Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:38, реферат
В комедиях Шекспира люди не только веселятся- они влюбляются, спорят, философствуют, плачут, воюют с врагами. Шекспировские комедии стремятся вобрать стремятся вобрать в себя действительность во всем ее многообразии.Возвышенно-романтические чувства здесь соседствуют с насмешливым здравомыслием, буффонада-с сертещными драматическими событиями, сказочная фантастика-с жизненной достоверностью.
Комедия Шекспира отразила лучшие стороны эпохи Возрождения. Комедия Шекспира, наполнены солнечным ренессансным мироощущением, полна веры в естественную доброту свободного человека . В ней присутствуют сотеричные мотивы, однако в целом смех звучащий в произведениях шекспира выражает радость жизни, веселье.
В комедиях Шекспира люди не
только веселятся- они влюбляются, спорят,
философствуют, плачут, воюют с врагами.
Шекспировские комедии
Комедия Шекспира впитала
множество литературных и внелитературных
источников, в числе которых античная
и Итальянская «ученая комедия»
средневековый фарс ,традиции народных
празднеств, английский фольклор. В
зрелых комедиях Шекспира все это
предстает в синтетических
Комедии Шекспира. Эволюция шекспировской комедии. Анализ одной из комедий.
1.Лучшие из комедий
Шекспира, поражающие нас своей
живостью и искрящимся
Однако под покровом этого веселья Шекспир
ставит большие проблемы и высказывает
глубокие мысли.
В одной из самых
ранних его комедий — «
Бесрлодные усилия любви
Выспренний дон Армадо
позорно оттеснен в его любовных
искательствах
грубоватым, но житейски неглупым шутом
Башкой, а "премудрые" Олоферн и его
дружок сэр Натаниэль, добродушно высмеянные
персонажами верхнего плана,
стушевываются и бесследно исчезают из
пьесы.
Рупором идей Шекспира в этой комедии
является самый умный, самый живой,
самый привлекательный из ее персонажей
- Бирон. Непринужденная веселость,
яркость, правдивая жизненность его речей
и жестов проходят красной нитью
через всю пьесу, начиная с первой сцены
(у Шекспира почти всегда очень
важной), где он потешается над "заповедями",
которые ему пытаются навязать,
и кончая двумя его блестящими монологами
(V, 2), резюмирующими весь смысл и
содержание пьесы.
В первом из них (примерно в середине сцены)
он отрекается от всякого
притворства и жеманности, призывая к
простоте, к естественности как самих
чувств, так и их выражения. Острыми и точными,
притом горячими, идущими от
души словами он отвергает всякий эвфуизм
и вычуры, высмеивая их весело и
жестоко.
Во втором (к концу пьесы) - Бирон произносит
вдохновенное славословие
любви, которую его легкомысленные сотоварищи
хотели изгнать из своей жизни,
заменив абстрактным мудрствованием,
холодной метафизикой. Нет, любовь к
женщине и есть единственный живой источник
всякой мудрости, всякого знания.
Это главный светоч человека, истинный
огонь Прометея.
Мысль эта в теоретических рассуждениях
XVI века была широко
распространена. Восходя к идеалистической
концепции любви у трубадуров,
подхваченная всей школой "сладостного
нового стиля", включая Данте, она
получила новое и пышное развитие в неоплатонической
философии позднего
Ренессанса. Но дело не в теоретической
формулировке ее, а в наличии
реального переживания, живого и глубокого
внутреннего опыта, с которым она
связана. Бирон - тот из всей компании,
который способен наиболее искренне и
пылко чувствовать. И отсюда его огненные
слова, пламенная вера в то, что он
говорит. А говорит он, в сущности, о торжестве
жизни, о правде чувства, о
радости реальной действительности, перед
которой должны скрыться все
метафизические призраки.
Пьеса как будто бы не имеет развязки.
Согласия на брак ни одна из
четырех красавиц не дала, и все они потребовали
отсрочки на один год. Но,
собственно говоря, это и есть вполне удовлетворительная
развязка,
заключающая в себе очень важную и интересную
мысль. Счастье не падает
человеку само в руки. Нужно его заслужить,
нужно суметь стать достойным его.
