Как влияет любовь на развитие характеров главных персонажей трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:48, реферат

Краткое описание

«Ромео и Джульетта» – одна из тех пьес Шекспира, которые наиболее богаты красками. В ней много разных тонов, от веселой улыбки до дикого отчаяния, от нежной любви до лютой злобы. Но над всем преобладает любовь к жизни и вера в победу правды и добра.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3-4
Характеристика образа Ромео Монтеки……………………………..4-5
Характеристика образа Джульетты Капулетти……………………..4-6
Герои трагедии Ромео и Джульетта………………………………...6-8
Заключение …………………………………………………………...8-10
Список использованной литературы………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 25.99 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный  университет имени Н.Г. Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)

 

Филологический факультет

Кафедра литературы

Реферат на тему:

«Как влияет любовь на развитие характеров главных персонажей трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

 

Выполнила: студентка 52 группы,

                                                                           Анфиногенова И.А.        

                                 Проверил:

                                                                   кандидат филологических наук,

доцент Седов Алексей  Федорович

 

 

 

 

Балашов – 2014

План 

Введение ………………………………………………………………3-4

Характеристика образа Ромео  Монтеки……………………………..4-5

Характеристика образа Джульетты  Капулетти……………………..4-6

Герои трагедии  Ромео  и Джульетта………………………………...6-8

Заключение …………………………………………………………...8-10

Список использованной литературы………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

«Ромео и Джульетта» –  одна из тех пьес Шекспира, которые  наиболее богаты красками. В ней  много разных тонов, от веселой улыбки до дикого отчаяния, от нежной любви  до лютой злобы. Но над всем преобладает  любовь к жизни и вера в победу правды и добра.

Знаменитая трагедия В. Шекспира «Ромео и Джульетта» впервые была поставлена в 1595 году. Прошли столетия, но и сегодня, как во времена Шекспира, эта «печальная повесть» заставляет трепетать сердца, как продолжает волновать нас эта вечная тема – тема трагически прерванной любви.

Сюжет «Ромео и Джульетты» уводит нас к старинной итальянской  народной легенде, согласно которой  события, описанные Шекспиром, действительно  имели место в начале XIV века в  городе Вероне. Еще теперь в этом городе показывают легендарную «гробницу  Джульетты». Шекспир был далеко не первым, обработавшим этот сюжет, но он первый сумел сделать из него гениальное художественное произведение.

Основная тема шекспировской  трагедии – обличие нескончаемых междоусобных распрей. Эти распри погубили двух прекрасных молодых людей. Никто  из старейшин рода Монтекки и Капулетти уже не помнил, из-за чего началась эта вражда, но она захватывает и молодежь, мешая ей жить.

Ромео и Джульетта гибнут, но не разлучаются. Они умирают вместе, их любовь побеждает смерть, так  как гибель молодых людей навсегда устраняет вековую вражду. Их смерть заставляет задуматься Монтекки и Капулетти, правителей Вероны и всех, кто остался в живых. Не пора ли покончить с кровавыми распрями?

Характеристика  образа Ромео Монтекки

Ромео Монтекки — один из главных героев трагедии. В начале пьесы — это юноша, которого целиком поглощает надуманная страсть к Розалинде, вздорной и неприступной красавице. О своей любви к ней Ромео отзывается с горечью и цинизмом юнца: «Что есть любовь? Безумье от угара, игра огнем, ведущая к пожару». Однако Ромео упрямо продолжает добиваться от Розалинды взаимности, хотя все его друзья не одобряют его выбор. Все говорит о том, что страсть Ромео искусственна, что он выдумал себе предмет для поклонения. Почему? Скорее всего, по той причине, что в окружающей действительности его ничего не привлекает. Он равнодушен к вражде между семьями Монтекки и Капулетти, ему чужда жажда победы над врагом, ему претит убийство. В этом мире он ищет то, что выше мира, но душа его еще неопытна и готова принять за любовь обычное увлечение. Будучи натурой пылкой и мечтательной, Ромео со всей наивностью юности старается разогреть в себе чувство поверхностной симпатии, превратить его в пламя всепожирающей страсти. Шекспир ничего не говорит о причинах, побуждающих Ромео искать расположения Розалинды, но можно догадаться, что, в сущности, он ищет не любви, а самоутверждения, неосознанно надеясь на то, что победа над холодной и надменной девушкой поможет ему вырасти в глазах своих друзей и в своих собственных. С самонадеянностью юнца он выносит приговор любви: «Любовь нежна? Она груба и зла. /И колется, и жжется, как терновник». Но его злые и напыщенные речи смешны, ибо, как только он открывает в своей душе подлинное чувство к Джульетте, он мгновенно забывает о Розалинде. На этот раз его любовь — подлинная, а не мнимая, ибо она полностью преображает мироощущение Ромео Отныне он видит мир и себя в нем иными глазами. Любовь, возвышая его над действительностью, не отрывает его от жизни, напротив, приближает к ней и позволяет увидеть все в ясном свете. Ромео от природы наделен тонким и чувствительным сердцем, он способен предчувствовать свое будущее. Когда он в компании с друзьями и родственниками собирается проникнуть переодетым на праздник в дом Капулетти, им владеет смутное ощущение беды: «Неведомое что-то, /Что спрятано пока еще во тьме, /Но зародится с нынешнего бала, /Безвременно укоротит мне жизнь/ Виной каких-то страшных обстоятельств». Ромео пытается бороться с судьбой, но страсти одерживают над ним верх. Даже зная, что он губит себя, Ромео бьется на поединке с Тибальтом, братом Джульетты, и убивает его, подчиняясь слепой жажде мести, которую сам же глубоко презирает. Шекспир не моралист, и его герои никогда не бывают либо положительными, либо отрицательными. Ромео, хотя и помимо своей воли, становится причиной гибели Меркуцио, которого Тибальт смертельно ранит из-под его руки. Перед тем как выпить яд на могиле Джульетты, Ромео, обезумевший от горя, принимает вызов Париса и убивает ни в чем не повинного юношу. Симпатии читателя безусловно на стороне Ромео, но автор, рисуя трагичный путь его жизни, показывает, как губительны страсти и как они властны даже над такой светлой и возвышенной душой

