ИКТ на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:33, доклад

Краткое описание

Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей.

Вложенные файлы: 1 файл

ИКТ на уроках русского языка и литературы_Гаврилин И.Л..docx

— 26.77 Кб (Скачать файл)

И.Л.Гаврилин

ИКТ на уроках русского языка и литературы.

 

Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей.

На сайте "Общественная экспертиза и оценка учебников" был подведён итог обсуждения темы "ИКТ на уроках". И вот к каким выводам пришли:

Ø учебник – наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии – дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;

Ø с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;

Ø применение ИКТ-технологий на уроке необходимо – это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;

Ø ИКТ, во-первых, как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;

Ø в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения

– использовать компьютерные презентации;

– использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;

– использовать дистанционное обучение;

– проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;

– использовать интерактивную доску;

– использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;

– организовывать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и др.

И самое главное: используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты, и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал.

На уроках использую видеофильмы – исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.

 

Фонохрестоматия

1. Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться.

2. Может даваться как иллюстрация.

3. Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.

Заочные экскурсии

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации

В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:

  • Компьютер + Проектор

  • Компьютер + Принтер

При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:

  • Готовить к урокам дидактический раздаточный материал.

  • Оформлять наглядный материал.

  • Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися.

  • Создавать опорные конспекты к уроку.

  • Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся.

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это:

  • Возможность подачи материала в форме презентаций.

  • Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала.

  • Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой).

  • Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций.

  • Создавать документальные фильмы по любой теме

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

  • Подготовка к уроку.

  • Проведение урока.

  • Внеурочная работа.

При подготовке к уроку учитель может:

  • Быстро найти необходимый материал.

  • Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал).

  • Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера.

  • Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся).

Второй этап - проведение урока.

  • Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным.

  • Слайды могут сопровождать лекцию учителя.

  • С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты).

Третий этап - внеурочная работа.

 

   Учитель выступает  организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.

 

   Есть опыт создания  совместных проектов по лирике  поэтов Серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)

 

   Также учащиеся могут  создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о  писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.

 

 


Информация о работе ИКТ на уроках русского языка и литературы