Начало истории русской литературы
самым тесным образом связано
с принятием христианства. Именно
после крещения на Русь пришла письменность
и грамота. Поэтому первые произведения
древнерусской литературы тесно
связаны с Библией. Это были библейские
комментарии, молитвы и жития святых.
Доля светской литературы была совсем
незначительной. Большинство литературных
произведений по-прежнему имело церковно-религиозный
характер. Но уже во многих из них к религиозному
содержанию начинала прибавляться светская
тематика. Ведь литература не могла избежать
тех изменений, которые происходили в
общественной жизни и общественном сознании.
А знаменитые средневековые сборники
рассказов о животных «Физиологи», древнейший
научный трактат по математике и астрономии
«Учение о числах» Кирика Новгородца,
«Поучение» Владимира Мономаха и другие
с полным правом можно отнести к светской
литературе. Несмотря на церковно-религиозное
содержание первых произведений, тема
патриотизма, идея защиты, сохранения
и приумножения родной земли довольно
рано возникает в древнерусской литературе.
Основной вопрос, который ставит перед
собой и своими читателями первый летописец,
— «откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве начал первым княжить и с коих
пор известна Русская земля» — предполагает
наличие патриотического чувства. Именно
в «Повести временных лет» возникают три
большие идеи, которые явно или скрыто
будут соперничать на протяжении всей
последующей русской и российской истории:
приверженность к Земле-Отечеству, услужение
Власти и стремление к личному благополучию,
не зависящему ни от Отечества, ни от Власти.
Открытый действенный патриотизм проповедует
неизвестный автор «Слова о полку Игореве».
Соединение идеи княжеского единовластия
с широким пониманием понятия «Русская
земля» является отличительной чертой
его политического мышления. Русская земля
у автора не ограничивается только Киевом,
Черниговом или Новгородом-Северским.
Она включает в себя и другие древнерусские
княжества. В этом и находит свое яркое
отражение патриотическое сознание автора
произведения. В его трактовке именно
Русская земля в широком понимании является
истинным героем «Слова о полку Игореве».
И именно в создании образа Русской земли
автор поднимается до необычайного мастерства.
В созданном им образе родины ощущается
необыкновенный темперамент, чувство
страстной любви и преданности. Этот образ
пронизывает все произведение и одухотворяется
через единение человека и природы. В исключительности
патриотического чувства автора содержится
великая правда. Ее смысл заключается
в том, что народ, как и любой отдельный
человек, имеет вечное назначение. Народ,
вся Русская земля должны стать главной
и незаменимой формой для совершенной
полноты жизненного содержания. Патриотизм
автора «Слова» раскрывается через обращение
к исторической правде. Недаром уже во
вступлении он заявляет, что не собирается
ничего приукрашивать или замалчивать,
подражая вещему Бояну. Поэтому и темой
для своего патриотического призыва он
избирает не одну из великих побед русского
оружия, а страшное поражение. Автор смотрит
в глаза суровой действительности прошлого
и настоящего и видит Русскую землю, которая
страдает от вековых усобиц князей и опустошительных
набегов степных народов. И тогда автор
возлагает на себя обязанность будителя
и просветителя человеческой памяти. Ведь
чтобы его высшая правда не превратилась
в пустой звук, ненужную претензию, нужно
изъявительное наклонение патриотического
чувства: «я люблю свою Родину», — изменить
на повелительное наклонение патриотического
долга: «помогай Родине в сознании и исполнении
ее высшего предназначения». Следуя избранным
принципам, он в порядке старшинства обращается
к русским князьям Рюриковичам и призывает
их вспомнить о долге перед Родиной. Он
требует от них защитить «достояние Даждьбожа
внука» — Русскую землю от опустошительных
набегов степняков. Но у автора «Слова»
были непосредственные предшественники
и современники, обладавшие ярким литературным
талантом. Это Владимир Мономах, Климент
Смолятич и Кирилл Туровский. Ближе и понятнее
автору «Слова о полку Игореве» были идеи
и взгляды Владимира Моно- маха, изложенные
в его «Поучении». Мономах писал о том,
что с властью возрастает ответственность,
а потому призывал князей быть справедливыми.
По его мнению, в основе правосудия должна
быть «правда» — закон. Он выражал идею
защиты «убогого человека» и завещал:
«Не позволяйте власть имущим погубить
человека». В понятие «правды» Мономах
включал также требование о недопустимости
смертной казни, потому что любой человек
имеет право на срок жизни, отпущенный
Богом. Казнь — это убийство и преступление
перед Богом. Значительное место в «Поучении»
Мономах отводил последствиям княжеских
усобиц. Усобицы приводят к войнам, гибели
и разорению смердов, что ослабляет Русскую
землю. В противовес удельно-церковной
формуле: «каждый пусть держится своей
вотчины», он выдвинул призыв: «отныне
соединимся в единое сердце и блюдем Русскую
землю». В произведениях церковных писателей
Климента Смолятича и Кирилла Туровского
через аллегорическое истолкование происходит
превращение сверхъестественного в нечто
доступное умственному познанию. Климент
Смолятич, например, делал вывод, что для
познания Бога нужно обращаться к природе.
Вопреки церковным взглядам, он защищал
мирского человека и был сторонником чувственного
познания. Он считал, что ум дан человеку
для разумения природной сообразности.
Зарождение светских элементов в общественном
мировоззрении прослеживается и в произведениях
Кирилла Туровского. Это и суровое осуждение
претензий духовенства на имущество, власть
и славу, и идея причастности Бога к мирской
жизни, и выработка моральных критериев
жизни и деятельности светского человека.
Эти и другие положения становились духовными
зернами, которые затем прорастали чувством
действенного патриотизма в душе русского
человека.
Больше
сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-zarozhdenie-patrioticheskoj-temy-v-drevnerusskoj-literature.html