Идейно — художественное своеобразие повести А. Камю «Посторонний»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

С давних пор культура Франции была щедра на «моралистов», то есть назидателей, нравоучителей, проповедников добродетели. Прежде всего это мастера пера и мыслители, обсуждающие в своих книгах загадки человеческой природы с остроумной прямотой, подобно Монтеню в ХVIв., Паскалю и Ларошфуко в ХVIIв., Вальтеру, Дидро, Руссо в XVIII в. Франция XX столетия выдвинула очередное созвездие таких моралистов: Сент-Экзюпери, Мальро, Сатр... Среди первых в ряду этих громких имен должен быть по праву назван и Альбер Камю.

Содержание

Введение.

1. Философский смысл повести «Посторонний» А. Камю .
2. Концепция отчуждения личности и общества в философии Альбера Камю (на примере повести "Посторонний") .
3. Проблема преступления и наказания в повести А. Камю «Посторонний» .
4. Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний»
5. Почему роман А. Камю назван «Посторонний»?
Заключение .
Источники и литература .

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории мировой литературы.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)

 

       «Мерсо не признает важнейших заповедей и потому не вправе ждать милосердия». Но он абсолютно равнодушен к этому, ведь он знает, что ничто не имеет значения, что жизнь не стоит того, чтобы «за нее цепляться»: «Ну что ж,

 

                                                          

 я умру. Раньше, чем другие, — это несомненно. Но ведь всем известно, что жизнь не стоит того, чтобы за нее цепляться.. В сущности не имеет большого значения, умрешь ли ты в тридцать или в семьдесят лет, — в обоих случаях другие-то люди, мужчины и женщины, будут жить, и так идет уже многие тысячелетия».

 

     Мерсо не живет — он существует, без «плана», без идеи, от случая к случаю, от одного мгновения к другому. В «Объяснении «Постороннего» (1943) Ж. П. Сартр сделал акцент на том, как построено повествование: «Каждая фраза — это сиюминутное мгновение... каждая фраза подобна острову. И мы скачками движемся от фразы к фразе, от небытия к небытию».

Смерть как  проявление абсурдности существования  — вот основа освобождения героя  Камю от ответственности перед людьми. Он раскрепощен, ни от кого не зависит, ни с кем не хочет себя связывать. Он — посторонний в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием всевозможных ритуалов; он отказывается выполнять эти ритуалы. Гораздо важнее любых принципов и обязательств, долга и совести для Мерсо то, что в момент совершения им убийства было нестерпимо жарко, а голова страшно болела, что «солнце сверкнуло на стали ножа... и Мерсо будто ударили в лоб длинным острым клинком, луч сжигал ресницы, впивался в зрачки и глазам было больно». Таким образом, конфликт в повести Камю находится на оси столкновения людей-автоматов, выполняющих ритуалы, и живого существа, не желающего их выполнять. Трагический исход здесь неизбежен. Трудно совместить собственное эгоистическое существование и движение человеческих масс, творящих историю. Мерсо напоминает и язычески раскрепощенную личность, выпавшую из лона церкви, и лишнего человека, и аутсайдера, который оформится в литературе во второй половине XX века.

 

      На двойной — метафизический и социальный — смысл романа указывал и сам Камю, пояснявший странное поведение Мерсо прежде всего нежеланием подчиняться жизни «по модным каталогам».

 

Сюжет «Постороннего» Камю видел в «недоверии к формальной нравственности». Столкновение «просто  человека» с обществом, которое  принудительно «каталогизирует» каждого, помещает в рамки правил, установленных норм, общепринятых взглядов, становится открытым и непримиримым во второй части романа. Мерсо вышел за эти рамки — его судят и осуждают.

 

     Образ « постороннего », выведенный Альбером Камю, вызвал в свое время много различных толкований. В кругах европейской интеллигенции военного времени он был воспринят? как новый «Экклезиаст» (этому способствовало высказывание автора о своем герое: « Единственный Христос, которого мы

 

 

 заслуживаем»). Французская критика проводила параллель между «посторонним» и молодежью 1939-го и 1969 годов, так как и те и другие были своего рода посторонними и в бунте искали выход из одиночества.

 

Параллели можно  проводить бесконечно, ведь история  хранит немало примеров, когда человек обостренно чувствовал свое одиночество и неприкаянность, страдая от «неправильности», «искривленности » окружающего мира. Эти чувства возникают всякий раз, когда в обществе царит всеобщее отчуждение, когда человеческое существование сводится к равнодушному исполнению определенных норм и правил, а любой, кто отказывается следовать заведенному порядку, не приемля эгоизма, равнодушия и формализма, становится «чужаком», изгоем, «посторонним».

[http://www.ukrlib.com.ua/essay-rus/printout.php?id=41&bookid=0]

 

5.Почему роман  А. Камю назван «Посторонний»?

 

Роман «Посторонний»  написан в жанре философской  притчи. Это многоплановое произведение, воссоздающее ситуацию социального  отчуждения человека.

