Истинная и ложная красота человека в романе "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:25, доклад

Краткое описание

Истинная и ложная красота человека (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) заключена в оценке исторических событий, характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями, образами героев произведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их поступки, он сравнивает Наташу Ростову и Элен Безухову, княжну Марью и Жюли Карагину, Николая Ростова и Бориса Друбецкого и др. С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев обнаруживается и затаенная суть этих людей, и авторское отношение к ним. Многое в их будущей судьбе нам еще не известно, многое даже окажется непредвиденным. Но контраст фальшивого, показного и человечески подлинного возникает с самого начала.

Вложенные файлы: 1 файл

Истинная и ложная красота человека.docx

— 15.79 Кб (Скачать файл)

Истинная и ложная красота человека (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) заключена в оценке исторических событий, характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями, образами героев произведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их поступки, он сравнивает Наташу Ростову и Элен Безухову, княжну Марью и Жюли Карагину, Николая Ростова и Бориса Друбецкого и др.

    С первых же  страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев  обнаруживается и затаенная суть  этих людей, и авторское отношение  к ним. Многое в их будущей  судьбе нам еще не известно, многое даже окажется непредвиденным. Но контраст фальшивого, показного  и человечески подлинного возникает  с самого начала. Знакомя нас  с блистательным салоном Анны  Павловны Шерер, Толстой противопоставляет  растленную жизнь петербургской  аристократии естественной жизни  людей, близких народу. Это и Наташа  Ростова, и ее брат Николай, и  Пьер, и княжна Марья. Подробней  мне бы хотелось остановиться  на сопоставлении Николая и  Бориса, Наташи и Элен.

    В Наташе преобладает  способность откликаться всем  своим существом на то, что  трогает ее сердце. Воспитанные  в атмосфере духовности, она и  ее брат отдаются с головой  первому влечению сердца. Сначала  это непосредственная девочка, тонко  чувствующая добро и правду, природу, истинную красоту человека. Эти  качества она не утрачивает  и в более зрелом возрасте. И здесь для лучшей передачи  ее образа Толстой противопоставляет  ей Элен. В отличие от этой  светской красавицы Наташа не  блещет красотой внешней, но она  подлинно прекрасна.

    “В сравнении  с плечами Элен, ее плечи были  худы, грудь неопределенна, руки  тонки; но на Элен был уже  как будто лак от всех тысяч  взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую  в первый раз оголили и которой  бы очень стыдно это было, ежели  бы ее не уверили, что это  • так необходимо”. Изображая  живые глаза, милую выразительную  улыбку Наташи, автор постоянно  указывает на богатство ее  духовного мира. “Однообразно-красивая  улыбка” Элен — застывшая  лицемерная маска, с помощью которой  она скрывает свою глупость, безнравственность. Духовный мир Наташи проявляется  и в мыслях, и в рассуждениях, и во внутренних монологах. Мыслей  же Элен мы нигде не встречаем. Рисуя светлый мир молодой, цветущей  жизни Наташи, Толстой показывает  и заблуждения юной наивной  души, которая неожиданно потянулась  к пустому и пошлому человеку  — Анатолю Курагину. В сцене  спектакля Наташа сначала преисполнена  “равнодушия ко всему окружающему”, но вскоре под “тенью Элен”  она теряет свою непосредственность  и даже улыбается Борису такой  же улыбкой, какой улыбалась Элен. К концу спектакля Наташа смотрела  на сцену совершенно уже подчиненная  тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило перед нею, уже казалось ей вполне естественным; но зато все прежние ее мысли  о женихе, о княжне Марье, о  деревенской жизни ни разу  не пришли ей в голову, как  будто все это было давно  прошедшее. Все, что произошло потом, оценивается автором как духовная  эволюция любимой героини. И в  этой картине ее позора и  отчаяния по-новому проступает  линия контрастных сопоставлений  естественного и фальшивого в  человеческом поведении. Фальшь, искусственность, ложный блеск постоянно присутствуют  в салоне Элен Безуховой, глупой  красавицы, пользующейся репутацией  прелестной и очень умной женщины. Да и не только в салоне. В этом и беда, что общество, за исключением немногих людей, не способно различать истинную  и ложную красоту человека. Так, Андрей Болконский не смог  понять Николая Ростова и стал  приближать к себе Бориса; княжна  Марья не оценила с самого  начала Наташу. Тем более ее (Наташу) не способны понять и Берг, и Борис, и Анатоль. Недаром Толстой  почти не приводит внутренних  монологов нравственно чуждых  ему героев — Берга, Анатоля, Бориса. Для писателя главный критерий подлинно красивого человека — его способность к душевному развитию. Именно поэтому нравственная красота любимых героев Толстого проявляется в непрерывной борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.


Информация о работе Истинная и ложная красота человека в романе "Война и мир"