История мордовской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

В мордовскую литературу А. Моро вошел как оригинальный поэт-лирик со сборником стихотворений «Раскаты грома» (1931). Начал писать в 1925 году, когда в газете «Красная звезда» был напечатан его рассказ «Как я приехал в Москву», затем в журнале «Печатник» было опубликовано его стихотворение на русском языке «Сердце бедное, зачем нам горевать». В первых поэтических опытах, написанных в стиле традиционной народной песни, поэт раскрывает взаимоотношения молодых людей, зарождение глубоких чувств между мужчиной и женщиной, изображает картины крушения устоев и строительства новых социальных отношений.

Содержание

Артур Матвеевич Моро
Кузьма Григорьевич Абрамов
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

История мордовской лит-ры.docx

— 40.93 Кб (Скачать файл)

«Великие времена рождают великих людей.» Это выражение в полной мере соотносимо как с личностью Пургаза, так и временем, в котором он жил и действовал. Предводитель малочисленного народа, он сумел с достоинством и на равных противостоять экспансии более сильных соседей -русских князей, половцев. Пургаз не склонил колен даже перед многочисленным войском Батыя. Когда оборвалась его жизнь, неизвестно. «Среди восточно-европейских правителей, приезжавших к Батыю за ярлыком на княжение, отмечает историк В. К. Абрамов, имя Пургаза не упоминается. Скорее всего он погиб, защищая одну из последних крепостей - один из последних клочков родной земли, за независимость и процветание которой боролся всю свою жизнь». К. Абрамов не берет на себя смелость восполнить эту неизвестную страницу истории. Однако, на наш взгляд, это объясняется не недостатком писательского мастерства и опыта, а желанием дать читателю надежду на то, что его герой пережил Батыево нашествие, спасся и со своим народом стал обживать другие места, претворяя в жизнь свои мечты и идеалы.

«Пургаз» характеризуется  многообразием характеров, каждый их которых выполняет определенную художественную функцию, вместе представляют историю, отражают социальную и нравственную жизнь народа конца ХП - начала ХШ века. Все действующие лица романа - и исторически подлинные (Пургаз, Пурейша, Мстислав), и вымышленные (Ушмай, Промза, Арис, Тюгай, Руша) — абсолютно самостоятельны, живут собственной жизнью в соответствии со своим характером, мировоззрением.

В ходе повествования в  романе часто упоминается не являющийся действующим лицом Пурейша (Пуреш), мокшанский князь конца XI[ -начала ХШ века, его историческая деятельность отражена в документальных источниках. Пуреш был современником Пургаза и его основным соперником в борьбе за верховную власть над всей мордвой. Историк В. К. Абрамов пишет: «В двадцатых годах тринадцатого столетия Пуреш становится «ротником» (союзник, вассал) великого князя владимирского Юрия, наиболее сильного государя в поволжском регионе». Пургаз же не пошел на компромисс ни с русскими, ни с Батыевой ордой. Это полностью соответствует исторической действительности: эрзянский народ не был покорен ни одним завоевателем. В результате монголо-татарского нашествия, принесшего неисчислимые бедствия мордовскому краю, культура народа была отброшена на много веков назад. Физически уничтожена большая часть населения, однако эрзянский народ устоял.

Пургаз постоянно в  действии. Сначала он учится в Булгарии, затем, став инязором, занимается обустройством эрзянской земли, борется с се врагами. Сцены из семейной жизни очень редки. С особой теплотой автор обрисовал взаимоотношения Пургаза с женой Рушей, выкупленной им у половцев. В семье родились два сына - Арис и Тюгай, в которых Пургаз надеялся увидеть продолжателей своего дела.

Пургаз хорошо образован, он видел мир, имеет широкий кругозор, вместе с тем он очень близок к народу. Князь верно чтит традиции своих предков, поклоняется эрзянским богам. Пургаз — защитник своего рода. Он верно понимает, что сила народа - в единении, поэтому все старания направляет на объединение эрзянских и мокшанских родов.

К. Абрамов сумел талантливо описать инязора и эпоху, в  которую он жил, и воспроизвести предельно верно взаимоотношения между эрзянами, мокшанами, русскими, булгарами, половцами, татаро-монголами. Передал он также социальную и нравственную жизнь каждого народа.

Роман «Пургаз» отмечен  не только художественными достоинствами, но и имеет глубокое познавательное значение - раскрывает культуру, быт, традиции эрзянского народа.