Характеристика  образа Джульетты  Капулетти

Джульетта  Капулетти - один из центральных персонажей трагедии. Джульетта показана в момент перехода от наивной самодостаточности ребенка, которому неведомы сомнения в том, что окружающий ее мир может быть иным, к зрелости влюбленной женщины, способной пожертвовать всем ради любимого. В начале пьесы Джульетта - послушная и любящая дочь, родители для нее — высший авторитет, воплощение мудрости, добра и справедливости. В ее жизни нет и не может быть места для самоутверждения, которым в начале пьесы одержим влюбленный в Розалинду Ромео, ибо подчиненное положение женщины в доме отца исключает какую-либо внешнюю активность. До встречи с Ромео Джульетта не задумывается о причинах давней вражды между их семействами и видит во всех Монтекки только врагов. Но когда в ее душе пробуждается чувство к Ромео, вместе с ним оживает и разум. Она впервые задает себе вопросы, на которые не так просто ответить: как оставаться любящей и послушной дочерью и вместе с тем быть честной перед своей совестью? Можно ли любить врага семьи? И Джульетта произносит знаменитые слова: «Что есть Монтекки? Разве так зовут /Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?.. Что значит имя? Роза пахнет розой, /Хоть розой назови ее, хоть нет». Однако и Джульетта, и Ромео остаются людьми своей эпохи, они не властны вырваться из тисков ее нравов и предрассудков. Когда Джульетта, желая отвести беду от бежавшего в Мантую Ромео, говорит матери, жаждущей отравить убийцу Тибальта, что она сама составит смертоносное зелье, леди Капулетти ничуть не удивлена ее познаниями в области отравляющих веществ и не порицает дочь, готовую мстить с такой же жестокостью, как и мужчины ее семьи. Шекспир чуть ли не с отеческой нежностью относится к своим персонажам, он, как их творец, «видит их насквозь», но не порицает за слабость. Он убеждает нас в том, что именно ЭТИ люди, со всеми их пороками и недостатками, достойны любви, ибо только она одна может возвысить их над несовершенством этой жизни и спасти от зла, царящего в мире.

Герои  трагедии Ромео и Джульетта

РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА (англ. Romeo and Juliet) — герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595), ставшие навсегда символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в «Божественной комедии» Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения; имена Ромео и Джульетты впервые возникают в «Истории двух благородных любовников» Луиджи да Порто (ок. 1524), где действие происходит именно в Вероне. От да Порто сюжет перешел к другим писателям, в частности к Маттео Банделло (1554), чья новелла послужила основой для поэмы Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которая, в свою очередь, и стала главным, если не единственным, источником шекспировской трагедии. Однако, как и всегда, в старые мехи Шекспир влил новое вино. Брук, изображая своих влюбленных героев не без сочувствия, склонен все же к тягучему морализаторству и проповеди покорности, умеренности и смирения перед враждебными обстоятельствами. Для него любовь Ромео и Джульетты если и не грех, то во всяком случае некая чрезмерность и заблуждение, за каковые их постигает заслуженная кара. Совсем иначе подошел к этой истории Шекспир. Его ренессансный идеал великой любви, оказывающейся выше семейных предрассудков, выше вековой ненависти, казалось бы непреодолимо разделяющей двух юных отпрысков враждующих кланов, — и сегодня воспринимается абсолютно современно, без скидок на те четыре столетия, что отделяют нас от момента создания пьесы. Действие шекспировской трагедии уложено в пять дней, за которые происходят все события пьесы: от начальной — и роковой! — встречи Ромео и Джульетты на балу в доме Капулетти до их печальной гибели в фамильном склепе Капулетти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их чувства делает их не по годам взрослыми. Впрочем, в этом смысле они достаточно разные. Ромео в начале пьесы наивен, он томно мается от влюбленности в некую Розалинду. (В отличие от Брука, делающего ее активным действующим лицом и выстраивающим вокруг нее и Ромео длительное действие, Шекспир не выводит ее на сцену вовсе.) Вокруг Ромео целая компания таких же, как и он, юношей (Меркуцио, Бенволио), и он проводит свое время так, как положено в его годы: праздно шатаясь, томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала, с первого своего явления поражает не только чистотой и очарованием расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее, превращаясь из заурядного юного ловеласа в страстно любящего и готового на все ради этой любви «не мальчика, но мужа». Любовь Ромео и Джульетты не просто нарушение семейных запретов — это открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти — той ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой зиждились чуть ли не государственные устои Вероны. Потому так страшит всех безоглядность и глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются их разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего нарушать нельзя. Несмотря на свою юность и беззаботность, несмотря на всю мальчишескую лихость Ромео и девчоночью непосредственность Джульетты, они практически с самого начала знают предначертанность финала. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» — говорит Джульетта, глядя вслед уходящему в изгнание Ромео. Мощь и запредельность их страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость на все, в том числе и на смерть, потрясают даже того, кто, казалось бы, их понимает и не только им сочувствует, но и всячески способствует, — отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен, // И смерть их ждет в разгаре торжества»

