Зарубежная литература средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 02:55, шпаргалка

Краткое описание

Раннее Средневековье: отцы Церкви и «последние римляне».
Темные века Средневековья – VI – X века. Варварство. Источники литературы:
А) Христианство (установлено в Риме в конце IV века приказом сверху). Причины подъема: моральные нормы, межсословный и межнациональный характер.
 Монорелигия (возвышение человека)

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежка.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

Раннее Средневековье: отцы Церкви и «последние римляне».

Темные века Средневековья – VIX века. Варварство. Источники литературы:

А) Христианство (установлено в Риме в конце IV века приказом сверху).  Причины подъема: моральные нормы, межсословный и межнациональный характер.

       Монорелигия  (возвышение человека)

       Мир – иной, подлинник которого утрачен. Символизм.

       Завет Бога с человеком. Векторное время. Историзм средневековой культуры.

       Эсхатологизм. Посмертная судьба человека.

История церкви сказалась на Средних веках (иерархичность, феодализм). Латынь, система образования.

Первые отцы церкви – римляне:

  1. Аврелий Августин (354-430). Трактат «о Граде Божьем». Исторический процесс – сосуществование Града Божьего и Града Земного (основано на любви к себе). Аскетическая доктрина равнодушно к мирским благам. «Исповедь» - внимание к душе.
  2. Иероним (IV). «О знамениях муках», «Письмо к Евсохеи».

 

Б) Элементы античности (латынь, римские языческие авторы согласовывались с христианством и входили в систему образования).

В) Варварство.

Боэций (ок. 480-524). Актуальная политическая жизнь (был патрицием). Просвещал варваров. Был брошен в темницу по обвинению в шпионаже, а затем – тайно казнен. Труд «Утешение философией» (пять книг). Философия у него органично вписывается в религию. Важна сила разума, а не сила духа.

 

Первые хроники написаны на латыни (далекой от латыни классической):

       Григорий Турский. «История франков» (вторая половина VI века).

       Беда Достопочтенный «Церковная история англов» (начало VIII века).

       Саксон Грамматик. «История датчан» (XII). Шекспир «Гамлета» взял по его сюжетам.

 

Эти хроники – результат роста самосознания варваров. Латынь здесь – испорчена.

 

 

1)Кельтский эпос.

А) Мифологический цикл (Захваты Ирландии)

Б) Уладский цикл (Кухулин)

В) Южный цикл (Финн, Плаванье Брана.)

Основные источники: «Книга Бурой Коровы» и Лейстерская книга.

 

А) Захваты Ирландии.

Ирландию, по легендам, захватывали шесть раз. Особо выделяют пятый захват острова, людьми Богини Дану. Считается, что древнеирландские боги, Луг, Дагда и другие были родом из племени Дану. Считается, что после шестого захвата люди Богини Дану ушли вглубь холмов и стали жителями сидов, волшебными существами. Во время шестого захвата остров получил название Эйре, в честь богини Эриу.

Б) Кухулин и его история.

Улад – он же Ольстер. Центральная фигура – король Конхобар. Главный герой – его племянник, Кухулин. Кухулин родился от девственной сестры Конхобара и бога Луга. 0Имя, Кухулин («Cuhulaienn» означает «пес кузнеца, пес Кулайна»; настоящее имя Кухулина – Сетанта) имя он получил так: Кухулин играл в военные игры с другими детьми и вечером должен был придти к кузнецу, у которого остановился покровитель мальчика, король Конхобар. Кузнец же, забыв о приходе Сетанты, спустил с цепи своего пса, злого и свирепого. Мальчик пришел и на него напал пес. Сетанта убил пса круглым камнем, после чего кузнец спросил с него: «Как же я теперь буду охранять свои владения?», на что мальчик ответил: «Я отныне буду псом кузнеца, псом Кулайна». Отсюда и пошло имя Кухулин.

После служения кузнецу мальчик надевает мужские доспехи в день, когда друид предсказывает ему славную жизнь и скорую смерть, и уезжает свататься к дочери великанши.

Главный подвиг Кухулина – защита уладской земли. Король Коннахта, король Айлиль и королева Медб вторгаются на земли королевства, чтобы похитить большого быка из Куальнге. Он необходим им, чтобы выяснить, кто богаче – король или королева. Войны Улада, из-за древнего проклятья, не могут сражаться с захватчиками некоторое время, и Кухулин вместе со своим возницей защищает Улад. По требованию Кухулина, пока с ним бьется воин – войско может двигаться. В противном случае, он будет убивать сотню за час. И вот войско захватчиков сталкивается с проблемой – у них есть только один герой, который может сразиться с Кухулином – его названный брат, друг, по имени Фердиад. Сначала Фердиад отказывается приходить к королеве, но потом к нему приходят друиды и заклинатели, которые поют ему три песни оцепенения, три песни заклинания и три нарыва на его лицо: позора, стыда и поношения, от которых он умер бы за 9 дней. Фердиад приходит к Медб, и она предлагает ему свою красавицу-дочь, Финдабайр, за смерть Кухулина. Фердиад давно влюблен в девушку, он соглашается на поединок. Герои сходятся на поединок у брода.

Начинается их поединок с взаимных упреков, после этого герои признаются друг другу в уважении и начинают битву. Но так как они равны друг другу, они не могут нанести ран другому, и постоянно меняют техники боя, так как они не приносят результатов. Первый день закончился безрезультатно. Вечером герои прекратили бой, трижды поцеловались и ушли спать, их кони стояли в одном загоне, возницы спали у одного костра. Половину еды они отдали друг другу, а на следующий день сошлись вновь у брода.

День вновь проходит в равных состязаниях, где Фердиаду удается трижды унизить Кухулина: стряхивая его со своего щита. И вот Фердиаду удается ранить Кухулина. И Кухулин, разгневавшись, приказывает подать ему рогатое копье Га-Булга, специальное копье, которое должно метаться из-под воды двумя пальцами ноги. Это копье убивает Фердиада, пробив ему литые штаны и герой умирает, прокляв перед смертью Кухулина, сказав, что все беды за убийство побратима теперь падут на голову убийцы. Кухулин перевозит тело на северную сторону бродов и оплакивает тело брата.

На этом заканчивается текст. В последствие Кухулин погибнет из-за нарушения гейса (табу) братоубийства.

В) Южный цикл.

Романтическое произведение. Финн – вождь фениев, особой военной организации. Фении – элитные солдаты. Главная их ценность – фения, семья, братство. Суть их жизни – подвиги.

Этот цикл включает в себя легенду о Дейрдре («Изгнание сыновей Уснеха»). Дейрдре – женщина, любовь которой, по пророчеству, принесет страшные беды и ей, и ее возлюбленному. Дейрдре была спрятана от глаз всех, кроме короля Конхобара, ее жениха. Дейрдре произносит описание человека, которого хочет полюбить: «Я хочу, чтобы его волосы были как воронье крыло, щеки – как кровь, кожа – как снег». Таким человеком оказывается Найси, сын Уснеха. Он крадет Дейрдре и убегает вместе с ней. Им нигде нет прибежища, они бегут, пока Конхобар не прощает их, выманивая этим из леса, в котором живут влюбленные, и они не возвращаются в Улад, где король предает свое слово и убивает возлюбленного Дейрдре, а ее саму хочет взять замуж. Но Дейрдре выбрасывается из колесницы и разбивается насмерть. Сюжет перекликается с сюжетом «Тристан и Изольда».

Также сюда входят «сага о Диарманде и Грайне». Грайне соблазняет Диарманда и накладывает на него гейс, что тот обязан увезти ее. Уйдя от преследования, они долгое время живут «без греха». На ложе они кладут между друг другом кусок сырого мяса, в других версиях – обнаженный меч. Есть несколько вариантов конца этой истории.

Еще один сюжет: «Прототриесан». Героя зовут Трисан, героиню – Эсила. Они сбегают от ее мужа, Марка. Тот, пожаловавшись королю Артуру, призывает на суд Трисана. Последний предлагает компромисс – владеть девушкой по сезону (когда на деревьях есть листья, и когда их нет). Марк выбирает безлиственный период, так как ночи длиннее, хоть и дни короче, тогда девушка радостно говорит, что нет такого времени, так как вяз и бук – вечнозелены в Ирландии.

Бран – король Ирландии, живший в 5-м веке. Он уплывает на ладье из своих земель, долго путешествует, попадает на остров женщин, на котором проводит несколько дней, а когда сбегает с этого острова выясняет, что прошло несколько веков. Он возвращается назад, в Ирландию, но ему нет дороги назад: его спутник прыгает на берег и превращается в прах, как давно умерший человек. Бран вновь уходит в плаванье.

 

2) Скандинавский эпос:

Древнейшая рукопись «Старшей Эдды» – «Королевский список», Открыта епископом Исландии Бринйольфом Свейнсоном.