Обращение писателя в романе «За волю» (1989) к эпохе Крестьянской войны 1670-1671 годов может быть объяснено, очевидно, желанием представить документальную информацию о конкретном историческом периоде в его соотношении с жизнью выдающихся личностей, а также исследовать формирование национального характера на широком социальном фоне.

Не авторские сообщения  об эпохе, а самопроявление ее в сюжете, характерах и обстоятельствах повествования  придает роману «За волю» значение художественного постижения национальной истории, передает движение времени, не обходя стороной противоречий и драматических моментов.

Высокими гражданскими чувствами и нравственными ценностями личности пронизан весь образный строй произведения. Особое внимание привлекает многообразие характеров, каждый из которых выполняет определенную художественную роль, а вместе представляют историю. Многоплановое развитие сюжета, быстро сменяющиеся события, широкий социальный фон романа не заслоняют, а подчеркивают незаурядность главных героев Акая Боляева и Алены Арзамасской. Исследование национального характера приобретает в романе особую окраску. Ощутимо желание художника правдиво отразить жизнь народа и определить роль отдельной личности в истории.

В исторических источниках и энциклопедиях сведения об Алене достаточно скудные. Первым по времени написания и издания с наиболее полным охватом событий восстания сочинением было «Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Стенькой Разиным». Неизвестный автор-иностранец, моряк с английского корабля «Царица Эсфирь», стоявшего на рейде Архангельска, в своих воспоминаниях пишет: «Среди прочих пленных была привезена к князю Юрию Долгорукову монахиня в мужском платье, надетом поверх монашеского одеяния. Монахиня та имела под командой своей семь тысяч человек и сражалась храбро, покуда не была взята в плен. Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услышала приговор: быть сожженной заживо. Бегство из монастыря считается у русских преступлением ужасным, караемым смертью. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступили бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять.

Перед смертью она перекрестилась на русский лад: сперва лоб, потом грудь, спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел». Это единственное свидетельство О подробностях гибели атамана Алены.

Процесс формирования личности Алены скрыт от читателя. К. Абрамов представляет своего рода монтаж отрывков из жизни героини (жизнь с мужем, после его смерти - в монастыре, затем у старушки-знахарки). Перед нами сложившийся характер, но не статичный, активный, живо реагирующий на происходящие в жизни изменения. Роль автора в оценке поведения героини несколько ограничена. Писатель дает возможность объективного развития образа в его отношениях с другими персонажами. Данный прием лишает роман излишней патетики, односторонности,субъективности.

К. Абрамов представляет читателю прекрасную женщину, искусную целительницу, борца против несправедливости, доброго советчика, талантливого предводителя. Это сильная и активная натура, которая отрицает бездействие, покорность в ответ на унижение, ставит свои условия и добивается их выполнения, заставляя при этом действовать и других.

Образ Алены изображен  с истинным мастерством, с глубоким проникновением в психологию человека того времени. Для этого художник оперирует разнообразными приемами и средствами, среди которых следует выделить портретную характеристику, индивидуализацию речи, поступок (действие), взаимоотношения с другими героями, элементы быта, психологическое движение и др.

В целом образ Алены  предстает в динамике: от далекой  от политики женщины до предводителя семитысячного войска повстанцев. До конца сюжетного повествования автор отмечает качества героини, достойные уважения и восхищения, проявляющиеся в поступке - во время ее допроса Долгоруковым и в момент казни. Мужественная и героическая гибель атаманши дана в сгущенных формах драматизма, но они не затмевают реализма повествования, наоборот, писатель глубинно анализирует социальную действительность и внутренний мир человека в напряженный момент исторического движения.

К. Абрамову удалось создать  многогранный, гармоничный характер. Алена - сложившаяся личность со своим жизненным багажом, а главное - со своими нравственными принципами, она не в силах изменить своим правилам. Выбранный ею путь хоть и трагичен, вызывает уважение и восхищение.

Как мы уже  отмечали, в произведении два главных  героя - Алена Арзамасская и Акай Боляев. Алена - русская. А кто Акай Боляев – эрзянин или    мокшанин доподлинно     неизвестно.     По     словам     историка В. К. Абрамова, из документов истории крестьянской войны под предводительством Степана Разина до нас дошло «имя мурзы Акая под прозвищем Мурзакайка или мурза Кайко. Из мордовской деревни Костяшево, что находилась в верстах в семнадцати к северу от Саранска. В карательных документах имена специально писались уничижительно. На самом деле его могли звать либо Мурзакай, либо мурза Акай. В списках мордовских казаков и мурз, несших службу в Саранске, есть мурза Акай по фамилии Боляев. Поэтому большинство историков считает, что народным вождем был именно он».

