И.Л.Гаврилин
ИКТ на уроках русского
языка и литературы.
Большая радость и подспорье
для учителя, когда его кабинет оснащён
рабочим компьютерным местом. Мне в этом
отношении повезло. Со своими наработками
в плане использования мультимедийных
технологий на уроке я хочу с вами поделиться.
Это и презентации к урокам, и видеоклипы,
и биографии писателей.
На сайте "Общественная экспертиза
и оценка учебников" был подведён итог
обсуждения темы "ИКТ на уроках".
И вот к каким выводам пришли:
Ø учебник – наиболее привычный
инструмент и помощник ребенку и педагогу,
который можно листать, ощущать, общаться
с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии
– дополнительные возможности учения.
Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;
Ø с помощью ИКТ интенсифицируется
информационное взаимодействие между
субъектами информационно-коммуникативной
предметной среды, результатом является
формирование более эффективной модели
обучения;
Ø применение ИКТ-технологий
на уроке необходимо – это требование
времени, которое разнообразит урок, позволяет
увеличить его плотность, активизировать
работу учащихся;
Ø ИКТ, во-первых, как средство
доступа к учебной информации, обеспечивающее
возможности поиска, сбора и работы с источником,
в том числе в сети Интернет;
Ø в соответствии с личностно
ориентированной парадигмой образования
федеральный компонент стандарта для
всех ступеней обучения нацелен на комплексную
реализацию личностно ориентированного,
деятельностного, коммуникативно-когнитивного
и социокультурного подходов к обучению,
в том числе, и на формирование и развитие
информационной культуры учащихся.
Успех обучения зависит от творческой
личности учителя, от его умения
– использовать компьютерные
презентации;
– использовать ИКТ как средства
организации проектной деятельности школьника;
– использовать дистанционное
обучение;
– проводить интерактивные
лекции с использованием мультимедиа-технологий;
– использовать интерактивную
доску;
– использовать учебники-навигаторы
как дидактическое средство;
– организовывать самостоятельную
учебно-познавательную деятельность и
др.
И самое главное: используя
ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих
технологиях. При этом надо всегда помнить,
что компьютер не заменяет учителя, а только
дополняет его.
Наверное, многие используют
в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям
писателей с богатым иллюстративным материалом,
а могут быть и тесты, и игры, обобщающие
пройденный материал. Любую презентацию
можно анимировать, с помощью анимации
объяснять материал.
На уроках использую видеофильмы
– исторические справки о различных исторических
личностях, рассказы о картинах по литературным
произведениям. Ведь очень часто на уроках
литературы мы рассказываем не только
о литературе, но и о смежных видах искусства.
Фонохрестоматия
1. Можно использовать как эталонное
прочтение, к которому следует стремиться.
2. Может даваться как иллюстрация.
3. Может даваться в познавательных
целях, чтобы познакомиться с голосом
знаменитых писателей, актёров.
Заочные
экскурсии
Создание заочных экскурсий
- документальных фильмов - важный момент
в работе. Зачем нужны заочные экскурсии
на уроках литературы?
Во-первых, они расширяют кругозор
учащихся.
Во-вторых, сейчас в каждом классе
по литературе по программе Коровиной
предлагается совершать заочные экскурсии
по литературным местам. Таким образом,
эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.
В-третьих, не всегда можно съездить
в отдалённые от нас места, такие как Тарханы,
Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают
"живые".
Формы работы с компьютером
на уроках русского языка и литературы
Методические
рекомендации
В зависимости от того, какой
вариант конфигурации компьютерного оборудования
находится в кабинете:
При варианте «Компьютер + Принтер»
учитель может:
Готовить к урокам дидактический
раздаточный материал.
Оформлять наглядный материал.
Заниматься индивидуальной
проектной деятельностью с учащимися.
Создавать опорные конспекты
к уроку.
Создавать тесты и самостоятельные
работы для учащихся.
При конфигурации «Компьютер
+ Проектор» возможности, конечно, шире.
Это:
Возможность подачи материала
в форме презентаций.
Возможность проводить тестовые
работы без привлечения печатного материала.
Проводить опрос (фронтальный,
индивидуальный - когда 1 учащийся работает
за компьютером, в то время как остальные
учащиеся заняты другой работой).
Проводить конференции с привлечением
созданных учащимися презентаций.
Создавать документальные фильмы
по любой теме
Использование компьютера в
школе может осуществляться на различных
этапах:
При подготовке к уроку учитель
может:
Быстро найти необходимый материал.
Подготовить презентацию к
уроку (особенно это необходимо, когда
на уроке используется большой иллюстративный
материал).
Можно создать документальный
фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера.
Также можно создавать таблицы,
опорные конспекты, алгоритмы рассуждений
(это может быть и домашним заданием для
учащихся).
Второй этап - проведение урока.
Фотографии, видео, рисунки
дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным.
Слайды могут сопровождать
лекцию учителя.
С помощью заранее созданных
тестов могут проводиться разные виды
контроля (цифровые диктанты, выборочные
диктанты, тесты).
Третий этап - внеурочная работа.
Учитель выступает
организатором творческой поисковой
и исследовательской деятельности учащихся.
Есть опыт создания
совместных проектов по лирике
поэтов Серебряного века. Учащиеся
разбиваются на группы: художники, музыканты,
чтецы - и готовят анализ стихотворений.
Это интерпретация произведений, которая
создаётся не в виде сочинения, а в виде
творческой работы. Художники в виде образов,
изображая стихотворение построчно, создают
анимационный ряд. Музыканты подбирают
музыку, под которую может прочитываться
данное стихотворение, и обосновывают
свой выбор. Чтецы добиваются как можно
более точного прочтения. Потом вся работа
собирается воедино, и создаётся один
проект - фильм. (Рисунки сканируются и
включаются в презентацию)
Также учащиеся могут
создавать документальные фильмы,
заочные экскурсии, рассказы о
писателях, медиасочинения, библиотеку
школьных наглядных пособий, справочники,
опорные конспекты.