«Младшая (прозаическая) Эдда» была написана в ХШ веке Снорри Стурлусоном.

Старшая Эдда содержит более 30-ти текстов, которые группируют в два раздела: героический (излагающий трагические судьбы знаменитых родов) и мифологический (сказания о сотворении мира и о его конце, а также мифы о божествах). Основные тексты: «Прорицание вельвы (пророчицы)».

 

3) Песнь о Роланде.

Роланд – племянник Карла Великого (Карл Великий, король франков, живший в 8-м веке; слово «Карл» после превратится в «король»; он был коронован короной римских императоров за помощь папе Римскому).

Песнь о Роланде относится к концу ХI века. Классический, «Оксфордский список», является переписным с более раннего варианта. Включает в себя 4002 стиха. Подвиги Роланда имеют под собой реальную основу – в 778 году Карл Великий начал кампанию в Испании. Он взял несколько городов. Он попытался осадить Сарагосу, но был отбит и отправился обратно. Его арьергард (замыкающий отряд) был атакован басками, разбит.

Начинается со сцены, где Карл сидит на поляне, и его окружают 20 тысяч его воинов. Он решает, кто поедет с посольством к маврам. Роланд предлагает своего отчима, Ганелона, на должность посла. Должность крайне опасная. Ганелон обещает отомстить за такую «подставу», но отправляется к врагам. Там он начинает вести двойную игру – обещает предать Карла и отдать Роланда в руки мавров. Арабы радуются, одаривают его щедрыми дарами, дают заложников (среди которых сын визиря) и отправляют обратно к императору. При этом Марсилий (имя эмира мавров) клянется сам приехать в город Аахен и принять христианство. Ганелон предает Карла.

Карл вновь совещается, кого оставить во главе арьергарда, и Ганелон говорит, что Роланд, известный своей храбростью, достоин держать защиту земли франков. Карлу в эту ночь снится сон, в котором предсказывается грядущие беды.

И Роланд со своим отрядом остается в арьергарде французской армии. В Ронсенвальдском ущелье его атакуют мавры. Оливье, друг Роланда, уговаривает героя протрубить в рог, Олифант, и позвать на помощь императора. Но Роланд упрям и горяч. Завязывается бой, в котором происходят смешанные и одиночные поединки по правилам турниров.

Погибают многие французы, разбивающие, при этом, многочисленные орды сарацин. При этом, культ Ислама смешивается для автора с язычеством.

Интересен образ архиепископа Турпена из Реймса. Он – священник, но это не мешает ему биться с мечом в руке, а потом, после боя, совершать христианские обряды.

Когда Роланд видит безнадежность боя, он трижды трубит в Олифан и Карл возвращается на поле боя, а Ганелон бежит во Францию. Роланд же к тому моменту уже мертв, мертв и Турпен, и Оливье.

Обратить внимание: перед смертью Роланд пытается уничтожить Дюрандаль, свой меч, рубя им скалу. Но меч, в который вложены христианские святыни, не ломается. Тогда Роланд умирает, зажав рукоять в ладони, чтобы передать Господу, что он – не побежден. В этом символизм Роланда – до этого он мог вымыть от крови целый луг, чтобы Карл не узнал о том, что его племянник бился с сарацинами. И он уходит из жизни непобежденным.

Карл разгневан и, влекомый жаждой мести, выпускает бороду из-под кольчуги, нападает на мавров и гонит их до самой Сарагосы, в погоне в этой теряет руку Марсилий и гибнет его старший сын. Карл осаждает Сарагосу, но на помощь маврам приплывает флот из Каира (в тексте – Вавилона) во главе с Балиганом. Эта эскадра – олицетворение всех сил неверных. Христиане, в долгом и драматичном бою, побеждают врагов. Сам Карл бьется на поединке с Балиганом и убивает его при помощи ангела Господнего. После этого его войско убивает половину мавров в городе, другую половину – крестит, а вдову покойного эмира он увозит, чтобы показать ей красоту христианских храмов, чтобы веру она приняла по своей воле.

Карлу несколько раз на протяжении рассказа снятся вещие сны, в которых он хочет проснуться, но не может. Это – символизм «длани Господней» над ним. Он предвидит смерть Роланда, суд над Ганелоном.

Карл возвращается назад, во Францию, и первой, кто его встречает, является сестра Оливье, Альда, невеста Роланда. Она уходит из жизни после сообщения о гибели ее брата и жениха.

Ганелона ловят во Франции, заковывают в цепи и доставляют к королевскому двору, для суда. Однако поднимается ропот среди вассалов, что «не надо из-за покойного лить кровь живого». Родственник Ганелона, Пинабель, с мечом в руке вызывает любого на ордалию, божий суд. По правилам, победивший в ордалии объявлялся невиновным по всем статьям обвинения. Против Пинабеля выходит вассал Роланда, Тьерри, и побеждает в бою. После этого Карл приказывает повесить всех родственников и друзей Ганелона, которые просто пришли поддержать поединщика, а самого предателя разрывают лошадьми.

Эта песня была сложена перед крестовыми походами.

Нет любовной линии.

Историзма тут нет. Жесты символичны – когда Карл дает лук и жезл (символы власти) Ганелону – тот их роняет. Роланд же их держит.

Образ Роланда – образ деятельного рыцаря, благородного.

 

4) Песнь о моем Сиде.

Песнь о моем Сиде сложилась во время реконкисты (освобождения Испании из-под власти мавров). Песнь о моем Сиде – самая реалистичная из ей подобных. Сид – прозвище, по-арабски – Эль Сид переводится как «господин». Настоящее его имя – Родриго Диас де Ривар. Также его называли Сид Кампеадор – «завоеватель». Родился он в ~1025, а умер – 1099 году. Принадлежал к высшей кастильской знати короля Санчо II (из истории Испании: христианская Испания в то время делилась на провинции Кастилия и Леон). После смерти Санчо, власть взял его брат, Альфонс Ш, из Леона (есть мнение, что Альфонс убил Санчо). Альфонс изгоняет славного полководца Родриго из Кастилии, а его жену и детей заточает в монастырь. Тогда начинаются скитания Эль Сида, в ходе которых к нему присоединяются как обычные наемники, следуя за его авторитетом, так и рыцари, жаждущие славы, так и мавры, которые следуют за ним, как за вождем. Эль Сид осаждает Валенсию и берет ее в свое владение, после чего мирится с Альфонсом. После этого высаживаются на христианские земли армии Альмонидов, и Сид громит их. Он мыслит о освобождении всей Испании, но умирает.

Рассказчики немного меняют биографию Сида. Сид – защитник интересов народа, хотя по статусу он – гранд, в песне же его статус принижается, что не характерно(Градация титулов: идальго – рыцарь, завоевавший славу во время реконкисты; дон – старая аристократия; гранд – высшая знать).

Сид занимается ростовщичеством, хотя это – удел евреев. Он обманывает их, выдав сундуки с камнями (мокрым песком) за сундуки с серебром, и потребовал под честное слово рыцаря выдать все деньгами, не вскрывая сундуки. Для автора надуть еврея – богоугодное дело. Сид совершил подвиг этим в глазах автора.

В состав Песни о моем Сиде входит:

-Песнь об изгнании

-Песнь о Валенсии.

В последней, Альфонс и Сид мирятся, и Альфонс направляет своих сыновей, инфантов, в Валенсию, жениться на дочерях Сида. Те считают себя оскорбленными этим, но приезжают. После чего они увозят дочерей Сида в лес и там избивают и насилуют девушек. Происходит суд, на котором решают в пользу Сида. Сид же, верный слуга Кастилии, устраивает божий суд, ордалию, и побеждает на нем. Деталь – когда Сид узнает о изнасиловании дочерей, он поглаживает бороду. Это – символ скорой мести.

5) Песнь о Нибелунгах.

В ХШ-ХIV веках начинает проявляться редакторская рука в произведениях. Она проявляется уже даже в эпосах и мифологии.

В частности, Песнь о Нибелунгах содержит несколько пластов редактирования. Один из первых – история Гудрун и ее мужа. Он убивает братьев Гудрун, в отместку она убивает своего мужа и кормит сыновей мясом отца. Также – о драконе, которого убивает Зигфрид.

Второй слой относится к X веку. Племя гуннов (они же мадьяры, они же – венгры) напало на Бургундию и победило. Это – исторический сюжет.

Следующий пласт – VI-VII веков. Песнь о Дитрихе Бернском.

Пласт ХШ века – рыцарская тема, куртуазная любовь. Зигфрид отправляется в свой замок, в верховья Рейна. Автор Нибелунгов – клирик.

