свою судьбу он устраивает сам. От услуг Вотрена он отказывается. Люсьен же пассивен, и эта пассивность особенно подчеркнута тем, что он как бы передоверяет свою судьбу Вотрену, и его «спаситель» становится причиной его гибели. Проблема пассивного и активного характера - это очень большая проблема в творчестве Бальзака. 
Жертвы буржуазного общества. Героев, побежденных обстоятельствами, в произведениях Бальзака очень много. К ним должны быть отнесены и отец Горио, и полковник Шабер, и Эстер, и еще многие другие. Эти люди гибнут, но причина их гибели не в корыстолюбии, карьеризме или честолюбии. Ни отец Горио, ни полковник Шабер, ни Эстер не жаждут ни славы, ни богатства. И все же они являются побежденными, несмотря на то, что предъявляют к жизни гораздо более скромные требования. Они хотят отстоять свои самые элементарные человеческие права: право любить своих детей и быть любимыми ими; право носить свое собственное имя; иметь свою семью и т. д. Но даже эти права им не обеспечены в буржуазных условиях. 
Об этом свидетельствует прежде всего история папаши Горио. В прошлом это типичный буржуазный делец, вышедший из низов, сумевший нажить свое состояние во времена французской революции, не брезговавший даже сомнительными средствами обогащения; он пользуется народным бедствием, голодом, чтобы заложить основание своему предприятию - торговле хлебом. 
«Он не имел себе равных, когда дело шло о зерне, муке, крупе, их качестве, происхождении, хранении, когда требовалось предвидеть цену, предсказать недород иль урожай, дешево купить зерно, запастись им в Сицилии, на Украине». 
Этот бывший вермишельщик и торговец хлебом, который вне сферы своих торговых интересов был, по словам Бальзака, силен «только своей тупостью», пронес через всю свою жизнь одно всепожирающее чувство - любовь к своим дочерям. Все свое богатство он тратит на них; он попадает в пансион г-жи Воке - приют нищеты. 
Старик Горио отнюдь не является врагом той системы, которая строится на всесильной власти золота. Наоборот, он считает вполне законным стремление дочерей к светским наслаждениям и делает все, чтобы удовлетворить их ненасытную жажду блеска и богатства. Он отдает им свои последние гроши, радуется их успехам. Его драма начинается с того момента, когда этот порядок вещей, который он по-своему утверждает и оправдывает, обращается против него самого. Отец Горио безумно любит своих двух дочерей; отдавая им все, что он имел, старик просит от них очень немного: чтобы и они любили его. Но оказывается, что любить отца, разоренного, живущего в жалком пансионе Воке, для его дочерей постыдно,- они могут запятнать свою репутацию, а для них успех в свете выше всяческих человеческих привязанностей. 
Дочери Горио хотят жить так, как живут все кругом них, а отец требует, чтобы они поставили любовь к нему выше света, богатства и успехов. В предсмертном бреду старик формулирует в кратком изречении сущность своей драмы: «Деньги дают все, даже дочерей». 
Похороны старика Горио - это потрясающая символическая картина. Два бедных студента, живущих в том же пансионе, Растиньяк и Бьяншон, на последние гроши покупают деревянный гроб, нанимают простые дроги и отвозят старика на кладбище Пер-Лашез. За жалкими дрогами следуют две великолепные кареты с гербами. Это кареты дочерей Горио. Кареты пусты: дочери не могли приехать хоронить отца, боясь испортить слезами цвет лица. 
К той же категории жертв, безропотно погибающих, относится и куртизанка Эстер из романа «Блеск и нищета куртизанок». Она не борется против общества, но не хочет и принять его законов. Хотя она уступает требованию Вотрена и продается Ню-синжену за миллион, который нужен Люсьену, но это стоит ей жизни: она кончает самоубийством. То, что ее убивает, прекрасно воплощено в образе все того же Вотрена, продавшего ее. Когда Люсьен говорит каторжнику, что она не вынесет позора и умрет, Вотрен холодно отвечает: «Это дело погребальных контор». 
К числу жертв буржуазного мира следует отнести и полковника Шабера из повести того же названия. Герой наполеоновской армии, который помог Наполеону одержать очень важную победу в Египте, считается погибшим в битве при Эйлау. Но он не был убит, а только тяжело ранен. Выздоровев, он возвращается в Париж и требует восстановления своих прежних прав. Все смеются ему в глаза, утверждая, что он незаконно присвоил себе имя убитого Шабера. Жена его успела уже выйти замуж, завладеть его состоянием. Когда Шабер пытается вернуть себе то, чем владел раньше,- все общество во главе с его женой ополчается против него. Правда, находится честный адвокат Дервиль, который защищает права полковника, но Шабера вынуждают отказаться от борьбы. Старый солдат, видевший все жестокости войны, приходит в ужас, когда узнает о том, через какие моря грязи и обмана надо пройти, через какую чащу юридических хитросплетений надо прорваться, чтобы добиться цели и вернуть себе то, чем, казалось бы, имеет право владеть каждый человек,- собственное имя. «Видя лабиринт трудностей, которые нужно было преодолеть, поняв, сколько надо иметь денег, чтобы странствовать там, бедный солдат получил смертельный удар... Ему представилось немыслимым жить, таскаясь по судам, было в тысячу раз проще остаться бедняком, нищим». 
«Я был погребен под мертвецами,- говорит Шабер,- но теперь я погребен среди живых... под всем обществом, которое хочет заставить меня вернуться в землю». Дервиль, обобщая историю Шабера, говорит: 
«Какая судьба! Выйдя из дома для покинутых детей, он попал умирать в богадельню для престарелых, а в промежутке помог Наполеону завоевать Египет и Европу». 
Буржуазная семья. Ряд романов и повестей Бальзака посвящен разоблачению основ буржуазной семьи. Отношения купли-продажи врываются в мир интимных связей людей. Чистая любовь Евгении Гранде растоптана Шарлем; выгодный брак дороже Люсьену, чем любовь Эстер, продажа которой Нюсинжену совершается с его ведома; увлеченные успехами в свете, дочери Горио легко забывают об умирающем отце. 
Почти в каждом романе Бальзак беспощадно срывает «трогательно-сентиментальные покровы» с семейных отношений», показывая истинную торгашескую природу брачного договора. 
Баронесса Нюсинжен не протестует против того, что у ее мужа есть содержанка. Она лишь уговаривает его не надевать, идя к ней, бриллиантовых запонок, так как «эта тварь» присвоит их себе, пусть лучше она, баронесса, сделает себе из них серьги. Барон благодарен жене за разумный совет и в свою очередь не только не протестует против ее интимных отношений с Растиньяком, но считает своим долгом оказать ему важную финансовую услугу, содействуя его обогащению. 
Борьба Поля Манервиля и его невесты («Брачный контракт»)- потрясающий по своей типичности пример превращения брака в «дело простого денежного расчета». 
Страшная изнанка семейной жизни раскрывается в драме «Мачеха». Гертруда в течение двенадцати лет обманывает своего мужа - старого, богатого генерала де Граншан. Играя роль нежной жены, она мечтает лишь о смерти мужа и о его наследстве. Это сделало бы Гертруду и ее любовника богатыми людьми. В семье, «счастье» которой вызывает зависть окружающих, все построено на обмане, взаимной ненависти и гнусных интригах.

 


Информация о работе Замысел и план «Человеческой комедии»