Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:02, доклад
Несомненно, что Лермонтову было свойственно именно живописное видение мира. Его поэтической системе присущи такие эпитеты и сравнения, которые помогают создать впечатление живописной картины с определенной красочной гаммой и светотеневыми контрастами. В своих литературных произведениях он нередко прибегает к законам композиции пространственных искусств. Эта особенность ярче всего сказывается в тех случаях, когда Лермонтов вводит в повествование пейзаж.
Живописные работы Лермонтова отмечены своеобразием его творческой индивидуальности, передают характерные особенности его видения мира, им свойственен особый „лермонтовский" колорит. Рисунки поэта всегда экспрессивны, остры, полны живых и непосредственных впечатлений, поражают меткостью наблюдений, точностью зрительной памяти, разнообразием тематики. Руку Лермонтова почти безошибочно можно определить, у него есть свой почерк, а недостаточность технического мастерства возмещается то оригинальностью замысла, то подлинным драматизмом сюжета или тонкостью колорита.
1 Так назван эстамп Лермонтовым. Изображено здесь селение Сиони. Как утверждает И. Л. Андроников, Крестовая гора оттуда не видна.
2 Композиция этого рисунка соответствует ремарке Лермонтова к стихотворению „Журналист, читатель и писатель". На этом соответствии основано предположение, что рисунок является автоиллюстрацией к названному стихотворению. Единого мнения в лермонтоведении по этому вопросу нет.
3 Лермонтов познакомился с художником Г. Г. Гагариным еще в Петербурге зимой 1839 1840 гг. Их содружество продолжалось и на Кавказе, куда Гагарин отправился по своему желанию. Сохранились копии Гагарина с рисунков Лермонтова. Две таких работы воспроизведены в альбоме, так как оригиналы Лермонтова до нас не дошли.
4 М. Ю. Лермонтов. Валерик. Сочинения в шести томах. Изд. АН СССР. М.—Л., 1954, т. 2, стр. 172.
5 В 1880 году художница О. А. Кочетова сняла с автопортрета Лермонтова копию и до 1961 года этот автопортрет воспроизводился только по ней. Портрет Лопухиной вовсе не был известен. В 1961 году лермонтовед Н. П. Пахомов опубликовал оба портрета с полученных им из ФРГ цветных диапозитивов. Обе акварели были возвращены в Советский Союз при содействии И. Л. Андроникова.
6 Картина до сих пор не имела названия, была опубликована только в 1956 г. в путеводителе упомянутого музея и почти неизвестна широкому кругу зрителей.
7 Считаем поэтому более правильным отнести время исполнения этой картины не к 1837 1838 году, как это считалось до сих пор, а к 1840 1841 гг.
8 Картина была написана для А.М. Верещагиной в 1938 году и поступила в Советский Союз одновременно с автопортретом Лермонтова.
9 М.Ю. Лермонтов. Письма. Сочинения в шести томах Изд. АН СССР. М. – Л., 1957, т. VI, стр. 440
10 М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Сочинения в шести томах. Изд. АН СССР. М. – л., 1957, т. VI, стр. 327.
~ ~