В Бургундии живет девица юных лет, которую зовут Кремхильда. У нее есть старшие братья, Гюнтер и Хаген, последний убивает всех женихов, которые пытаются свататься к девушке. Приезжает Зигфрид, и братья ничего не могут сделать против героя. Ведь Зигфрида учил драться карлик Регин, который выковал для него меч и искупал его в драконьей крови, сделав его неуязвимым. Но на спину Зигфриду приклеился лист клена, и , таким образом, было место, куда его можно поразить.

Перемены с героями древнего эпоса: Сигурд наделен необычными качествами, а Зигфрид – почти нормальный человек. Он храбр, учтив и влюблен – он идеальный рыцарь. В то же время, в Зигфриде просвечивает волшебная сила. Зигфрид сочетает несочетаемое. Зигфрид сватается к Брунгильде, появляется новый образ – богатырши и великанши. Это типичная древнегерманская великанша-волшебница. Она убивает всех, кто пытается свататься к ней, она – смерть. Гюнтер, старший брат Кремхильды, возлюбленной Зигфрида, пытается свататься к ней, и его подменяет Зигфрид. Брачная схватка. Зигфрид вновь подменяет Гюнтера и забирает ее кольцо и пояс, но оставляет ее чистой для будущего мужа. Автор переплетает две линии – мифологическую и новую.

Далее Кремхильда выходит за Зигфрида, а Брунгильда достается Гюнтеру, королю Бургундии. Между девушками возникает ссора, кто первой войдет в храм: знатнейшая должна войти первой. Кремхильда показывает Брунгильде кольцо и пояс, после чего входит первой. После этого, Хаген, по приказу Гюнтера, в бою, убивает Зигфрида ударом в спину. Зигфрид умирает как обычный человек, но и как герой – во время освобождения страны, причем не своей (Зигфрид – фламандец). Кремхильда повторно выходит замуж и мстит своим братьям, убивая их за Зигфрида. Вторая часть повторяет первую, конец – апокалиптичен, бушует пожар.

Прямая аналогия с ситуацией в Германии в ХШ веке. Не происходит объединения земель и автор призывает к действию.

Песнь от Нибелунгах. Окончание.

Также к «Песне» можно добавить «Худрун» (немецкая «Одиссея», Худрун – женское имя!!!). В ней смешан авантюрный роман плаваний и путешествий. Сличают по фонетике «Песнь о Нибелунгах» и «Худрун» - одинаковое кол-во ударений. «Песнь о Нибелунгах» делится на части – авентюры.

 

Куртуазная литература.

В ХIXII – период расцвета куртуазной литературы. В основе куртуазной литературы лежит служение как символ верности, но меняется адресат. Новым адресатом стал образ прекрасной Дамы. Куртуазный образ жизни был обусловлен рядом правил.

Наследование – майорат (по мужской ветви). Рыцарское сословие – мужчины, суть жизни которых сводилась к военной карьере и силовым развлечениям. В рыцарский кодекс были приняты, (помимо свода правил по этикету, охоте, стихосложения) правила обхождения с дамой.

Основной центр куртуазной литературы – Прованс. Прованс – пересечение торговых путей, Прованс в ХI веке был порядочно «отутюжен» походами Ордена Храма и норманнского рыцарства в борьбе с альбигойской ересью. Альбигойцы – католическая секта, члены которой признавали, что рая нет, как и ада. Жизнь одна – надо прожить ее максимально полно; следует помнить, что такое «инакомыслие» пустило корни. Были подняты темы, запретные ранее. Куртуазная провансальская литература была объявлена ересью.

Рыцарю, по правилам куртуазии, предъявлялось много требований. Он мог любить только одну даму, он не должен был спускать с нее глаз, быть рядом с ней, но не касаться ее пальцем, т.е. вести с ней образ жизни Иосифа рядом со святой Девой Марией. Образ дамы сливался с образом пресвятой Девы. Она должна быть вечно юной и вечно прекрасной. Не следует забывать, что женщина в Средневековье в 35 лет была уже старухой.

Любовь к Даме - платонична. Идея – античная, авторство принадлежит Платону, древнегреческому философу, который разделил любовь на любовь физическую и любовь-стремление к идеалу. Трубадуры и труворы (основные певцы куртуазной поэзии) знали Овидия. Это говорит о знакомстве с античными авторами.

Очень часто объект любви была женой сеньора, т.е. - замужняя женщина господина. Эта любовь считалась чистой, безгрешной. Высшая стадия такой любви – любовь на расстоянии. Рыцарь мог полюбить даму на основании слухов о ее красоте.

Куртуазная поэзия распространялась трубадурами и труворами (синонимы). Это – провансальские слова, произошедшие от глагола «тробарг» - «искать». Трубадуром мог быть человек из любого сословия – горожанин, феодал или король. Среди трубадуров существовало своеобразное равенство поэзии. Оно усиливалось состязаниями, где ценилось мастерство.

Чаще всего вместе с трубадурами выступали жонглеры.

Поэзия трубадуров различалась по формам: в поисках и разработках новых форм опирались на народную поэзию – нансоны, основным содержанием которых была любовь (страдание как радость, красота возлюбленной – без портретности). Существовал эталон -  голубоглазая блондинка. Еще одно клише – природа. О чем бы ни было стихотворение – обязательно будет небо, весна и прочее.

Другие формы:

       «сервента» - (от слова «служить»), для которой образцом была солдатская песня.

       «баллада» - (от слова «balader», начаться).

       «альба» - («рассвет»). Закрепленный мотив – расставание на рассвете влюбленных.

Все эти виды воспевали thin amour «тонкую любовь». В качестве контраста существовала false amour «ложная любовь», когда рыцарь испытывает земную любовь к пастушке. Но, к чести рыцаря, ложная любовь никогда не переступает дозволенных граней.

       «пастурелла» - повествование о встрече рыцаря с юной пастушкой. Есть описания внешности пастушки. Пастушка обычно дает не только отпор, но и наставления рыцарю.

       «денсона» - спор поэтов. Такие споры бывали довольно часто. Существовало два течения: темный стиль (непонятность поэтической речи для обычного человека) и ясный стиль (соответственно понятность речи).

Основные деятели:

1.       Бернар де Вентадор. Мы ничего не знаем об этом человеке, но до нас дошло его поэтическое наследие. В его поэзии основная тема: любовь.

2.       Бертран де Борн. В «Божественной Комедии» Данте поместил Бертрана в ад; Гейне его упоминает. Де Борн был образцовым рыцарем: воевал, подавлял бунты, участвовал в политических делах, жег альбигойских еретиков. Он был участником похода Симона де Монфора на Каркассон и Монтсегюр. Прославился де Борн своими сервентами. Одна из них посвящена войне. Она начинается с пейзажной зарисовки, потом переходит в описание боя. Можно процитировать следующее: «Я не могу ни есть, ни пить, ни спать, пока не слышу со всех сторон криков «Вперед!», «В атаку!», не слышу ржания лошадей, криков умирающих, напоровшихся на колья рва». Вторая его сервента посвящена уникальной теме: ненависти к крестьянам, простонародью, с которыми вынужден вести дела. Обычно аристократическая литература упоминает, что смерды – тоже люди. Здесь же совершенно откровенная ненависть. Умер де Борн в монастыре.

Вокруг трубадуров стали складываться вторичные произведения: повествования-апокрифы, биографии трубадуров, имеющие мало общего с действительностью.

3.       Жофре Рюделе. Уникальный персонаж, полюбивший графиню Триполитанскую по слухам о ней. Графиня, узнав, что он приплыл к ней и умирает, пришла к нему, и он скончался в ее объятиях.

4.       Гийом де Кабестань (Другая история любви). Молодой и прекрасный, он полюбил даму, тоже молодую и прекрасную. Муж, жестокий и злой, узнав об этом, убивает Гийома, вынимает сердце и готовит из него обед. Потом он угощает свою жену этим блюдом. Узнав обо всем, дама выбрасывается из окна. Но, в дальнейшем, церковь каждый год праздновала этот день как день всех влюбленных. Измена не осуждается.

В результате крестового похода против альбигойцев, культура Прованса была разрушена, и многие трубадуры бежали в Италию и Испанию.

 

Рыцарский роман.

Рыцарский роман сильно отличается от рыцарской поэзии. Это – эпическая литература. Иные и фигуры авторов, среди которых были и женщины (например, графиня де Диа – жалобы на некуртуазное поведение возлюбленного). Поэты-трубадуры не были профессиональными литераторами.

Авторы рыцарских романов были первыми литераторами.

Кристиан де Труа был придворным писателем при дворе Марии Шампанской. Рыцарский роман опирался на уже разработанные основы:

1.       Античность («роман об Энее», «роман об Александре»)

2.       Фольклор. Большинство французских романов опираются на галльские сказания.

3.       Христианская образность (Роман о чаше Грааля)

Отсюда возникает особый мир – мир рыцарей.

Цикл сказания о короле Артуре. Идеальный король, идеальный рыцарь, которого окружают рыцари (Ланселот, волшебник Мерлин, великаны, город Камелот). То есть, описывается выдуманный мир.