Романный    Акай    Боляев самостоятельный    и    разносторонний

персонаж. К. Абрамов наделил  его исторически реальными чертами, заставил поступать адекватно требованиям современной ему эпохи.

К. Абрамов мотивирует поступки своего героя. К повстанческому движению его привели социальная несправедливость, разоряющая национальная политика самодержавия. Боляев горячо сочувствовал отважным донским казакам Степана Разина, восхищался их мужеством и бесстрашием. Когда волна стихийных восстаний дошла до Мордовии, перед Акае,, не было вопроса: переходить на сторону повстанцев или нет?

На счету отряда А. Боляева  множество жестоких схваток с правительственными войсками, в них выпукло проявились выдающиеся тактические способности атамана, его несомненный талант полководца. В сражениях предводитель восставших был несколько раз серьезно ранен, однако это не помешало ему быть в гуще борьбы.

По утверждению историков, жестокое поражение повстанцы Боляева потерпели в Алатырском уезде, под деревней Баево и селом Тургенево. После этого Акай скрывается в родном селе Костяшеве. Однако его местонахождение стало известно царским сыщикам.

По приказу Юрия Долгорукова  «вора и изменника и бунтовщика Мурзакайку за многое ево воровство в Красной Слободе казнили смертью, четвертовали».

«Пургаз» и «За волю»  отличаются художественно-эстетической цельностью, стилистической отточенностью, что дает возможность говорить об индивидуальной манере письма художника, об оригинальности его мировоззрения и мировосприятия, истинном мастерстве и даровании.

Творчество К. Абрамова находит высокую оценку в мордовской критике и литературоведении. Он создал оригинальные, самобытные, художественно значительные произведения, затрагивающие различные эпохи и раскрывающие духовное богатство наших предков и современников.

 

 

 

 

   Литература:

  1. Гнатовская О. Б. Жанровое разнообразие творчества А. Моро / 
    О. Б. Гнатовская // Рябовы : pro et contra : сб. мат. Рябовских науч. чтений, 
    г. Саранск, 16 апр. 2002 г. / Отв. ред. и сост. В. А. Юрченков ; НИИГН при 
    Правительстве РМ. - Саранск, 2002. - С. 201 - 206.

 

  1. Зиновьев    Н.    В.    Штрихи    к    портретам    /    Н.    В.    Зиновьев, 
    М. И. Малькина, С. Г. Девяткин, П. Я. Бардин // Современная мордовская 
    литература. 60-80-е годы : в 2 ч. Ч, 2. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - 
    С. 40-92.

 

 

  1. Зиновьев Н. В. Родина - большая и малая / Н. В. Зиновьев // 
    Зиновьев Н. В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. - Саранск : Мордов. кн. изд- 
    во, 1995.-С. 31-37.

 

  1. Тимин Т. Артур Моро : жизнь и творчество. Очерки / Т. Тимин. - 
    Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995.

 

 

  1. Алешкии А. В. Роман: обстоятельства и характеры / А. В. Алешкин // 
    Современная мордовская литература. 60-80-е годы : в 2 ч. Ч. 1. - Саранск : 
    Мордов. кн. изд-во, 1991.-С. 120- 133.

 

  1. Алешкин А. В. Творческая индивидуальность писателя и накопление 
    художественных ценностей / А. В. Алешкин // Современная мордовская 
    литература. 60-80-е годы : в 2 ч. Ч. 1. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 
    С. 8 - 22.

 

  1. Забавина В.  М.  Кузьма Абрамов :  Очерк жизни и творчества / 
    В. М. Забавина. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966.

 

 

  1. История мордовской литературы : учеб. для филол. фак. / редкол.: 
    Н. И. Черапкин, И. Д. Воронин, В. В. Горбунов. - Саранск : Мордов. кн. изд- 
    во, 1981.

 

  1. Федосеева Е. А. Исторический роман Мордовии / Е. А. Федосеева. - 
    Саранск : Изд-во Мордов ун-та, 2000.

 


Информация о работе История мордовской литературы