 

Роман — записки  злополучного убийцы, ждущего казни  после суда, волей-неволей воспринимаются как приглашение задуматься о справедливости приговора, как ходатайство о помиловании, обращенное к суду человеческой совести.

       В черновиках А. Камю встречаются различные варианты названия романа: «Счастливый человек», «Безразличный»; название, на котором остановил свой выбор А. Камю, может быть переведено как «чужой», «чужак», «посторонний»; было еще одно название, данное русским литературным критиком в Париже, — «Незнакомец». Многозначительны имена героев: Мерсо как бы состоит из двух слов — «смерть» и «солнце».

 

Герой романа Мерсо — обобщенный образ, представляющий «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо. Разорвав внутренние связи с обществом, Мерсо живет, повинуясь инстинктам.

       Остается одно: он «чужой», «посторонний». Но посторонний по отношению к кому? к чему? На этот счет у Камю нет сомнений: невольный убийца осужден за то, что не играл по правилам окружающих. Его судят не за убийство, убил он человека бессознательно. Мерсо судят за то, что он пренебрег условными формами отношений между людьми, принятыми в обществе. Он отказывается лгать, говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, «и вот он уже ощущает себя под угрозой», потому что отвергает мир, сотканный из лицемерия. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть. Роман разбит на две равные

 

 

 части. В первой части Камю рассказывает о будничной невзрачной жизни холостяка: смерть матери в богадельне, встреча с Мари, отношения с соседом, по слухам, сутенером, разговоры с другим соседом, тоскующим о пропаже собаки... И вдруг происходит это безумие — убийство араба. Глупый выстрел был вызван скорее мороком послеполуденной жары и физической издерганностью Мерсо, чем злым умыслом.

      Мерсо попадает на скамью подсудимых. Он не собирается ничего скрывать, даже помогает следствию. Но суду нужно доказать его «закоренелую преступность». Среди «причуд» Мерсо находят одну совершенно непростительную — он правдив до того, что ничуть не заботится о собственной выгоде. И это кажется окружающим особенно ловким притворством.

 

Во второй части однажды пережитое реконструируется во время суда. Те же события показаны в интерпретации судей, и события  эти оказываются искаженными  до неузнаваемости.

 

Заурядная жизнь перелицовывается в «житие злодея». Сухие глаза перед гробом матери истолковываются как черствость нравственного урода, вечер следующего дня, проведенный с Мари, — как святотатство, знакомство с соседом-сутенером — как принадлежность к уголовному миру. Суд превращается в спектакль.

        «Никогда не встречал такой черствой души, как у вас! Преступники, приходившие сюда, всегда плакали, видя этот образ скорби», — говорил судья.

На суде свидетели  рассказывали о Мерсо то, что он знал о себе: что не хотел смотреть на мертвую маму, что курил, что уснул у гроба, что пил кофе с молоком. Это возмутило всех присутствующих, но свидетели говорили правду, а Мерсо ничего предосудительного в сказанном не видел. Потом подробно выясняли, плакал ли он... и другие особенности поведения Мерсо, в которых он ничего особенного не находил. А один из свидетелей на вопрос, что он думает о Мерсо, сказал: «Он был человеком». Мари, подруга Мерсо, говорила о нем горячо: «Он порядочный и честный человек». Мерсо отправляют на эшафот, в сущности, не за совершенное убийство, а за то, что он пренебрег лицемерием. На вопрос: «В чем обвиняют подсудимого? В том, что он похоронил мать, или в том, что он убил человека?», — прокурор отвечает, что обвиняет Мерсо в том, что он хоронил свою мать, будучи преступником в сердце своем.

 

Перед казнью Мерсо не принял священника, не разрешил ему обнять себя, «обвиняемый чувствовал, что у него мало времени и тратить  его на Бога он не пожелал».

         В конце концов Мерсо понимает смысл человеческой жизни. Его принципы несложны: рано или поздно, старым или молодым, в собственной постели или на эшафоте, каждый умрет в одиночку. И перед этой истиной тают все миражи, за которыми гоняются люди. Невесть зачем явился на свет, невесть

 

 

 почему исчезнешь без следа, — вот и весь сказ о

 смысле, вернее, бессмыслице жизни. Мерсо не ополчается на мнимые святыни цивилизации — он просто уклоняется от них и хочет, чтобы его оставили в покое, позволив ему наслаждаться своими радостями.

      Все выглядит так, будто, не случись нелепого выстрела на берегу моря, «посторонний» своей жизнью, глядишь, и ответил бы на вопрос: как и для чего жить, если жизнь — приближение к смерти? А. Камю видел в своем Мерсо человека, который, не претендуя на героизм, согласен умереть за правду.

 

Роман «Посторонний»  написан в жанре философской  притчи. Это многоплановое произведение, воссоздающее ситуацию социального  отчуждения человека.

      Роман — записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда, волей-неволей воспринимаются как приглашение задуматься о справедливости приговора, как ходатайство о помиловании, обращенное к суду человеческой совести.

