Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 10:35, творческая работа
Данная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование проблемы использования речей-миниатюр в современной коммуникативной практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить, насколько разработана в научной литературе проблема речей-миниатюр;
2. выявить особенность и структуру каждого выбранного примера речи-миниатюры (реплики, афоризма, слогана);
3. изучить речевую практику окружающих людей с целью выявления частотности использования в ней речей-миниатюр;
4. определить основные понятия, используемые в исследовании;
Существуют этикетные формулы п
Этикетные формулы, фразы к случаю
- важная составная часть
3. Эвфемизация речи.
Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние - все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.
Исторически в языковой системе
сложились способы
Смягчающими приемами ведения разговора
являются также косвенное
Пример реплики-намека:
- Что ты думаешь по поводу сегодняшней погоды?
- Пожалуй, нам пригодится Ноев ковчег...
- Леха, ну докажи ему, что я прав!
- Я бы рад, Саня... Да знаешь, Платон мне друг, но истина дороже...
- Бабушка, хватит, я не могу больше есть плюшки. Девочек все равно не принимают в Карлсоны!
Важно знать, что в традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они). Таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации: «Я - ТЫ (ВЫ) - ЗДЕСЬ - СЕЙЧАС». Так проявляется уважительное отношение ко всем участникам общения.
4. Перебивание.
Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнера - рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй-воспоминаний. По наблюдениям исследователей, перебивы характерны для мужчин, более корректны в разговоре женщины (13, с.92). Кроме того, перебивание собеседника - это сигнал «некооперативной стратегии». Такого рода перебивы встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.
Культурные и социальные нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.
Реплики по своему объему и характеру могут зависеть от различных факторов: «это прежде всего личности собеседников с их конкретной коммуникативно-речевой стратегией и тактикой, общей речевой культуры собеседников, степени официальности обстановки, фактора «потенциального слушателя», то есть присутствующего, но не принимающего участие в диалоге (обычно бытовом и эфирном, то есть диалоге на радио или телевидении) слушателя или зрителя» (11, с.62).
2. Афоризмы
У меня есть цитата на любой случай
Это лучший способ мыслить оригинально.
Дороти Сейерз
Что такое афоризм? «Самый простой ответ: это то, чем прославились Франсуа Ларошфуко и Станислав Ежи Лец. Афоризм - это мысль, выраженная в парадоксальной, неожиданной, образной форме, «мысль, исполняющая пируэт» (цитирую бельгийца Жориса де Брюйна)» (9, с. 7). Существуют изречения, которые заставляют нас задуматься; есть фразы, заставляющие улыбнуться. Но самые лучшие - те, в которых улыбку и мысль нельзя разделить.
Афоризм всегда носит обобщенный смысл,
но при этом он достаточно лаконичен.
Афоризм обычно имеет художественно
заостренную форму (например, антитеза,
гипербола, параллелизм и пр.). В
фольклоре к афоризмам
Пример:
- Нужно выполнить работу скорей, я не могу больше ждать!
- Тише едишь, дальше будешь.
- Ой, я сломал очередной карандаш!
-Ну да, сила есть - ума не надо.
В литературе к афоризмам причисляют гномы и сентенции (афоризмы без имени). Гнома - форма афористики, краткое изречение поучительно-философского содержания, обычно стихотворное. В античной литературе могла входить в состав хрии. Сходные формы дидактической поэзии известны в новоевропейской литературе (например. У И.В. Гете), также они распространены в индийской, арабской и персидской поэзии. В своей коммуникативной практике мы вправе использовать гномы. (1, с. 525)
Сентенция в отличие от гномы
не просто поучительное изречение, она
имеет нравоучительный
- Мне надоели эти книги, я устала от чтения, и вообще я уже и так слишком умная!
- «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно». (Слова принадлежат У. Блейку),
- Сейчас время действовать, а раскаяться всегда успеем.
- «Пусть дела твои будут такими, какими бы ты хотел их видеть на склоне жизни» (Слова Марка Аврелий)
Афоризм морального содержания называется также максима:
«Пусть молчит тот, кто дал, пусть говорит тот, кто получил» (Сервантес);
«Самый презренный вид малодушия - это жалость к себе» (Марк Аврелий);
«Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений» (И. Кант).
Афоризмы часто извлекались из литературных произведений:
ü Античных («Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится» (Овидий));
ü средневековых сборников ( Шекспира: «Ни что не является ни хорошим ни плохим - все зависит от того, как мы смотрим на вещи»;)
ü из произведений 18 - 20 веков («Видать она сильна, коль лает на слона» (И.А. Крылов), «Мы ответственны за тех, кого мы приручили», «Жизнь творит порядок, но не порядок творит жизнь» (А. де Сент-Экзюпери)
Некоторые афоризмы бытовали и как самостоятельный жанр (Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. де Лабрюйер, Л. Вовенарг, Г.Х. Лихтенберг, И.В. Гете и др.); пародические афоризмы - у Козьмы Пруткова .
Афоризм - жанр, который не утратил
своего существования и по сей
день. И в наше время продолжают
активно создаваться и
«Красота - страшная сила!», «Муля, не нервируй меня!», «Он обречен на успех» (Раневская)
«Управление временем позволяет
вам управлять
В литературоведческом словаре отмечено важные свойства «крылатых выражений»: « Афоризм отличается выразительностью и неожиданностью суждения, но он не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание формулировкой мысли (10, с.17).
Рассмотрим примеры:
На вечеринке два молодых человека поспорили. Один из них после долгого бесполезного спора воскликнул: «Все, у меня больше нет терпения что-либо тебе доказывать! «Карету мне! Карету!»
