Коллективизация и народ в творчестве М. А. Шолохова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить образ народа и проследить процессы коллективизации на примере романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».
Задачи курсовой работы:
Изучить историческую роль коллективизации.
Проанализировать роман Шолохова М. В. «Поднятая целина».
Изучить историю создания романа.
Охарактеризовать главных героев произведения и их судьбы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Художественный образ…………………………………..5
1.1
Образ народа в русской литературе 19-20 вв……………………..
Коллективизация и народ в творчестве М. А. Шолохова……………
2.1 Образ народа в романе…….………………………………………….11
2.2 Воплощение процесса коллективизации в романе «Поднятая целина» М. А. Шолохова………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коллективизация Шолохов.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Художественный образ…………………………………..5

1.1

    1. Образ народа в русской литературе 19-20 вв……………………..
  1. Коллективизация и народ в творчестве М. А. Шолохова……………

2.1 Образ народа в романе…….………………………………………….11

2.2 Воплощение процесса коллективизации в романе «Поднятая целина» М. А. Шолохова………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На протяжении многих столетий крестьянство являлось основой российского общества. Именно оно было источником основных средств для развития промышленности и хозяйства страны в целом. История XX века коренным образом изменила судьбу крестьянства в России, обернулась трагедией для целого класса.

В историографии выдвигались  неоднозначные оценки коллективизации: позиция идеологического оправдания коллективизации и объяснения ее необходимости для создания военно-промышленного  потенциала и будущей победе в  ВОВ. Трактовка коллективизации как политики, продиктованной чрезвычайной обстановкой в стране, вызванной кризисом хлебозаготовительной кампании и трудностями намечаемой крупномасштабной индустриализации страны. Коллективизация как надежная система получения государством сельскохозяйственных продуктов - система изъятия, а не производства. Рассмотрение коллективизации в контексте процессов модернизации: несмотря на ее разрушительное воздействие, на сельское хозяйство, в реальности она исполнила роль механизма модернизации советского аграрного сектора, оказав ему поддержку. Но в СССР в целом естественный для аграрных реформ процесс раскрестьянивания искусственно форсировался. Оценка процессов коллективизации и раскулачивания как неотъемлемой части построения в СССР административно-командной системы и утверждения личной власти Сталина. Итоговые оценки сплошной коллективизации определяются как трагедия для российского крестьянства, как неудачный социально-экономический и политический эксперимент правящей большевистской партии.

В современной литературе тема коллективизации представлена широко, это и понятно: большое переломное событие всегда находит многоаспектное отражение.

Такое положение  крестьянства в обществе неоднозначно воспринималось политическим руководством страны. С одной стороны, в СССР провозглашалась власть и диктатура рабочих и крестьян. Но с другой стороны, еще В.И. Ленин отмечал, что мелкотоварное хозяйство «ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» рождает капитализм. Потому опасно долгое время базировать политический режим на двух разных экономических основах: крупной государственной промышленности и мелком индивидуальном крестьянском хозяйстве. Крестьянин, по мнению большевиков, очень сложно и долго «врастает» в социализм. Поднятая целина» вошла в историю советской литературы как одно из самых замечательных произведений, запечатлевших эпоху коллективизации, крушения старых и рождения новых форм жизни.

У этой книги  необычная судьба. Она создавалась, как говорил сам писатель, «по  горячим следам событий». М. А. Шолохов — непосредственный участник коллективизации. Его друзьями были партийные работники, председатели только что возникающих колхозов, казаки-колхозники... Все годы он живет и работает в станице Вешенской. То, что происходило вокруг, касалось его кровно, и поэтому книга рождалась каш прямой отзыв на события, которые бурлили, клокотали, в которых проступал, кристаллизовался новый лик времени.

Роман Шолохова М. А. «Поднятая целина» был и остается вневременным произведением. Проблематика его актуальна и до сих пор. Это ложь и предательство, любовь и верность, смерть и рождение. И если раньше роман читали, прежде всего, с точки зрения проблем коллективизации, налаживания колхозного быта в нелегкие 30-е годы, то теперь мы, современники, читаем его, больше обращая внимание на то, как раскручивается бесконечный клубок судеб героев.

Объект исследования: роман М. А. Шолохова «Поднятая целина».

