Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 20:15, реферат
Америка, как известно, была официально открыта генуэзцем Колумбом в
1492 году. Но по воли случая получила имя флорентийца Америго.
Открытие Нового Света явилось величайшим событием в глобальной истории
человечества. Не говоря уже о том, что оно рассеяло много ложных
представлений о нашей планете, что содействовало значительным сдвигам в
экономической жизни Европы и вызвало волну эмиграции на новый континент,
оно, кроме того, повлияло на изменение духовного климата в странах с
христианским вероисповеданием (т.к. в конце века христиане как всегда
ожидали «конец света», «страшный суд» и т.п.).
сложный этико-философский кодекс молодой нации – помогать ей
сформироваться.
Кроме того, необходимо отметить, что для своего времени романтизм был
наиболее действенным методом художественного освоения действительности; без
него процесс эстетического развития нации был бы неполным.
Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от
романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США
сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями и сохраняло
господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны (1861-1865).
В становлении романтизма прослеживается три этапа. Первый этап –
ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным
предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках
просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Брокден
Брауна в романе и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма – В. Ирвинг,
Д.Ф. Купер, У.К. Брайент, Д.П. Кеннеди и др. С появление их произведений
американская литература впервые получает международное признание. Идет
процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется
интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные
темы и проблематика (война за независимость, освоение континента, жизнь
индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в
оптимистические тона, связанные с героическим временем войны за
независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными
перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией
американского Просвещения. Показательно, что и Ирвинг, и Купер активно
участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо
воздействовать на ход ее развития.
Вместе с тем в раннем романтизме зреют критические тенденции,
являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во
всех сферах жизни американского общества. Они ищут альтернативу буржуазному
укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского
Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии,
патриархальном прошлом страны и т.д.
Второй этап – зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К
этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э.А. По, Г. Мелвилла, Г.У.
Лонгфелло, У.Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р.У. Эмерсона, Г.Д.
Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила
заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х
годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство
ходом развития страны. Разрыв между действительностью и романтическим
идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков
зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых
буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее – поэтесса Э. Дикинсон.
В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже
трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Готорн),
настроения скорби, тоски (По), сознание трагизма человеческого бытия
(Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе
печать обреченности. Уравновешенно-оптимистический
трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят некоторым
особняком.
На данном этапе американский романтизм переходит от художественного
освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале
универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. В
художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика,
редко встречающаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл,
Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и
обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть
сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.
Трансцендентализм – литературно-философское течение, появившееся в 30-
х г. «Трансцендентальный клуб» был организован в сентябре 1836 г. в
Бостоне, Массачусетс. С самого начала в него входили: Р.У. Эмерсон, Дж.
Рипли, М. Фуллер, Т. Паркер, Э.Олкотт, в 1840 г. к ним присоединился Г.Д.
Торо. Название клуба связано с философией «Трансцендентального идеализма»
немецкого мыслителя И. Канта. Клуб с 1840 по 1844 гг. издавал свой журнал
«Дайэл». Учение американского трансцендентализма поставило перед
современниками вопросы глобального характера – о сущности человека, о
взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях
нравственного самосовершенствования. Что касается взглядов на свою страну,
то трансценденталисты утверждали, что у Америки свое великое
предназначение, но в то же время выступали с резкой критикой буржуазного
развития США.
Трансцендентализм положил начало американской философской мысли и
оказал влияние на формирование национального характера и самосознания. И
что более примечательно, трансцендентализм использовали в идейной борьбе и
в XX в. (М. Ганди, М.Л. Кинг). А споры вокруг этого течения не утихают до
сих пор.
Третий этап – поздний американский романтизм (60-е годы). Период
кризисных явлений. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии
отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают
те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе.
Наиболее яркий пример – судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в
добровольную духовную самоизоляцию.
В этот период происходит резкое размежевание среди романтиков,
вызванное Гражданской войной. С одной стороны выступает литература
аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства
с эстетических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература
Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту
исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни.