Молодые метафизики только что предавались
смешным бредням. Теперь они должны
проверить свои внезапно вспыхнувшие
чувства, должны стать людьми
по-настоящему простыми и верными. Счастье
- не формула, а путь, и они должны
показать себя способными идти по этому
пути. Но, как всегда в комедиях
Шекспира, мысль эта выражена без всякой
назидательности, а в легкой,
юмористической форме разных шутливых
заданий, даваемых красавицами
влюбленным в них юношам.
В «Сне в летнюю ночь» утверждаются права свободной, самоопределяющейся любви, которая побеждает отцовскую власть, «древнее право» родителей распоряжаться жизнью своих детей. Действие развертывается на лоне природы, чары которой способствуют влюбленным. Разрабатывая в этой пьесе жанр «масок» (пьес декоративно-фантастического характера), Шекспир вместе с тем его реформирует, заменяя условные фигуры античных божеств образами народных английских поверий (эльфы, проказник Пек), олицетворяющих добрые силы природы.
В комедии «Двенадцатая ночь»
простодушная и вполне реальная любовь
умной и смелой Виолы к Орсино
противопоставляется
Комическое у Шекспира чрезвычайно разнообразно
и по своему характеру, и по своей направленности.
В его комедиях можно найти целый ряд оттенков
комизма — от тонкого юмора до балаганных,
на наш вкус иногда грубоватых, но всегда
ярких и забавных острот. Очень часто шутки
Шекспира выражают просто избыток жизнерадостности.
Но нередко его смех служит целям обличения
человеческой глупости или пошлости.
2. Веселые комедии. Пьесы Много шума из
ничего (1598–1599), Как вам это понравится
(As You Like It, 1600), Виндзорские насмешницы
( 1599–1600) и Двенадцатая ночь (1601–1602) созданы
в промежутке между завершением трилогии
о короле Генрихе и началом сочинения
великих трагедий. Эти так называемые
«веселые комедии» – триумф Шекспира
в области «высокой комедии». Они обладают
всеми обязательными чертами жанра: увлекательный
сюжет, реалистические персонажи в узнаваемой
обстановке и, самое важное, драматический
диалог, в комическом свете выставляющий
пороки человеческой природы.
Горькие комедии. Пьесы Все хорошо, что
хорошо кончается (1602–1603), Троил и Крессида
(1602) и Мера за меру (1604) являются своего
рода побочными продуктами трагического
периода. Три так называемые «горькие
комедии» созданы, судя по всему, скорее
в интересах труппы Шекспира, чем по его
собственному желанию. Все хорошо, что
хорошо кончается, возможно, переделка
старой пьесы Вознагражденные усилия
любви, имеющейся в списке Мереса. Троила
и Крессиду трудно отнести к какому-то
определенному драматическому типу; издатели
Первого фолио открыли пьесой раздел трагедий,
но к трагическому тону Шекспира она имеет
мало отношения. Две главные ее темы скорее
механически соединены, чем связаны. Первая
– осада Трои – близка к историческим
хроникам; вторая, давшая пьесе заглавие,
трактует известный средневековый любовный
сюжет. В некоторых отношениях пьеса схожа
с модной в то время сатирической комедией.
Из трех «горьких комедий» ближе всего
к трагедии Мера за меру. Сходство неудивительно,
поскольку написана пьеса в 1604, в том же
году, что и Отелло, и сюжет Шекспир нашел
в том же итальянском сборнике Hecatommithi
(Сто историй), откуда взят сюжет Отелло.
Обе пьесы были сыграны при дворе в декабре
1604, и вполне возможно, что написать комедию
Шекспира попросила труппа, чтобы уравновесить
впечатление от трагедии. Счастливым разрешением
трагического конфликта с помощью комедийных
средств Мера за меру предвосхищает трагикомедии
последнего периода творчества Шекспира.
Трагикомедии. Часто отмечают
поразительную перемену в последние
годы творчества Шекспира. Выдвигались
разные объяснения: упадок здоровья из-за
перенапряжения, стремление заняться
новой областью драматургии, реакция
на вкусы нового театра «Блэкфрайерз».