Предмет исследования: образ народа и процессы коллективизации.

Цель курсовой работы – выявить образ народа и проследить процессы коллективизации на примере романа М. А. Шолохова «Поднятая целина».

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить историческую роль коллективизации.
  2. Проанализировать роман Шолохова М. В. «Поднятая целина».
  3. Изучить историю создания романа.
  4. Охарактеризовать главных героев произведения и их судьбы.

 

Метод исследования: описательный. Проведено изучение научных  трудов в историческом аспекте: современников  М. А. Шолохова, исследователей и критиков русской литературы 19- 20 веков.

     Научная  новизна исследования заключается в сопоставлении всех основных точек зрения в историческом аспекте.           

 

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Историческая роль коллективизации

 

Коллективизация в конце 20-х - начале 30-х годов стала самым сложным и драматичным периодом в судьбе русского крестьянства, оценить и осмыслить который до сих пор непросто не только писателям, но и историкам, социологам, философам.

После революции  деревня изменилась неузнаваемо: на месте старых, покосившихся осиновых изб появились красивые кирпичные дома, улицы замостили камнем, через овраги перекинули мосты. Кто больше работал, тот больше имел. Работать же мужики любили, да и воля им была — делай, что хочешь: "торгуй на всю катушку, расцветай!”[1]

  В 1929-м году на XV съезде ВКП(б) было принято решение о сплошной коллективизации деревни. По-разному отнеслись к нему жители, но энтузиазма оно не вызвало ни у кого. В село спустили план: одна тысяча пудов зерна на сдачу государству. Местные власти, чтобы выслужиться, увеличили его в пять раз. Застонала деревня.[3]

Истребили кулаков... Теперь кулаками были объявлены середняки, а потом и все, кто не был согласен с политикой партии. Оценку всему происходящему дает умный, порядочный человек, истинный интеллигент Дмитрий Успенский: "Весь ужас в том, что все эти схемы насчет улучшения жизни составлены не по любви к ближнему, не по нравственным соображениям, не по соблюдению очевидных законов, а по голому расчету.

Коллективизация – процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путём кооперирования. Как и в случае с индустриализацией, коллективизация – одна из глобальных задач, стоящих перед большевистским режимом.

«Обобществление» необходимо с хозяйственной точки зрения – чтобы построить новую экономику, в которой не будет места для  частной собственности. Другая сторона  этого же явления – идеология. Большую часть населения государства составляют «крестьяне», а не «рабочие» как должно быть в развитом индустриальном обществе, готовом к быстрому переходу к социализму и коммунизму. Необходимо по-новому упорядочить все крестьянские хозяйства, провести их сплошную коллективизацию.

Первые попытки подобных реформ были предприняты ещё в  начале 20-х годов – по указанию «сверху» в деревнях насаждались  ТОЗы (Товарищества по совместной Обработке  Земли), которые должны были стать  первой ступенькой к дальнейшему переходу к «колхозам» и «совхозам». На этом этапе «земля» ещё не становится «общей», однако на каждом отдельном крестьянском наделе работает весь коллектив ТОЗа.

Подобные организации, рассчитанные на добровольное вступление, потерпели полный крах – общее количество крестьян, отдавших свою собственность в общественное пользование, составило менее 1%. Главные стимулы для вступления, заявленные государством: рационализация хозяйства, механизация (тракторы) и химизация (удобрения) – оказались и не слишком привлекательными, и не вполне выполнимыми.[5]

Годы Гражданской войны, военного коммунизма, а затем и  годы НЭПа не принесли сколь-нибудь значимого  продвижения в этом направлении. А потому вместе со «свёртыванием» НЭПа, форсированной индустриализацией, составлением первого пятилетнего плана и «обострением классовой борьбы» приходит время и «коллективизации».

Первые принципиально  новые решения по этим вопросам были приняты на XV съезде партии в 1927 году, а также на XVI партконференции  в апреле 1929 года.