Аболиционистские мотивы занимают заметное место в творчестве писателей, чье
творчество сложилось в предшествующий период, – Лонгфелло, Эмерсона, Торо и
др., становятся основными в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д.Г. Уитьера, Р.
Хилдрета и др.
Имели место в американском романтизме и региональные различия.
Основные литературные регионы – Новая Англия (северо-восточные штаты),
средние штаты, и Юг. Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо,
Брайент) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению
американского опыта, к анализу национального прошлого, к исследованию
сложных этических проблем. Основные темы в творчестве романтиков средних
штатов (Ирвинг, Купер, Полдинг, Мелвилл) – поиски национального героя,
интерес к социальной проблематике, сопоставление прошлого и настоящего
Америки. Писатели-южане (Кеннеди, Симмс) нередко остро и справедливо
критикуют пороки капиталистического развития Америки, но при этом они не
могут избавиться от стереотипов прославления добродетелей «южной
демократии» и преимуществ рабовладельческих порядков.
На всех этапах развития для американского романтизма характерна тесная
связь с общественно-политической жизнью страны. Именно это делает
романтическую литературу специфически американской по содержанию и форме.
Кроме того, существуют и некоторые другие отличия от европейского
романтизма. Американские романтики выражают свое неудовлетворение
буржуазным развитием страны, не принимают новых ценностей современной
Америки. Сквозной в их творчестве становится индейская тема: американские
романтики проявляют искренний интерес и глубокое уважение к индейскому
народу.
Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания
Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и
реалистических элементов является творчество величайшего американского
поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением – уже за пределами
хронологических рамок романтизма – проникнуто творчество Дикинсон.
Романтические мотивы органично входят в творческий метод Ф. Брет Гарта, М.
Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX – начала XX
столетия. Своеобразные ласточки реализма появились в Америке уже в середине
столетия. Одной из таких – наиболее ярких – является рассказ Ребекки
Гардинг «Жизнь на литейных заводах» (1861). В котором безо всяких прикрас и
с обстоятельностью почти что документальной нарисованы условия жизни
американских рабочих в восточном районе США.
Переходный период ознаменовался творчеством писателей (У.Д. Хоуэллс,
Г. Джеймс и др.), чей метод получил название «мягкого», «джентильного
реализма», или по определению самого Гоуэллса – «сдержанного» (reticent)
реализма. Суть их воззрений заключалась в исключительности и «непреходящих
преимуществах» американской жизни перед жизнью Старого Света; по их мнению,
проблемы возникавшие в произведениях европейского реализма и русского
(наиболее популярного в то время) не имели никаких точек соприкосновения с
американскими. Именно этим объяснялась их попытка ограничить критический
реализм в США. Но позже несправедливость этих воззрений стала настолько
очевидной, что им пришлось отказаться от них.
«Бостонская школа». Одно из важнейших мест в литературе США после
Гражданской войны получает течение, известное под названием «литературы
условностей и приличий», «традиции утонченности» и т.д. В это направление
включают писателей, живших главным образом в Бостоне и связанных с
журналами, издававшимися там, и с Гарвардским университетом. Поэтому
писателей этой группы часто называют «бостонцами». Сюда относились такие
литераторы, как Лоуэлл («Записки Биглоу»), Олдрич, Тэйлор, Нортон и др.
Большое распространение в конце XIX в. получил жанр исторического
романа и повести. Появились такие произведения, как «Старые креольские
времена» Д. Кейбла (1879), «Полковник Картер из Картерсвилля» Смита, «В
старой Виргинии» Пейджа. Некоторые из них не были лишены художественных
достоинств, как, например, «Старые креольские времена», ярко
воспроизводившие быт и нравы американского Юга начала века. В этом
отношении Кейбл выступит как один из представителей «областнической
литературы».
В целом же развитие исторического жанра имело для американской
литературы того времени скорее отрицательное значение. Исторический роман
уводил от насущных проблем современности. В большинстве книг этого жанра
идеализировалось прошлое, разжигались националистические и расистские
стремления, почти совсем отсутствовала та историческая правда, которая
Информация о работе История литературы Соединенных Штатов Америки