Заключение.

Шекспир мужественно сражался за права человека, верил в его  достоинство, отдал все силы, чтобы  воспеть его красоту. Тем самым  он стал современником всех поколений, борющихся за полное раскрепощение  человечества.

 Он наш союзник и  единомышленник. Этим и объясняется  его возрастающая популярность  среди читателей и зрителей  всех времен и народов. Среди  тех, кого воодушевляет Шекспир,  находятся драматурги, поэты, режиссеры,  актеры, для которых английский  художник — требовательный учитель.  Мастерство Шекспира — лучшая  из литературных школ.

В «Ромео и Джульетте» изображен  путь от прошлого к настоящему, путь, на котором произошла победа норм гуманистической морали над принципами старого общества. Поэтому в гибели героев, победоносной по самой своей сути, такую большую роль играет случай и вмешательство роковых сил. В «Юлии Цезаре» путь от тяжелого настоящего в неясное будущее, не сулящее скорой победы добра,— это путь, на котором гибель героя, борющегося за гуманистические идеалы, становится неотвратимой, проистекающей из самой сути трагедии закономерностью.

 Иллюзии, нашедшие  свое отражение в «Ромео и  Джульетте» и связанные со  спецификой шекспировского творчества  на протяжении первого периода,  состоят в другом — в показательной  для этого периода вере драматурга  в то, что как только старый  уклад потерпит поражение, наступит  время торжества новой, гуманистической  морали, определяющей отношения  между свободными людьми. Эти  иллюзии наложили решительный  отпечаток на некоторые особенности  поэтики «Ромео и Джульетты». Важнейшая из этих особенностей  состоит в том, что конфликт  и его решение, заканчивающиеся  моральной победой новых гуманистических  сил, так же как и конфликты  комедий, созданных в первый  период, изображены как картина  событий, имевших место в прошлом,  и представляемая аудитории, живущей  уже в условиях торжества новых  отношений. Именно в этом кроется  источник того своеобразного  оптимизма, который отличает «Ромео  и Джульетту» от всех остальных  шекспировских трагедий, хотя многие  из них также следует признать  оптимистическими произведениями.

 Когда Шекспир ставит  и решает великие проблемы  эпохи, когда он раскрывает  закономерности истории в действиях  и переживаниях своих героев, то он тем самым не только  создает замечательные художественные  произведения, но и провозглашает  устойчивые в веках принципы  творчества. Эти принципы, наряду  с народностью оценок, данных  характерам и ситуациям, составляют  основу современной эстетики  реализма. Живы гуманистические  идеи Шекспира, сохраняет свою  остроту и его художественное  видение мира, меняющейся действительности.

 Кажется, Гете первый  предрек бессмертие Шекспира: «Несть  ему конца».

 Человечество развивается,  взгляды его становятся более  глубокими, вкусы — более требовательными.  А Шекспир остается все таким  же неисчерпаемым, все таким  же щедрым. Он приносит радость,  заставляет думать о времени,  становиться чище, бороться, действовать.

 Человеку 400 лет, а он  живет. А он не стареет...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 Дубашинский И. А. Вильям Шекспир: очерк творчества. М., 1965

 Михоэлс С. Современное  сценическое раскрытие трагический  образов Шекспира. М.,1958

 Морозов М. Шекспир,  изд.2. М., 1966

 Нельс С. Шекспир на советской сцене. М.,1960

 Самарин Р. М. Реализм  Шекспира. М.,1964

 У. Шекспир: избранные  сочинения./ Составление, предисловие  и комментарии В. И. Коровина  – М., 1996

 Шведов Ю. Ф. Эволюция  шекспировской трагедии. М., 1975

 


Информация о работе Как влияет любовь на развитие характеров главных персонажей трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»