Полтора года между двумя этими событиями «коллективизация» проходит в новом «директивном» режиме. Первыми жертвами массового террора становятся «кулаки» - зажиточные крестьяне, использующие на своей земле труд наёмных рабочих (как правило – более бедных крестьян из тех же деревень). Уничтожив самых успешных и зажиточных хозяев (во многих случаях неподчинившихся крестьян убивали, в большом количестве ссылали на принудительные работы – оставшихся и не сбежавших в город заставляли войти в состав новообразованного «колхоза»). Главными средствами достижения цели для большевиков становятся активная пропаганда классовой ненависти – бедных против богатых, а также умышленная дезинформация и сокрытие данных, касающихся реального количества крестьян, вступающих в колхозы.[2]

Промежуточные итоги  коллективизации по-прежнему «неудачны» - к апрелю 1929 года лишь 4% крестьянских хозяйств стали «колхозными».

На XVI партконференции  принимаются меры к ужесточению борьбы против «кулаков» под общим лозунгом «Кулак – враг социализма», а также примерный план, предусматривающий 20% коллективных крестьянских хозяйств в течение 5 лет. Таким образом, к осени 1929 года общее число обобществлённых хозяйств достигает уже 7,5 %.

7 ноября 1929 года в газете  «Правда» (№259) выходит статья Сталина,  озаглавленная «Год Великого  Перелома». Статья посвящена радикальным  «изменениям», которые якобы произошли  среди крестьян в отношении  к колхозам. А потому нет больше  смысла низко удерживать планку – и можно стремиться к тотальному переходу к коллективным хозяйствам. Чисто умозрительные, популистские заявления Сталина легли в основу решений пленума ЦК от 10-17 ноября: никому уже не нужны старые 20%, к лету 1930 года должно быть 100%. В рамках этого же курса 9 декабря был организован Наркомзем СССР, возглавленный Я.А. Яковлевым.

С этого момента коллективизация  приобретает почти бесконтрольный характер, и превращается, по словам Сталина, в движение, «равнозначное  по своим последствиям революционному перевороту в октябре 1917 года». Агитация за «уничтожение кулачества как класса» (эвфемизм, вполне сравнимый с «окончательным решением еврейского вопроса» нацистами в Германии), а также постоянно распространяемая дезинформация о «сравнительно удачной кооперации» в других областях страны, позволяет государственной машине постепенно приближаться к поставленной цели.

Узаконенный террор уничтожил  экономическую основу старой государственности  – земельное крестьянство, разрушил систему до самого основания. Современники сравнивали коллективизацию с «приходом Антихриста» в деревню и ожидали скорого «конца Света», в течение нескольких лет было подавлено не менее сотни восстаний и акций протеста против принятых решений, однако масштабного консолидированного сопротивления организованно так и не было. Наступил апофеоз насаждаемого коллективизма: «Общими были даже слёзы из глаз».

«Соревнования» по кооперированию, в которые включились многие районы страны, приводили к всё большему ужесточению методов коллективизации. Сталин умело дистанцировался от происходящих в эти месяцы событий: в статье «Головокружение от успехов» 2 марта 1930 года он «осудил» «левые загибы» в деревне, приписав жестокость принятых мер на счёт местных руководителей.

По словам М. Геллера, «важнейшим этапом на пути к созданию «нового человека» был шок коллективизации, на десятилетия травмировавший сознание современников и потомков. Коллективизация была великой политической и психологической победой Сталина – осуществлением плана инфантилизации крестьянства». В тот момент, когда была разорвана традиционная связь крестьянства с собственной землёй, новые «колхозники» и «горожане» (те крестьяне, которым каким-то образом удалось, избавившись от хозяйства, переселиться в город) на долгие десятилетия оказались в зависимом положении от новой власти.

Крупнейший голод 1932-1933 гг. в СССР (главным образом в  Украине, Казахстане и Поволжье) стал прямым следствием коллективизации  и индустриализации – в их общей  взаимосвязи. Изымаемый у крестьян хлеб государство продавало по демпинговым ценам в обмен на новые технологии, необходимые для индустриализации. Другой важнейшей причиной был массовый забой скота, устроенный крестьянами, не желавшими сдавать его в колхоз. В результате хозяйственный аграрный кризис чрезвычайно углубился.

Коллективизация была остановлена  естественными причинами: разорением крестьянских хозяйств, тяжелейшими  последствиями голода, а также  переменами во внутренней политике: в  декабре 1934 года был убит Киров, и  началась эпоха «Большого террора».

Информация о работе Коллективизация и народ в творчестве М. А. Шолохова