Изменение деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в связи с введением ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:35, доклад

Краткое описание

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе.Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

Вложенные файлы: 1 файл

выступление Изменение деятельности учащихся с введением в ФГОС.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

МБОУ «Гимназия»

 

 

 

 

Выступление на тему

 

«Изменение  деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в связи  с введением ФГОС»

 

 

 

 

Выступление подготовила 

учитель русского языка

и литературы

Урбан С.П.

 

 

 

 

 

 

 

Моршанск - 2013

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе ещё в прошлом году, в 5 классе. В этом учебном году работа продолжена. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных  стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Сформированность качественно  новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Критерии результативности урока при системно–деятельностном  подходе:

1. Цели урока задаются  с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2. Используются разнообразные  формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3. Учитель владеет  технологией диалога, обучает  учащихся ставить и адресовать  вопросы. 

4. Учитель эффективно  сочетает репродуктивную и проблемную  формы обучения, учит детей работать  по правилу и творчески.

5. На уроке задаются  задачи и четкие критерии самоконтроля  и самооценки (происходит специальное  формирование контрольно-оценочной  деятельности у обучающихся). 6.Учитель  добивается осмысления учебного  материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремиться  оценивать реальное продвижение  каждого ученика, поощряет и  поддерживает минимальные успехи.

8. Учитель специально  планирует коммуникативные задачи  урока. 

9. Учитель принимает  и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10. Стиль, тон отношений,  задаваемый на уроке, создают  атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11. На уроке осуществляется  глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Показатели эффективности  урока:

1. Целеполагание (реализация  деятельностного способа целеполагания) 

1.1. Формулирование целей  урока в совместной деятельности  педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.

1.2. Формулирование диагностической  цели урока (диагностическая цель  – цель, о факте достижения  которой можно судить однозначно)

1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и  степень её соотношения с результатом.

1.4. Постановка общей цели урока  или частных задач к каждому  этапу. 

2. Создание на уроке условий  для формирования у обучающихся  готовности к саморазвитию.

2.1. Планирование деятельности обучающихся  на уроке и степень их включённости в этот процесс.

2.2. Выполнение плана деятельности  обучающихся на уроке и обеспечение  результативности урока для развития  обучающихся.

2.3. Реализация рефлексии деятельности  обучающихся на уроке и оценивание  уровня собственного продвижения  по учебному материалу.

2.4. Организация и реализация  на уроке различных видов деятельности  обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование,  прогнозирование, проектирование, конструирование,  исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)

2.5. Побуждение обучающихся к  саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания. 

3. Проектирование и конструирование  на уроке социальной среды развития обучающихся.

3.1. Реализация на уроке содержания  учебного материала как системы  научных понятий (научность содержания  материала, следование УМК) 

3.2. Дифференциация и индивидуализация  на уроке учебного материала  по сложности и объёму.

3.3. Целесообразность выбора формы  урока (внешняя форма: урок  – мастерская, экскурсия, путешествие,  суд, семинар, лекция и др., внутренняя  форма: изучение нового материала,  повторения, обобщения, комбинированный,  развития речи, урок по определённой  технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

3.4. Целесообразность использования  технического, дидактического, наглядного  оснащения учебного занятия. 

4. Создание на уроке условий  для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

4.1. Реализация на уроке компонентов  учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной  задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

4.3. Формулирование и решение  на уроке познавательных задач,  направленных на продуктивную  деятельность обучающихся. 

4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4.5. Умение создать атмосферу  доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

Новым смыслом урока  является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс, в 2-х частях. “Учимся читать, слушать, говорить, писать”, авторы: И. А. Бажанова, С. И. Львова.

Главная задача данного  пособия — развитие речевых способностей учащихся, работающих по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова “Русский язык. 5 класс”. В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут пятиклассникам вдумчиво читать теоретический материал учебника, писать сочинения и выполнять другие задания творческого характера. Большое подспорье для создания сочинения по картине, где даются шаблоны вступления, заключения, отдельных предметов описания. Кроме того, в тетрадь включены сочинения сверстников, которые могут служить образцом,

Деятельностный подход к организации читательской грамотности  на уроках русского языка в 5 классе осуществляется на основе работы с  лингвистическими текстами. В учебниках  по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

Именно поэтому для  современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы  предъявления лингвистической информации.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов  и приемов обучения таких, как  учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

В отличие от традиционного  современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.

Современный урок формирует универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и  самоконтроля, самостоятельный переход  от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Самой популярной педагогической технологией  в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

Таким образом, реализация ФГОС позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

Информация о работе Изменение деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в связи с введением ФГОС