Другая ситуация: Идет урок. Вдруг в кабинет забегает запыхавшийся ученик из другого класса, впопыхах перепутавший кабинеты. Забежал и в растерянности остановился. Затем извинился и вышел. В классе прозвучал голос ученика, оценившего ситуацию: «Шел в комнату, попал в другую». Все засмеялись.
- Ребята, в чем вы видите сходство живописи и поэзии?
- Живопись - это поэзия, которую видят, поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи).
- Спорт играет одну из важнейших ролей в нашей жизни.
- Физические упражнения
могут заменить множество
Данные примеры показали, что коммуниканты, использующие в своей речи афористические высказывания, умеют разрешать проблемы без агрессии, без лишних неприятностей, демонстрируют чувство юмора и мудрость.
Действительно, мы довольно часто употребляем афоризмы в своей коммуникативной практике. Эти меткие, яркие выражения делают нашу речь красочнее, насыщенней и, безусловно вносят в нее элемент остроумия. Но, пользуясь афоризмами, мы не должны забывать о языковых нормах, о правилах построения устного высказывания:
ü Главным условием правильности речи в данном случае является уместное употребление афоризмов и понимание его смысла.
Например: «Вы знаете, я располагаю большим количеством свободного времени. Ведь время - потеря денег» (нарушения связаны с непониманием точного смысла афоризма).
ü Нередко происходит искажение лексического состава афоризмов: «Я не франт и считаю, что по внешнему виду судят только непроницательные люди» (в оригинале этот афоризм звучит так: «по внешнему виду не судят только самые непроницаемые люди» - Оскар Уайльд).
ü Ложные ассоциации иногда порождают смешные и нелепые ошибки: «Вы знаете, при погашенной лампе все женщины красивы»; делая человеку комплемент, не пользуйтесь таким афоризмом: «Бог юморист. Если не верите, посмотрите на себя в зеркало».
ü Довольно часто невнимательные к своей речи ораторы и авторы искажают состав афоризмов, сокращают или дополняют новыми компонентами его состав. Можно привести такие примеры:
Ø миром правит воображение (воображение правит миром),
Ø шел в одну комнату, а попал совсем в другую (шел в комнату, попал в другую),
Ø в войне не бывает выигравших, есть одни лишь проигравшие (в войне не бывает выигравших - только проигравшие),
Ø не говори, сколько тебе лет и на сколько ты выглядишь (не только не говори, сколько тебе лет, но даже не говори, на сколько ты выглядишь).
Таким образом, для утверждения
своей коммуникативной
2. Рекламные слоганы
Реклама стала сердцем народной культуры,
даже ее первоосновой.
Д. Бурстин
В настоящее время реклама - не только «двигатель торговли», но и активное проявление нашей языковой культуры. Реклама везде: транслируется по телевидению, передается по радиоволнам, печатается в газетах и журналах, красуется на баннерах, витринах магазинов. Рекламой в современных условиях рыночной экономики пользуются все, она охватила практически все сферы нашей жизни. Так, например, американский ученый Д. Бурстин характеризует рекламную коммуникацию как решающую движущую силу в становлении и утверждении американской культуры. Он пишет о том, что реклама - это «магистральный стержень американской цивилизации - в заселении континента, в развитии экономики, в создании американского жизненного стандарта... Реклама стала сердцем народной культуры, даже ее первоосновой». В таких же условиях оказалась российская «цивилизация».
Практически ежедневно в нашей речи звучат различные «рекламные фразочки»:
«Я для семьи выбираю лучшее» (Aos),
«Не тормози - Сникерс Ни» (шоколадный батончик «Сникерс»),
«Россия - щедрая душа!» (Шоколадная фабрика «Россия-щедрая душа»), «Иногда не неужно слов-просто подари Рафаэлло» («Рафаэлло»),
«Баунти - райское наслаждение» ( шоколадный батончик«Баунти»),
«Чтобы быть в тонусе, нужно, чтобы Тонус был в тебе» (соки и нектары «Тонус»),
«Mon jardin secret: скрытый мир моих настроений» (сигареты «Вож») и др. И мы, представители современного общества, современной языковой культуры обязаны знать и понимать такой термин как «рекламный слоган».
Слоган являет собой часть рекламного сообщения. Так как реклама - это текст, а любой текст имеет свою структуру, то и мы попытаемся разобраться с особенностями построения рекламного текста.
Текст - важнейший элемент печатной рекламы (кроме текста печатное рекламное послание может включать рисунки, фотографии, фирменные знаки и др.). Текст рекламного послания будет пользоваться успехом у читателей лишь при условии оптимальной структуры. Обычно рекомендуется разбивать текст на три части, каждая из которых выполняет свою функцию.
Традиционно композиция рекламного объявления состоит из следующих блоков:
Задача такого расположения материала - привлечь внимание читателей, затем заставить их вчитаться в сам текст публикуемого рекламного обращения. В практике отдельные блоки могут объединяться или не включаться. (22, с. 134)
Так как изучение всей структуры рекламного текста не входит в задачи нашего исследования, более подробно остановимся лишь на первой ее части - слогане. Слоган (лозунг) - заголовок рекламного послания и первые строки текста. Исходя из назначения слогана - привлечение внимания адресата - рекомендуется максимально обеспечивать его эмоциональную насыщенность.
Удачный рекламный слоган должен легко читаться и запоминаться, быть оригинальным, вызывать любопытство, содержать уникальное торговое предложение, сулить выгоду, вознаграждение. (14, с. 8)
Хороший слоган должен обладать четким внутренним ритмом и представлять собою как бы мини-стих из одной строчки (использование рифмы при этом - достаточно спорный вопрос в литературе).
Информация о работе Использование речей-миниатюр в современной практике