 

 

Два основных цикла:

       Артуровский цикл.

       Романы о Тристане и Изольде (суть одна, масса вариаций).

 

Тристан и Изольда.

Существовало великое множество текстов на этот сюжет. Вероятно, мы имеем дело с текстом, который оформил в ХIХ веке французский ученый Бедье, обработавшим и собравшим текст. Он добавил свою интерпретацию (муки совести).

В основе сюжета – преступная любовь, нарушающая законы верности и преданности. В куртуазной литературе воспевалась любовь, не связанная с браком.

Сюжет – прежде всего о Тристане, его жизнеописании. Его имя – говорящее. Переводится как «печальный», «грустный». Его мать умирает после рождения. Это сюжет о страдании, жизненных страданий. Он уплывает из родных мест и попадает в Корнуолл (Уэльс, Wales), откуда родом его мать, королева Бланшфлор (белый цветок) и его дядя Марк. Тристан поступает к нему на службу, совершает подвиги. Первый его подвиг – победа над великаном-богатырем Мархольдом (архаичный персонаж). Тристан наносит ему смертельную рану в голову, но тот встает, его увозят в Ирландию, где и умирает. Тристан тоже получает рану отравленным оружием, от которой он страдает. Его кладут в ладью, которую пускают по течению. Ладью прибивает к берегам Ирландии. Продолжение истории см. ранее, в уладском цикле.

Роман об Александре – роман об Александре Македонском, которого делают идеальным рыцарем. Основной сюжет – как Александр спускается в стеклянной бочке на дно моря, чтобы посмотреть на тех, кто там обитает и рушит его порты и мосты.

 

 

Городская культура средневековья.

Возрождение началось в городах.

Подъем городов началось к ХП веку. Большое влияние оказали крестовые походы. Первый подход был спонтанным и коротким, второй же был тщательно подготовлен.

В средневековье существовало три сословия: работающие (крестьяне, ремесленники, купцы), феодалы (рыцари, бароны, герцоги, графы, короли), духовенство (епископы, архиепископы, монахи). В городах состав населения был очень пестрый. Расцветало товарно-денежные отношения. С точки зрения церкви, ростовщичество не было богоугодным делом. В городах живут люди, которые нарушают закон божий.

Общая система средневековья – вертикальна. Города же – горизонтальны, за счет цехов, гильдий и братств. Цех – это братство. Средневековые карнавалы проводились именно цехами.

В это время люди старались жить как можно ярче, одевая на себя максимально пестрые вещи, стараясь показать всю свою роскошь внешне, так как сами жили в аду (© Й. Хейзинга, «Осень Средневековья»).

Появляются первые часы. До этого ориентировались по церковному бою колоколов.

Городское пространство – пространство свободы. Ремесленники работают на заказ.

Начиная с XIII века, купцы начинают разведку мира, (Марко Поло) привозят редкие товары.

В городе заявляют о себе земные связи. Мир для людей – основная идеология горожан.

Возникает новый вид литературы – городская литература.

Для горожанина важен жизненный факт, а не эпическая поэма. Ведущим жанром становится бытовой анекдот. По-французски он называется «фаблио». В них говорится о простых людях, обладающих хитростью, смекалкой, также часта тема денег.

В Германии эти побасенки называются «шванке» и часто разрастаются в романы. Одна из тем – мотив «Мещанина во дворянстве» Мольера.

Еще одна черта городской литературы – назидательность. Любое произведение заканчивается моралью.

«Роман о Лисе» состоит из 30 частей («ветвей»). Они друг от друга никак не зависят, не связаны общим сюжетом. Он имеет фольклорные источники – сказки о животных. Но животные имеют четкую социальную привязку. Главный герой – лис Ренар (Рейнеке в немецком варианте). Его противник – волк Изенгрим, петух Шанденир, медведь и прочая.

Иногда они выступают как животные, иногда – как люди. Лев – царь, медведь – феодал, волк – рыцарь (мелкий, задирающийся). Фигура лиса – самая сложная. Иногда он – рыцарь, а иногда – горожанин.

 

Роман о Розе.

Роман о Розе – одно из самых неоднозначных произведений средневековья.

Он состоит из двух частей, отличных друг от друга. Первую часть в 30-х годах XIII века пишет Гийом де Лоррис. Это – куртуазный роман. Роза – символ любви, весь роман – аллегория возвышенной любви. Юноша спит и видит сон, как он попадает в прекрасный сад и хочет сорвать прекрасную розу. Его помощники – Привет и Сострадание, а противники – Стыд, Страх и Отказ. Полчища врагов растут, появляются Зависть, Уныние и Хамство. Юношу заключают в темницу.

Через 40 лет появляется продолжение романа. Второй автор – Жан де Клопинель (Жан де Мен). Он вводит две аллегорические фигуры – Разум и Природу. Разум призывает юношу отказаться от любви к этой розе. Природа тоже дает юноше свои наставления. Она говорит о порче времен, Золотом веке, а также об условности социальных предрассудков. Человек ценен тем, что он – есть.

Кроме того, Жан де Мен разоблачает суеверие. Роман о Розе сильно повлиял на Рабле.

Жан де Мен принадлежал к университетской среде.

Первые университеты стали складываться в крупных городах (Сорбонна). Университеты принадлежат церкви, церковь утверждала учебные планы. Однако университет обладал правом экстрадиции – феодалы не могли напасть на территории университетов. Каждый крупный университет имел свою специализацию на одном предмете. В свою очередь, студенты бродили по всей Европе, кочуя из одного университета в другой. Они назывались вагантами. Они добывали себе пропитание тем, что сочиняли стихотворения и песни на латыни.

В поэзии вагантов очень много анонимных авторов. Ваганты воспевают Венеру и Бахуса. Появляются пародии на куртуазную и рыцарскую литературу.

Среди безымянных поэтов выделяются двое, чьи имена известны: Это Пог Орлеанский (Примас Орлеанский)  - почетный титул архиепископа и Архипоэт (сам себя так называл).

Поэзия вагантов однообразна. Самый известный сборник – «Кармина Бурана» (Бернская песнь). Пора веселья – молодость. Об этом первыми задумываются ваганты.

Поэзия вагантов увяла сама собой. Она расцвела с первой половины XII века – начало XIV века. Поэт Рсодбеф (парижский поэт второй половины ХП века). Он называл себя врагом церкви, другом застолья.

Второй поэт – Франсуа Вийон (1431 – после 1463). Дата смерти неизвестна. Учился в Сорбонне, но предпочел свободную жизнь клошара, маргинала (бомжа). Вроде бы он в уличной драке убил человека, и это изменило его жизнь. Он был слишком широк для того, чтобы избрать только одну узкую сферу своей жизни.

Вийон известен своими балладами. Он модернизирует балладу. У трубадуров баллада – танцевальный жанр. Вийон вносит злободневное содержание в балладу.

Мотив быстротечности жизни у Вийона приобретает трагическое звучание. Вийон переживает о краткости человеческого века. «Где прошлогодний снег?».

Человек у Вийона не целен, он расчленен. Очень реалистичны описания насильственной смерти: «Баллада повешенных».

Вийон пользуется очень широким диапазоном языковых средств. Вийон открыл пути для поэзии на народных языках. На него ориентировался один из поэтов плеяды Пьер Ронсар. Его обожали Рабле и Артюр Рембо.

 

Средневековая драматургия.

Драма родилась в церкви, из католической мессы. Они проводились на латинском языке. Священники исполняли так называемый респонсорий. Два священника обменивались репликами, и игралось драматическое действо. На Пасхальной неделе изображались страсти Христовы. Из респонсория к Х-ХП веку рождается новый жанр – литургическая драма. Она исполнялась на любые сюжеты, исключительно духовными лицами. В дальнейшем она исполнялась на народных языках.

Литургическая драма строилась очень точно, вплоть до мелких деталей. Обладает очень наивным реализмом.

Затем литургическая драма выходит из церкви: сначала на паперть, потом на площадь. Она получает название «мистерия». Самая известная из мистерий – «Игра об Адаме» (история грехопадения). Адам – узнаваемый горожанин, Ева – горожанка, а змей – делец, который соблазняет Еву.

К XIV веку театральное действо переходит от церкви к цехам. Таким образом, цеха рекламировали себя.

Устройство сцены.

Сцена была двух видов.

       Симультанная сцена. Другое название – одновременная. Эта сцена изображала все мироздание сразу. Она имела рай (верх сцены), где сидели актеры, игравшие ангелов. Она имела ад, который был огорожен решеткой, за которой бились черти. Разумеется, что чаще всего никто чертей не играл, и туда набивался обычный народ, который и пытался рассмотреть что-нибудь, что происходит наверху. Сцена делится на отсеки, изображавшие различные локации: дворец, лес, море, гора и т.п. В центре – пространство дороги.

