«Золотой век» русской культуры (первая половина 19 века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

«Золотой век» - это необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 века. Несмотря на отставания России в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских государств, в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине 19 века опиралось на то что, в экономику проникли элементы капиталистических отношений, тем самым усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, а культура имела ярко выраженный национальный характер.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Архитектура и скульптура ………………………………………………3
Русская живопись ………………………………………………………..4
Театр и музыка …………………………………………………………...5
Литература ………………………………………………………………..7
Список литературы ……………………………………………………....8

Вложенные файлы: 1 файл

литература.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Ирбитский гуманитарный колледж»

Специальность

 «Дошкольное образование» 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по учебной дисциплине

литература

на тему «Золотой век» русской  культуры (первая половина 19 века) »

 

 

 

 

Булдакова Светлана Витальевна

                                                           Курс:1.  Группа 19 В

                                                                  Форма обучения: заочная

                                                                Преподаватель: Даваян А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………….3

Архитектура и скульптура ………………………………………………3

Русская живопись ………………………………………………………..4

Театр и музыка …………………………………………………………...5

Литература ………………………………………………………………..7

Список литературы ……………………………………………………....8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Золотой век» - это необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 века. Несмотря на отставания России в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских государств, в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине 19 века опиралось на то что,  в экономику проникли  элементы капиталистических отношений, тем самым усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, а культура имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Архитектура и  скульптура

Начало 19 века  – это  эпоха классицизма в русском  зодчестве. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и, особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения  здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова.

В громадном здании архитектор выделил  центральную башню. Проектирование  Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.

Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой Казанского собора. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры «Укротители коней». Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19 в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж.  На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен  и более приближен к человеку.

Имена прославившие «Золотой век» в архитектуре - это Андрей Дмитриевич Захаров, французский архитектор Тома де Томон,  Андрей Никифорович Воронихин,  Петр Карлович Клодт,  французский архитекторм Огюст Монферран и др.

Русская живопись.

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э.,  когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.

Своей вершины академическая  живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет  работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта.

В первой половине 19 в. в  русскую живописи входит бытовой  сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян.

Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали  в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных  художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Имена прославившие «Золотой век» в живописи - Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин, русский художник Карл Петрович Брюллов, Александр Андреевич Иванов и др.

Театр и музыка.

В первой половине 19 века театральная жизнь в России вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться  частные театры, которые то - разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр  развивался под воздействием тех  же тенденций, что и литература. В  нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее  появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских и отечественных авторов.

Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском  Александринском театре, а затем  в московском Малом, и только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.

В эти же годы на сцене  московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла  под названием «Иван Сусанин»).

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила». Зарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз и Ф.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки. 

Пушкинский сюжет лег  в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Даргомыжский умел передавать душевное состояние  каждого из своих героев взволнованной  музыкальной речью. Впервой половине 19 века открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра – русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

 

 

 

Литература.

Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. В литературе закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические  события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В творчестве В.А.Жуковского  проявился  «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал  утверждаться реализм. В России его  основоположником стал А.С.Пушкин. В  творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова,  И.С.Тургенева,  И.А.Гончарова  отчётливо проявились характерные  черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку,  обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья  о судьбах Родины и народа.

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
  2. Интернетресурс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе «Золотой век» русской культуры (первая половина 19 века)