 

В черновиках А. Камю встречаются различные варианты названия романа: «Счастливый человек», «Безразличный»; название, на котором  остановил свой выбор А. Камю, может быть переведено как «чужой», «чужак», «посторонний»; было еще одно название, данное русским литературным критиком в Париже, — «Незнакомец». Многозначительны имена героев: Мерсо как бы состоит из двух слов — «смерть» и «солнце».

 

Герой романа Мерсо — обобщенный образ, представляющий «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо. Разорвав внутренние связи с обществом, Мерсо живет, повинуясь инстинктам.

      Остается одно: он «чужой», «посторонний». Но посторонний по отношению к кому? к чему? На этот счет у Камю нет сомнений: невольный убийца осужден за то, что не играл по правилам окружающих. Его судят не за убийство, убил он человека бессознательно. Мерсо судят за то, что он пренебрег условными формами отношений между людьми, принятыми в обществе. Он отказывается лгать, говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, «и вот он уже ощущает себя под угрозой», потому что отвергает мир, сотканный из лицемерия. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть. Роман разбит на две равные части. В первой части Камю рассказывает о будничной невзрачной жизни холостяка: смерть матери в богадельне, встреча с Мари, отношения с соседом, по слухам, сутенером, разговоры с другим соседом, тоскующим о пропаже собаки... И вдруг происходит это безумие — убийство араба. Глупый выстрел был вызван скорее мороком послеполуденной жары и физической издерганностью Мерсо, чем злым умыслом.

Мерсо попадает на скамью подсудимых. Он не собирается ничего скрывать,

 

 

 даже помогает следствию. Но суду нужно доказать его «закоренелую преступность». Среди «причуд» Мерсо находят одну совершенно непростительную — он правдив до того, что ничуть не заботится о собственной выгоде. И это кажется окружающим особенно ловким притворством.

        Во второй части однажды пережитое реконструируется во время суда. Те же события показаны в интерпретации судей, и события эти оказываются искаженными до неузнаваемости.

 

Заурядная жизнь  перелицовывается в «житие злодея». Сухие глаза перед гробом матери истолковываются как черствость нравственного урода, вечер следующего дня, проведенный с Мари, — как святотатство, знакомство с соседом-сутенером — как принадлежность к уголовному миру. Суд превращается в спектакль.

«Никогда не встречал такой черствой души, как у вас! Преступники, приходившие сюда, всегда плакали, видя этот образ скорби», — говорил судья.

На суде свидетели  рассказывали о Мерсо то, что он знал о себе: что не хотел смотреть на мертвую маму, что курил, что уснул у гроба, что пил кофе с молоком. Это возмутило всех присутствующих, но свидетели говорили правду, а Мерсо ничего предосудительного в сказанном не видел. Потом подробно выясняли, плакал ли он... и другие особенности поведения Мерсо, в которых он ничего особенного не находил. А один из свидетелей на вопрос, что он думает о Мерсо, сказал: «Он был человеком». Мари, подруга Мерсо, говорила о нем горячо: «Он порядочный и честный человек». Мерсо отправляют на эшафот, в сущности, не за совершенное убийство, а за то, что он пренебрег лицемерием. На вопрос: «В чем обвиняют подсудимого? В том, что он похоронил мать, или в том, что он убил человека?», — прокурор отвечает, что обвиняет Мерсо в том, что он хоронил свою мать, будучи преступником в сердце своем.

        Перед казнью Мерсо не принял священника, не разрешил ему обнять себя, «обвиняемый чувствовал, что у него мало времени и тратить его на Бога он не пожелал».

 

В конце концов Мерсо понимает смысл человеческой жизни. Его принципы несложны: рано или поздно, старым или молодым, в собственной постели или на эшафоте, каждый умрет в одиночку. И перед этой истиной тают все миражи, за которыми гоняются люди. Невесть зачем явился на свет, невесть почему исчезнешь без следа, — вот и весь сказ о смысле, вернее, бессмыслице жизни. Мерсо не ополчается на мнимые святыни цивилизации — он просто уклоняется от них и хочет, чтобы его оставили в покое, позволив ему наслаждаться своими радостями. Все выглядит так, будто, не случись нелепого выстрела на берегу моря, «посторонний» своей жизнью, глядишь, и ответил бы на вопрос: как и для чего жить, если жизнь — приближение к смерти? А. Камю видел в своем Мерсо человека, который, не претендуя на героизм, согласен умереть за правду .

[http://www.school-essays.info/pochemu-roman-a-kamyu-nazvan-postoronnij/]

 

 

Приложение 1

Рисунки Иллюстрации к повести А.Камю ''Посторонний ''

 


 

Приложение 2

Рисунки Иллюстрации к повести А.Камю ''Посторонний ''



"Улицы  Алжира."

 Эскиз декораций к экранизации произведения Альбера Камю "Посторонний"

 

 

 

 

Приложение 3

 

"Алжирский  полдень."

 Эскиз декораций к экранизации произведения Альбера Камю "Посторонний"

Информация о работе Идейно — художественное своеобразие повести А. Камю «Посторонний»