 

 

 

 

 

 

       Передвижная сцена. На ней размещался только один акт мистерии. Затем действие переезжает на другую площадь.

 

К ХV веку мистерии приобрели чудовищные очертания: представление «Мистерии Ветхого Завета» длилось несколько недель. При этом люди с ночи занимали места на эти мероприятия. Для большего впечатления можно перечитать «Notre Dame de Paris» Виктора Гюго, начальные сцены.

 

Карнавал.

Чисто городское явление. Последняя неделя перед постом. Это попытка создания опрокинутого мира.

Жанры средневековой драмы, выросшие из мистерии:

       Миракль (чудо). Драматический конфликт, который решает чудо.

       Моралите. Аллегорический жанр: олицетворенные пороки и добродетели.

       Комические жанры. Основной – фарс. Веселая комедия, построенная на бытовом материале (фарс об адвокате Пателене, см. далее).

       Соти (sotie – дурачество). Соти вышли из «праздников дураков».

 

Фарс об адвокате Пателене.

Стряпчий Пателен – герой ряда произведений. Как принято считать, первые истории зародились на территории Фландрии (Бельгия). В фарсе об адвокате Пателене идет насмешка над судом и теми, кто хочет обмануть закон. Сукнодел подает в суд на крестьянина, а стряпчий Пателен научил этого крестьянина прикинуться дураком и все время твердить одну и ту же фразу. Именно из «адвоката» вышла фраза «вернемся к нашим баранам». В конце же концов, крестьянин, вместо оплаты совета стряпчего продолжает твердить ту же фразу и не платит ни копейки. Пателен грозит подать в суд на крестьянина, но тот убегает. Произведение заканчивается моралью типа «вор у вора дубинку украл».

Возрождение.

Возрождение – первая из культурных эпох Средневековья, осознавшая себя как таковую.

Само слово «Возрождение» отсылает к предыдущей культуре – эпохе античности.

Возрождение – идея освоения античного наследства. Вначале упор делался на письменные памятники.

В изобразительном искусстве и архитектуре идеи возвращения к античным традициям. Тогда же появляется пренебрежительный термин: «готика» (от слова «гот» - варвар, дикарь в греческом значении).

Рождаются нормы отображения природы. Вырабатываются линейные оптические принципы, реализм в изображении мира. Это тоже возврат к античному принципу.

Привожу данные миниатюры для понимания сути дела. Слева – традиционные средневековые миниатюры, справа – работа фламандского художника в традиции Возрождения. Люди начинают принимать нормальные анатомические пропорции, хотя еще рано говорить об анатомической живописи – церковь не разрешала этого, считая ересью и дьяволопоклонничеством.

Происходит возврат к античным нормам возвеличивания человека. Такое восприятие называется «антропоцентризм». Человек – мера всех вещей, человек – в центре мира.

До этого существовал акцент на вертикальную связь: Бог-человек-дьявол. В эпоху Возрождения открываются и усиляются горизонтальные связи. Идет освоение окружающего пространства:

Эпоха Ренессанса (Возрождения) довольно короткая. Этапы (в Италии):

1)      Проторенессанс – XIII – XIV

2)      Ранний ренессанс – XV

3)      Высокий ренессанс – первые десятилетия XVI

В других странах все немного сдвинуто: ХV – ранний ренессанс, XVI – высокий ренессанс.

 

Родина Ренессанса – Италия:

       Возрождение – городская культура. Города имеют свободу, в них переехали феодалы (многие итальянские феодалы еще в 11-м веке продали свои феоды и перебрались в города, став богатыми купцами). Городские патриции и главы цехов становятся богаче феодалов. Феодалы теряют политические права, власть.

Основные города: Милан, Генуя, Флоренция (особенно!), Венеция. В них проживало более чем по 100 человек к концу 13-го века (самый крупный город был Париж – 300 тысяч человек). Скоро вся Европа превратилась в колонию этих городов. Ломбардские (от названия провинции в Италии, Ломбардии – территория на севере Италии – к примеру, Милан) банкиры начали ссужать деньги европейцам, в т.ч. королям и феодалам. А те не всегда могли вернуть сумму деньгами, например, король Англии вернул долг шерстью. Нередко бывали погромы евреев и ломбардцев, но последние начали очень сильную лоббистскую политику в правительствах государств, в которых вели дела ломбардцы (Франция, Англия, Германия).

Все банкирские термины происходят из Италии (банк, вексель).

В середине XIII века большинство итальянских городов стали самостоятельными республиками – коммунами. Управление попало в руки глав цехов – приоров (не путать с церковным саном).

Все видные политические должности мог занимать только человек, принадлежащий к цеху. Такая система способствовала раскрепощению личности. Человек становился во главе жизни.

Свободные города были раздроблены, и соперничество между городами привело к войнам между ними. Человек, разгневавший соотечественников, мог сбежать в другой город.

С другой стороны, раздробленность имела тяжелые последствия для итальянцев. В конечном итоге, она оказалась под властью испанцев, французов и немцев (знаменитые Итальянские войны в начале XVI века).

       Для Италии античность была родной культурой. Итальянский язык отличается от латыни.

 

Основные особенности ренессансного мировоззрения:

Создание новой модели человека, нового типа личности. Античность знала героя, но он не был неповторимым. Сократа казнили за то, что он говорил о неповторимости каждого человека (демон – «даймон»). Внимание к неповторимому человеку являлось ренессансным гуманизмом.

Философ Тено делла Мирандолло (Мирандолло переводится как «пустая бутылка», но не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет ;)) жил в XV веке. Человек – творец судьбы. Ренессанс отвергает идею предопределения. В христианстве существует идея свободы воли, и Возрождение выдвигает ее на первый план. Человек может развить все свои доблести (ключевое слово – «virtue»). Доблестный человек эпохи Возрождения творит для других. В эту эпоху бездействие считается грехом. На первый план выходит уныние. Данте презирал тех, кто прожил жизнь, так ничего и не сделав.

Studia Humana – постижение человеческого и studia divina изучение божественного. В средневековье упор делался на изучение второго. В Возрождение – первого. Все, что связано с человеком изучается очень пристально.

У истоков итальянского Возрождения стал Данте Алигьери. Он закрывает средневековую традицию и открывает эпоху Нового времени.

Данте Алигьери (1265-1321).

Родился во Флоренции. Из рыцарской фамилии. Полное имя – Дуранте. Жизнь Данте имеет несколько пластов:

Данте – человек любящий (Беатриче) и Данте – политик.

Участие Данте в политическом процессе. Передовые люди эпохи увидели опасность в раздробленности Италии. Был вопрос – под чьей властью объединяться?

Гвельфы (от немецкой фамилии «Вельф» - лев) – сторонники высшей духовной власти. Страной должен править Папа Римский. Это – ростовщики, банкиры (Изначально Вельф – Генрих Вельф – был герцогом Баварским, политическим противником Фридриха Барбароссы, германского завоевателя Италии).

Гибеллины – сторонники императора. Они проиграли в 50-х годах XV веках (Изначально гибеллины – сторонники Фридриха Барбароссы в войне против итальянских городов).

Гвельфы разделились на белых (за императора) и на черных (за папу). Данте был белым гвельфом.

В 90-е годы XIII века Данте становится членом государственных советов, играет важную роль в политике Флоренции. В 1300 году Данте становится членом коллегии из 6-ти приоров и отправляется с миссией к папе Бонифацию VIII.

Во Флоренцию в это время вступает Карл Валуа Французский. Он начинает агитацию за папу путем резни, грабежей и насилия. К власти во Флоренции приходят черные гвельфы, и Данте не может вернуться в город. Он скитается по Италии, и, в итоге, умирает в Равенне.

В конце 1291 года – начале 1292 года Данте пишет книгу «Новая жизнь». Поэтический текст сопровождается прозаическими комментариями. Рассказ ведется о любви. Героиня – простая девушка Беатриче (она была на самом деле, фамилия – Пераянари). Она вышла замуж за другого, Данте тоже женился. Беатриче умерла во время эпидемии чумы.

В произведениях Данте все по-иному. Существовала школа «Новый сладостный стиль». Ее основоположник – учитель Данте – Гвидо Гвиницелли. Эта школа ориентировалась на поэзию трубадуров. Но любовь трубадуров была довольно условной, хотя и не была лишена земного элемента.

Всю эпоху Возрождения воодушевляла идея, что любовь является основной движущей силой. Самая высокая любовь – любовь Бога ко всему сущему и всего сущего к Богу.

Данте описывает, как он встретил Беатриче, когда ей было 9 лет. Девять для Данте – волшебное, главное число. Через 9 лет он вновь встречает ее. Описывается вся эта любовь и то, как она облагораживает человека. Улыбка Беатриче дарит ему блаженство, очищает ему душу. Беатриче умирает от чумы. Данте горюет, но затем она из девушки превращается в символ божественной благодати.