Его зрители, образованные и с
более высоким социальным положением,
чем в «Глобусе», к тому времени
уже восхищались блестящими трагикомедиями
Бомонта и Флетчера, и поздние
пьесы Шекспира, так называемые «сказочные»,
принадлежат к тому же жанру. Перикл,
князь Тирский (ок. 1608) – связующее
звено между трагедиями и поздними
пьесами. Она переделана Шекспиром
из старой пьесы, попавшей в руки его
труппе. Переделками чужих пьес он
не занимался с Укрощения
Буря (1611), последняя из этой
группы и, видимо, последняя самостоятельная
пьеса Шекспира, – произведение
уникальное; ничего похожего нет ни
у самого Шекспира, ни вообще в елизаветинской
драме. Обычно ее относят к поздним
«сказкам», но она отличается от Зимней
сказки даже больше, чем та – от Цимбелина.
Характерных для трагикомедии увлекательной
интриги, неожиданностей и превращений
мало. Очевидно, Шекспир хотел предложить
зрителям что-то похожее на великолепные
придворные «маски» – зрелище
с танцами и песнями, в котором
простой сюжет оживлен
Бесрлодные усилия любви
Выспренний дон Армадо
позорно оттеснен в его любовных
искательствах
грубоватым, но житейски неглупым шутом
Башкой, а "премудрые" Олоферн и его
дружок сэр Натаниэль, добродушно высмеянные
персонажами верхнего плана,
стушевываются и бесследно исчезают из
пьесы.
Рупором идей Шекспира в этой комедии
является самый умный, самый живой,
самый привлекательный из ее персонажей
- Бирон. Непринужденная веселость,
яркость, правдивая жизненность его речей
и жестов проходят красной нитью
через всю пьесу, начиная с первой сцены
(у Шекспира почти всегда очень
важной), где он потешается над "заповедями",
которые ему пытаются навязать,
и кончая двумя его блестящими монологами
(V, 2), резюмирующими весь смысл и
содержание пьесы.
В первом из них (примерно в середине сцены)
он отрекается от всякого
притворства и жеманности, призывая к
простоте, к естественности как самих
чувств, так и их выражения. Острыми и точными,
притом горячими, идущими от
души словами он отвергает всякий эвфуизм
и вычуры, высмеивая их весело и
жестоко.
Во втором (к концу пьесы) - Бирон произносит
вдохновенное славословие
любви, которую его легкомысленные сотоварищи
хотели изгнать из своей жизни,
заменив абстрактным мудрствованием,
холодной метафизикой. Нет, любовь к
женщине и есть единственный живой источник
всякой мудрости, всякого знания.
Это главный светоч человека, истинный
огонь Прометея.
Мысль эта в теоретических рассуждениях
XVI века была широко
распространена. Восходя к идеалистической
концепции любви у трубадуров,
подхваченная всей школой "сладостного
нового стиля", включая Данте, она
получила новое и пышное развитие в неоплатонической
философии позднего
Ренессанса. Но дело не в теоретической
формулировке ее, а в наличии
реального переживания, живого и глубокого
внутреннего опыта, с которым она
связана. Бирон - тот из всей компании,
который способен наиболее искренне и
пылко чувствовать. И отсюда его огненные
слова, пламенная вера в то, что он
говорит. А говорит он, в сущности, о торжестве
жизни, о правде чувства, о
радости реальной действительности, перед
которой должны скрыться все
метафизические призраки.
Пьеса как будто бы не имеет развязки.
Согласия на брак ни одна из
четырех красавиц не дала, и все они потребовали
отсрочки на один год. Но,
собственно говоря, это и есть вполне удовлетворительная
развязка,
заключающая в себе очень важную и интересную
мысль. Счастье не падает
человеку само в руки. Нужно его заслужить,
нужно суметь стать достойным его.
Молодые метафизики только что предавались
смешным бредням. Теперь они должны
проверить свои внезапно вспыхнувшие
чувства, должны стать людьми
по-настоящему простыми и верными. Счастье
- не формула, а путь, и они должны
показать себя способными идти по этому
пути. Но, как всегда в комедиях
Шекспира, мысль эта выражена без всякой
назидательности, а в легкой,
юмористической форме разных шутливых
заданий, даваемых красавицами
влюбленным в них юношам.