Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:07, контрольная работа
«Золотой век» - это необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 века. Несмотря на отставания России в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских государств, в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине 19 века опиралось на то что, в экономику проникли элементы капиталистических отношений, тем самым усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, а культура имела ярко выраженный национальный характер.
Введение ………………………………………………………………….3
Архитектура и скульптура ………………………………………………3
Русская живопись ………………………………………………………..4
Театр и музыка …………………………………………………………...5
Литература ………………………………………………………………..7
Список литературы ……………………………………………………....8
ГБОУ СПО «Ирбитский гуманитарный колледж»
Специальность
«Дошкольное образование»
Контрольная работа
по учебной дисциплине
литература
на тему «Золотой век» русской культуры (первая половина 19 века) »
Булдакова Светлана Витальевна
2012
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Архитектура и скульптура ………………………………………………3
Русская живопись ………………………………………………………..4
Театр и музыка …………………………………………………………...5
Литература …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………....8
Введение.
«Золотой век» - это необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 века. Несмотря на отставания России в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских государств, в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине 19 века опиралось на то что, в экономику проникли элементы капиталистических отношений, тем самым усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, а культура имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Архитектура и скульптура
Начало 19 века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и, особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.
Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова.
В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.
Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой Казанского собора. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры «Укротители коней». Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19 в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек.
Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки. После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж. На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен и более приближен к человеку.
Имена прославившие «Золотой век» в архитектуре - это Андрей Дмитриевич Захаров, французский архитектор Тома де Томон, Андрей Никифорович Воронихин, Петр Карлович Клодт, французский архитекторм Огюст Монферран и др.
Русская живопись.
Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.
В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта.
В первой половине 19 в. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян.
Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.
Имена прославившие «Золотой век» в живописи - Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин, русский художник Карл Петрович Брюллов, Александр Андреевич Иванов и др.
Театр и музыка.
В первой половине 19 века театральная жизнь в России вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то - разрешались, то запрещались властями.
Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских и отечественных авторов.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» – сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, и только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.
В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).
Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила». Зарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз и Ф.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.
Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Даргомыжский умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью. Впервой половине 19 века открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра – русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.
Литература.
Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. В литературе закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).
Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В творчестве В.А.Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека,
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе «Золотой век» русской культуры (первая половина 19 века)