1307 – трактат «Пир». По структуре похож на «Новую жизнь». Это – 14 нансон. Здесь Данте – средневековый писатель. Он пишет этот трактат на тосканском (итальянском) языке. Сам Данте говорит, что он – популяризатор.

Трактат «О народном красноречии» - обоснование итальянского языка. Это первый трактат по языкознанию. До сих пор в Италии говорят на языке Данте, основанном на тосканском.

Трактат 1313 года «О монархии». Необходимость разделения властей, светской и церковной. Данте ратует за объединение всей Италии, и дальше всего человечества.

Божественная комедия.

Работа над ней была начата около 1305 года. Вначале имело название «комедия» (по Аристофану – плохое бурное начало и хорошие гармоничный конец; смешение стилей). Данте вырабатывает новый язык. «Комедия души».

«Божественная» (divina) означает «прекрасное», «непревзойденное» Первым этот термин употребил Боккаччо. В 1555 году произведение Данте впервые вышло под этим названием.

Сфера поэмы.

План «БК» четко вычерчен и выверен, это плод усилий и долгих трудов Данте. «Комедия» живет сама по себе. В ней все есть: четкая, продуманная композиция (средневековая традиция).

Три части – «Ад», «Чистилище», «Рай»; в каждой – 33 песни. Всего – 100 (99+1). Терцина – строфика (три строфы). В терцине проявляется число три, всеобщая связь. На триединстве основана вся архитектоника загробного мира: девять кругов ада, девять кругов рая, семь кругов чистилища, земной рай и предшествующее чистилищу.

Каждая часть заканчивается словом «звезды. В аду нет места Богу, имя Христа ни разу не упоминается. В других же местах оно рифмуется лишь с самим с собой.

Эта структура мира (9,9 и 9) не придумана Данте. Ее придумал мыслитель IV-V веков н.э. Дионисий Псевдо-Ареопагит (по легенде принадлежал к ареопагу учеников Христа). В его трактате дана именно такая схема вселенной. У него, правда, не было чистилища. Чистилище – «изобретение» католической церкви, сделанное для повышения уровня продаж индульгенций и выманивания денег у богатых людей, под предлогом спасения их душ после смерти.

Черты Возрождения в «БК».

«БК» часто относят к средневековью. По традиции его ставят на рубеж веков.

Средневековым является аллегоризм. Образ «я» у Данте – очень обобщенный. Аллегория Данте многослойна. В его «Комедии» несколько смыслов:

  1. Прямой.
  2. Моральный (Душа, погрязшая в грехах).
  3. Политический. Италия, погрязшая в распрях.
  4. Высший философский смысл. Поиск человечеством пути к высшему блаженству. Данте встречает трех зверей: пантеру (рысь), льва и волчицу. Их можно воспринимать просто как зверей, можно же воспринимать волчицу – как алчность, пантеру – сладострастие, лев – гордыня (смертные грехи). Лев – французский король Филипп IV Красивый, по чьему приказу был унижен папа Бонифаций ХШ (Чьярра Колонна, римский наемник Филиппа, и Гийом де Ногарэ, будущий хранитель печати Филиппа, ворвались во главе вооруженного отряда к папе, после чего Чьярра за бороду стащил первосвященника с трона и дал старику пощечину латной перчаткой; После этого инцидента папа умер, папская курия переехала в Авиньон, к власти пришел Климент V). Волчица – папская курия, пантера – флорентийская республика.

Вожатый Данте по аду – Вергилий, римский поэт. Латынь изучали на примере его стихов. В моральном плане Вергилий – вожатый ума; в политическом – певец Римской империи.

Вергилий сопровождает Данте по аду и Чистилищу, пропадает в земном раю: Вергилий - язычник. Там его сменяет Беатриче. В моральном плане – это беспорочность. В высоком смысле – это божья благодать, противопоставляемая земному разуму. Разум – преддверие божественного знания.

Структура ада.

Бог есть источник света, движения, любви.  Данте с земной плоскости опускается все ниже, при этом света становится все меньше. В аду звезды гаснут. В первых кругах есть отблески пламени, но внизу света уже нет, как и движения. После ада Данте начинает подниматься.

В первых кругах находятся грешники, чьи грехи связаны с плотью: прелюбодеи (в неудержимом вихре вращаются по кругу – порочный круг). Данте смягчает для них наказание: влюбленные неразлучны и после смерти. Данте – не беспристрастный наблюдатель, он – субъективен в отличие от средневековых деятелей.

История Паоло и Франчески: Франческа была предназначена Паоло, но старший брат его, Джованни (старый, некрасивый) влюбился в нее. Франческа и Паоло совершили прелюбодеяние и были казнены. Услышав эту историю, Данте плачет.

К Средневековью относится образ Люцифера. Это – обратный богу полюс. Люцифер – огромный сгусток материи. Он огромен, покрыт шерстью, у него три пасти, есть крылья.

Те, кто обманул доверившихся, вообще лишены движения. Самые страшные грешники казнятся в пастях у Люцифера. «А самый главный – Иуда Искариот, он  головою внутрь, пятками наружу». Кассий, Брут (предатели Цезаря) и Иуда томятся в его пастях.

Данте и Вергилий уходят из Ада по позвоночнику Люцифера как по лестнице и попадают в чистилище. Там – полусвет. Люди там надеются на милосердие Господа. Но и там есть муки – завистникам, например, зашили веки.

Рай – сосредоточие радости, движения, света. Это средневековая черта, все делить.

Всеми замечено, что многоголосая толпа людей расшатывает основы мироздания. Данте показывает целую галерею образов – в основном, своих современников. Это – черта Нового времени.

«Земную жизнь пройдя до половины…» - Данте 35 лет (1300 год). Цель поэмы – опровергнуть первые строки о лесе. Данте пытается найти выход, гармонизировать мир. Люди, государства, города утратили свой правый путь. Такая злободневность – черта Нового времени.

Вторая черта – субъективность.

Данте возвеличивает как себя, так и Беатриче. Она – обычная женщина, знаменитая лишь тем, что ее любил Данте. Беатриче – воплощение чистоты.

Образы грешников по скульптурному выпуклы – еретики горят в огненных гробах. Фаринадо дельи Уберти – не сдавшийся даже в аду.

Самым ярким эпизодом является встреча с Улиссом (Одиссеем). Он казнится в кругу, где казнятся лукавые советчики (за Троянского коня). Они заключены в сфере огня. Данте сравнивает ее с долиной, озаренной светлячками.

Одна из версий мифа об Улиссе – что он все равно уплыл с Итаки. Его влекла сила судьбы. У Данте Улисс уплыл за Геркулесовы Столбы по своей воле. Его толкнула на это любознательность. Человек рожден к доблести и к знанию.

 

Боккаччо (1313-1375).

Боккаччо считается творцом новой европейской прозы. Тематика – любовь. Его отец – торговый агент в торговом доме Барди. Джованни Боккаччо – незаконный сын парижской куртизанки. В конце концов, Боккаччо попадает в Неаполь. Годы молодости Боккаччо проводит при неаполитанском дворе.

Боккаччо был влюблен в Марию, дочь короля. Любовь оказалась взаимной, что оказало воздействие на творчество Боккаччо, но была недолгой. После разрыва Боккаччо начал писать. Он писал в стихах, используя строфу, называемую октавой.

Лучшее из этих произведений: «Алита». Это пастораль. Любовь высокая, но и земная.

«Фьеделанские нимфы» (1345-1346). Подражание античным авторам. Влияние Овидия: превращение двух влюбленных в речки: Африко и Мендола. Африко – пастушонок, влюбленный в нимфу, давшую обет безбрачия. Это поэма о победе любви над обстоятельствами. Африко везде ищет нимфу, но не может ее найти, после чего совершает самоубийство. Мендола (имя нимфы) скрывает от Дианы то, что родила ребенка от Африко, но та все равно узнает. Богиня превращает ее в реку. Ребенка воспитывают родители Африко. У Боккаччо новая жизнь – слияние с природой.

 

Элегия Мадонны Фиаметты (1348) (в прозе).

Первый психологический роман. Переживания женщины, которую бросили, хотя на самом деле, бросила она Боккаччо.

В 1352 году Боккаччо начинает писать Декамерон. Это – сборник новелл. Новелла – от слова «новость», воспринималась как анекдот. В Декамероне – 100 новелл. Декамерон – «десятидневник». Герои Боккаччо рассказывают ради самого процесса, их никто не заставляет.

Мир новелл достаточно светлый и яркий. Начинается с описания чумы. Мир потерял опору.

В церкви встречаются 7 девушек и 3 юношей и решают уйти из города в особняк одной из девушек. Боккаччо впервые показывает идеальное место, утопию. В этом месте люди гармонично заполняют свой быт. Каждый день они выбирают короля или королеву и увешивают лавровым венком.

Боккаччо изображает пир во время чумы. Темы новелл разнообразны: любовь, счастливая и несчастная, шутки (в основном – оптимистичные). Несчастная любовь дана как контраст. Боккаччо рисует земную любовь. Он реабилитирует женщину, неверную жену. Любовь всегда права. Никто не в праве ей противится. Отказ от любви наказывается.

8 новелла пятого дня. Дама отказывается от любви, не отвечает взаимностью. Ее ждет наказание.

Наказывается обман, но не уловки, помогающие соединиться влюбленным.

Боккаччо позволяет себе издеваться над церковнослужителями (11 день 10 новелла о девушке, решившей покаяться и принять христианство).

Боккаччо отличает карнавальность. Отношение Боккаччо к религии показывает грешник из первой новеллы: он богохульник, но не воинствующий. Ему просто все равно.

Для героев Боккаччо важнее не бог, а фортуна. Герои действуют в своих интересах.

Второй день весь посвящен казусам Фортуны. Тема человека и фортуны – общая для всего Ренессанса.

По Боккаччо, Фортуна, как правило, подыгрывает человеку, если он не оставляет игры.

Боккаччо написал Декамерон по-итальянски. Язык основан на тосканском диалекте, но и на разных других (венецианский). У Боккаччо красивый синтаксис. У Боккаччо впервые дух и тело соединились.

В последние годы жизни Боккаччо начал писать биографию Данте.

 

Франсуа Рабле (1494 – 1553).

Универсальный человек Возрождения. Его роман – универсальный роман.

Родился в семье адвоката, младший сын. Его отдали в монастырь. Сначала он был францисканцем, но его гуманистические идеи пошли вразрез с церковными.

Он становится секретарем епископа, изучает науки. 2 года потом он изучает медицину, выступая то как лектор, то как студент.

Именно Рабле первым устроил публичный сеанс вскрытия трупа.

Он переезжает в Лион. Занимается типографским делом. В эпоху Рабле это было опасно – можно было попасть под трибунал инквизиции. В 1532 году он издает народную книгу «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Продолжение сюжета он назвал – «Пантагрюэль». В 1534 году Рабле заменяет народную книгу своей, пишет начало.

Жан дю Белле увозит Рабле в Рим, как домашнего врача. По возвращению он работает врачом в больнице. В политике Франциска I происходит перелом. Он издает ордонанс, запрещающий книгопечатание. Начинаются казни, Рабле уезжает в Пьемонт.

Третья книга выходит в 1546 году. Тональность меняется, Рабле разочарован. В 1547 году Франциск I умирает.

1548 году вышла четвертая книга. В 1553 году Рабле умирает, оставляя за собой черновики пятой книги. В 1564 году издатель собирает и издает их.

Первые две книги написаны по одной схеме, заимствованной из рыцарского романа: рождение, воспитание, война, победа, устройство территорий.

Последние три книги – странствия по традиционному миру. Третья книга – странствия по Франции. Цель – решить, нужно ли жениться Панургу, другу Пантагрюэля. Два последних тома – странствия по экзотическим, фантастическим странам. Эти страны – аллегории. Масса народных, карнавальных черт. Подчеркивается гротеск.

Третья книга – идеологична.

Основные идеи: Универсальный роман, роман-энциклопедия. Все области жизни, энциклопедия нового мира, конкретная и всеобщая. Все, что есть в мире, получает свое имя: растения, животные, рыбы.

Рабле принадлежит основная практическая роль в создании французского литературного языка.

Роман – гуманистический. Рабле – сторонник новых методов воспитания и образования. Рабле задал идею прогресса. Гаргантюа стоит на плечах своих предков, почти философ.

Гуманистическое отношение к образованию – сатира на схоластику.

Гаргантюа отправляется в Париж на обучение к Понократу («Власть труда»), образование, ориентированное на практику. Книги Рабле – злободневные. Очень важны образы королей: Грангузье, Гаргантюа («большая глотка), Пантагрюэль («всежаждущий»). Яркий, утопический эпизод, связанный с Телемским аббатством. Брату Жану предлагалось выбрать любое аббатство, и он выбрал Телемское аббатство. Туда могут попасть только свободные люди. Девиз: «Делай, что хочешь». Рабле был уверен в том, что природа человека исконно добра, и он ничего плохого не сделает. Вокруг Телемского аббатства существуют мастерские, которые обеспечивают аббатство всем необходимым счастливых жителей обители. Рабле заметил, что хорошую жизнь надо чем-то обеспечивать. Общество должно быть из двух слоев.

Вино у Рабле не только символ пьянства. Это так же символ познания, истины.

Роман Рабле оказал влияние и на Вольтера, и на Свифта.

 

 

 

Испанское возрождение.

Испания – страна войнов. Реконкиста закончилась лишь в 1492 году с падением Гранады, последнего оплота мусульман на полуострове. Также в 1492 году Колумб открывает Америку. Данный материк, де юре, принадлежит испанцам, они начинают захват. Испанское возрождение – героическое. Испанская литература – суровая, мужественная, воинственная.

Основные жанры – драма и роман.

Народный драматург, выразивший чаяния народа – Лопе де Вега, авантюрист, солдат. Он часто сравнивал любовь с осадой.

Лопе де Вега писал драмы разных родов:

       Исторические (о Лжедмитрии)

       Народные (Фуене Овехуна – Овечий источник).

       «Комедии плаща и шпаги». Их герой – идальго, основная тема – возвышенная любовь. Отец и брат, обычно, мешают влюбленным.

Второй жанр Лопе де Вега – романы. Они делятся на два вида:

       Рыцарский роман. Герой – защитник слабых, сирот, вдов.

       Плутовской роман или пикареска. В Испании появляется масса нищих, бродяг. Пикаро – плут, рыцарь удачи. Он сражается ради пропитания. Пикареска убеждает в том, что общество далеко от совершенства.

Первый роман – «Дон Кихот» Сервантеса.

Мигель де Сервантес (1547-1616). Родился в университетском городке. Его отец был идальго. Предполагается, что Сервантес учился в университете. Потом Сервантес поступил на службу к папскому послу, и тот берет его с собой к папе, но в дороге умирает. Сервантес поступает на службу в войско, участвует в битве при Лепанто, в которой христианский мир побеждает турок. Сервантес практически лишился руки, он очень гордился своим участием в этой битве. Сервантес с братом попали в плен к туркам, их держат в плену, требуя выкуп. Сервантес 4 раза пытается бежать.

В 1575 году Сервантес вернулся в Испанию. Он пытается найти себе место для себя. Очень темна личная жизнь Сервантеса, но, с другой стороны, он начинает писать.

Сервантес пишет драмы, которые не пользовались успехом. На русский не переведены.

Сервантес – идеалист. Ему поручают сбор зерна для Великой Армады, потом сбор налогов, и оба раза из-за веры в людей он прогорает, его сажают в тюрьму.

 

 

 

Сервантес написал сборник новелл.

«Назидательные новеллы Сервантеса». Их всего 14. По тематике:

       Любовно-авантюрные

       Бытоописательные

       Философско-сентенциозная новелла. С одной стороны – античный стоицизм, с другой – гуманизм христиан (заимствованный у Эразма Роттердамского).

 

Дон Кихот.

Роман состоит из двух частей. Между первым и вторым томом прошло 10 лет. Первая часть – 1605 год, вторая – 1616. Между ними был опубликован подложный второй том. (1614). Первый том приобрел популярность, считался очень смешным. В 1614 году некто, скрывшийся под псевдонимом «Авельянда», издал вторую часть. Но читатели быстро поняли, что это подлог. Сервантес был взбешен. Лжеавтор опошляет образы. У Авельянды Дона Кихота помещают в сумасшедший дом.

Второй том Сервантеса более сложен, чем первый.

В настоящем втором «Дон Кихоте» Сервантес осмеял Авельянду.

Роман задумывался как пародия на рыцарский роман. В эпоху Сервантеса люди верили, что рыцарский роман – чистая правда.

Первая глава «ДК» - развернутая предпосылка пародирования. Герой – идальго. Его клочок земли дает мало дохода. У Кихота много свободного времени, и он читает слишком много рыцарских романов. Он сходит с ума. Начинает творить свое альтерего. Его безумие имеет систему.

Любимый герой Кихота – «Амадис Галльский» Лопе де Вега. Его герой защищает маленьких людей.

Настоящее имя Кихота – Алонцо Кехано Добрый.

Дон Кихот берет себе новое имя. Дон – титул гранда, высшего аристократа Испании, Кихот – набедренная часть доспеха, Ламанча – «пятно» с испанского. То бишь, «Дон Набедренник с Пятна».

Лошадь он называет Росинант – (преждекляча).

У всех рыцарей есть дама. Дама Кихота – Дульсинея, выдуманное имя крестьянки, которую он видел один раз. Дульсинея – распространенное имя среди падших женщин Испании. На протяжении 2-х томов Кихот так и не встретит Дульсинею, даже начинает сомневаться в реальности ее существования. Когда же он захочет-таки ее увидеть, его разыграет Санчо Панса, оруженосец.

Роман Сервантеса делится на 3 выезда. Дон Кихот трижды выезжает из своего имения и трижды туда возвращается. Два последних раза – насильно. Центр повествования – дом Кихота.

Именно в первый выезд Дона Кихота посвящает в рыцари кабатчик, потом рыцарь спасает мальчика, защищает честь своей дамы. Считается, что первые пять глав – проба пера, чистая пародия. Разные способы пародирования: удвоение ситуации. Реальный план – груб (стиль плутовского романа), это самый приземленный, пошлый мир.

Две шлюхи сообщают Кихоту свои прозвища, а он просит их называть себя «доньями». Он из безумца превращается в гуманиста. Он защищает угнетенных не свысока, он поднимает их человеческое достоинство. Вера в человеческую природу, такая же, как и в идеях Рабле. Но Сервантес видит крушение идеалов. Но лучше сумасшедший, но гуманист – основная мысль романа.

Сервантес забыл одну деталь – оруженосца. Появление Санчо Панса связано с тем, что Кихоту нужен собеседник, он должен не только действовать, но и говорить. Дон Кихот – мудрый безумец. Санчо считают противоположностью, но это – не так. Санчо простодушен и верит в то, во что ему выгодно.

Дон Кихот хочет подарить Санчо «инсулу» (архаичное слово, означающее «остров»). К концу романа Санчо воспринимает многие идеи Кихота. Он-таки становится губернатором острова.

Форма диалога очень характерна ренессансной литературе. Эта традиция идет с античности. Дон Кихот во втором томе везде становится оратором, произносит речи. Первая речь – перед козопасами. Сервантес усложняет эту речь, козопасы не понимают ни слова (речь шла о золотом веке).

Первый том все время перебивается вставными эпизодами. Сервантес этим пародирует многие жанры.

Линия пасторальная, пастушечья. После речи о золотом веке появляется пастушка Марсела, из-за которой покончил с собой студент (ее речь – очень ренессансная).

Потом появляется любовная история – дон Фернандо и другие. Основная линия – Фернандо – Доротея – Лусинда – Корделио. Эта история содержит другой пласт действительности. Сервантес сочетал разные жанровые черты. Он постоянно открывает новые горизонты.

Иногда происходят прорывы в действительность. Доротея – настоящая обиженная девица. Настоящий великан – дон Фернандо. В конце концов, все сюжетные линии сходятся на постоялом дворе.

Вторая часть более сложная. Все уже знают Дона Кихота, стараются ему подыгрывать: Самсон Карасю, который там наряжается странствующим рыцарем. Потом Дон Кихот попадает к герцогам, которые устраивают целый спектакль. Кихот строит сам себя. Во втором томе он не всегда поддерживает игру, иногда отказывается от нее. Испанское понятие разочарования гораздо жестче.

Не только люди – весь мир против Дона Кихота. Грустная история Сервантеса доходила до грубой насмешки. Он заставляет своего героя перед смертью вернуть себе здравый рассудок. Сервантес закончил роман смертью героя, чтобы не было больше продолжений.

Роман был оценен в разные века по-разному: современники видели комедию, в XIX веке – высоких идеалах. Только 20-й век оценил Дона Кихота как гуманистическую литературу.

 

Английское Возрождение.

Возрождение в Англии связано со сменой династии. В ней не настолько сильно было влияние других. Англия была развитой страной, с выгодным геополитическим положением.

Дж. Чосер – был аналогом Боккаччо в Англии.

Об английском Возрождении начали говорить после окончания войны Алой и Белой розы (Ланкастеры против Йорков, в которой победили Тюдоры ). С этого времени идет сильное влияние из Фландрии на культуру Англии.

Томас Мор – глава оксфордского кружка гуманистов. Он – сторонник династии Тюдоров. Именно Мор создал образ злого, ужасного Ричарда III. Мор был крупным общественным деятелем: лорд-мэром, канцлером. Закончил жизнь Мор на плахе, выступив против реформы церкви Генрихом VIII (Генрих ввел англиканскую церковь государственной религией, а Мор был католиком). Мор – автор замечательной книги «Утопия» на латыни. Перевод на английский – 1551 год.

Слово «утопия» - греческое. Переводится как «место, которого нет». Читатели Мора не сразу понимали, что такого места нет в реальном мире. Мор начал роман с завязки – некий мореплаватель ведет рассказ о своих путешествиях. Мор использует платоновскую традицию: «Государство». Он идет от противного. У утопийцев нет частной собственности, они даже меняются домами. У них вообще нет собственности. Мор ненавидит драгоценности, деньги. В золото заковывают рабов и преступников. Дети играют драгоценными камнями, одеваются ярко. Мора удручает социальное неравенство. У Мора все равны и все работают. От работы освобождены лишь ученые и несколько правителей. Ученые – это те, кто проявил в детстве склонность к науке.

Работают утопийцы 6 часов в день. В свободное время они гуляют, отдыхают или занимаются наукой. Жизнь их полностью регламентирована. Брак заключался лишь один раз. Если жена изменяют мужу, то ее продают в рабство. У утопийцев существует «железный занавес». При попытке бегства человек продается в рабство. Рабы выполняют самую грязную работу. Мор понимал – нужен надзор, система наказаний. Современникам это казалось чем-то изумительным. Со временем жанр утопии превратился в антиутопию.

Эразм Роттердамский (1466-1533).

Вырос в монастыре. Учился в университете. Прожил в Англии несколько лет, принадлежал к кружку Мора. Считал, что Европа должна быть единой. Эразм вновь перевел Евангелие.

«Похвала глупости» (1509). Эразм подчеркивает всесословный, всечеловеческий характер глупости.  Это – самокритика мудреца. По мысли Эразма, воля человека ничем не скована, она свободна, человек волен выбирать. Он оказал влияние на неитальянских гуманистов. Его доктрину можно расценить как раннеренессансный гуманизм. Мораль, разум, чувства могут быть гармонично слиты. Эразм – глубокий христианский философ. Свободный человек по своей воле служит Богу своими делами. Идеи Эразма считаются основой мировоззрения Сервантеса.

 

Королева Елизавета(1558-1603).

Эпоха называется «Елизаветинской эпохой». Елизавета так и не вышла замуж – осталась королевой-девственницей, хотя любовников хватало.

Она проводила политику протекционизма: защита и покровительство промышленности, флота и прочая. Англия становится «королевой морей». Эпоха национального подъема. Основной жанр – драма.

       Театр – Лопе де Вега вышел на первый план.

       Можно говорить о Елизаветинской поэзии. Филипп Сидней – Аедофия и Стелла.

 

Спенсер (1552-1599). Его поэма «Королева фей», в которой слито все, что возможно. Отчетливое влияние средневековой аллегорической литературы, романов. Злая колдунья Дуаесса (Мария Стюарт). Новая строфа – Спенсер прибавил одну строфу (их стало девять).

Джон Лили (1554-1606). Эвфуэе – имя главного героя. I часть – «Эвфуэе, или анатомия остроумия», вторая часть – «Эвфуэе и его Англия». Язык зашифрованный, язык ребусов. Нужно знать средневековую литературу, всех авторов. Соответственно, эвфуистический стиль. Это помогает понять и Шекспира.

Английская драма началась не с Шекспира. Шекспир – ее расцвет.

Иное убранство сцены: несколько ярусов, уровней (сцены на балконе).

Первый драматург Англии – О. Куд (произносить невнятно, возможна опечатка). Создал жанр патетической, или кровавой трагедии. В греческой драме убийства не показывают, в английской – показывают. Много катарсиса, много массовых сцен, вышедших из Средневековья.

Томас Кид – «Испанская трагедия».

Кристофер Марло – предшественник Шекспира, сын башмачника, закончил Кембридж. Приехал в Лондон, играл в театре. Был убит в кабаке ударом кинжала в голову за шпионаж. В своих пьесах утверждал идеал сильной личности (Тамерлан). Свободная личность не всегда действует гуманистически.

«Трагическая история доктора Фауста». Фауст продал душу дьяволу. У Марло – по идейным соображениям. Марло очень резок – Фауст у него ненавистник Бога. Фауст – универсальный человек. Он продает душу за абсолютное знание, власть, земное счастье – полноту жизни. Но он не чужд альтруизму. Интересен образ Мефистофеля – страдающего Сатаны. Это – страдающий дух (Лермонтов, Байрон). Марло задал белый пятистопный ямб.

 

 

Информация о работе Зарубежная литература средневековья