Композиция лирического стихотворение на основе анализа "Квинтета" И.А. Бродского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Лирическое стихотворение — особый род литературы. В нем господствуют свои законы, и, безусловно, они отличаются от эпических и драматических, инчае мы и не выделяли бы лирику как отдельный род. В теоретической поэтике существует множество понятий, относящихся ко всем уровням построения произведения. Однако, вследствие различия родов литературы, нам трудно говорить об идентичности этих понятий. Так, напрмер, если речь идет о композиции, то понятие композиции эпического произведения ограничивается соотнесением столкновений точек зрения. В лирическом стихотворении понятие композиции точно не определено, одно только это говорит о его обширности и неоднозначности в сравнении с композицией эпического произведения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Лирическое стихотворение — особый род литературы. В нем господствуют свои законы, и, безусловно, они отличаются от эпических и драматических, инчае мы и не выделяли бы лирику как отдельный род. В теоретической поэтике существует множество понятий, относящихся ко всем уровням построения произведения. Однако, вследствие различия родов литературы, нам трудно говорить об идентичности этих понятий. Так, напрмер, если речь идет о композиции, то понятие композиции эпического произведения ограничивается соотнесением столкновений точек зрения. В лирическом стихотворении понятие композиции точно не определено, одно только это говорит о его обширности и неоднозначности в сравнении с композицией эпического произведения.

Проблемой данной работы является определение понятия «композиция лирического стихотворения». Точное его определение пока не дано, однако многие ученые занимались изучением данного вопроса. Таким образом понятие было разработано в разных направлениях, но единого, определенного ответа дано не было. Следует отметить, что в данной работе будет дано именно определение понятия, а не типы композиции лирического стиховторения, так как их бесконечно много, а задачей является понимание композиции как таковой. Камнем преткновения, на мой взгляд, является вопрос о главенстве: либо первым был смысл, а техническая сторона вопроса подстраивалась под него, либо сначала строится схема, на которую затем накладывается текст со своим смыслом. Так или иначе этот вопрос также неразрешим, но мы постараемся обойти его, а вместе с тем и удалиться от строгого определения композиции. Таким образом композиция лирического стихотворения основана не только на слове языка (где слово — знак; концепция Жирмунского), не только на понятии о соотнесении точек зрения (понятие композиции эпического произведения), но также должна быть и метрическая схема стихотворения.

 Опыт применения подобной концепции будет приведен ниже на примере стихотворения И.А. Бродского «Квинтет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точки зрения на проблему композиции и компонента лирического стихотворения.

 

Не вызывает сомнения факт связи композиции и смысла произведения. В таком случае композиция, архитектоника — костяк лирического стихотворения, когда смысл — его плоть. Таким образом возникает вопрос о первенстве, главенстве межу этими двумя сферами, о котором сказано выше. Проблема состоит в том, определяет ли смысл стихотворения его структуру, либо же автором задается структура, на которую впоследствии ложиться смысл. То есть управляет ли автором сам язык или же лирическое стихотворение результат, грубо говоря, математических расчетов. Так или иначе, учитывая работу над произведением, следует говорить об этих двух факторах как о равноправных. Оттого-то нам так сложно разделить техническую и смысловую стороны вопроса, а начав анализировать смысл любого произведения, мы в большинстве случаев перемещаемся к анализу смыслов, то есть не «как» сказал субъект, а «что» сказал. Однако, если в данной работе мы решили говорить только о композиции лирического стихотворения, то следует сразу провести эту границу и уже не отклоняться от нее.

Композиция лирического стихотворения касается только технической стороны вопроса, то есть нами совершенно не учитывается смысл сказанного. В таком случае каждая часть композции воспринимается как знак, компонент. Нам важно изучить не каждый компонент, так как это не имеет отношения к теме работы, а то как эти компоненты соотносятся друг с другом. Именно соотношение компонентов по отношению к целому произведению и определяет понятие композиции лирического стихотворения. Однако, в таком случае следует говорить и о понятии «компонента».

Определение понятия компонента композиции лирического стихотворения является задачей более трудной, чем определение понятия композиции лирического стихотворения. Непосредственно понятие «компонент» по отношению к композиции используется в учебнике «Теоретическая поэтика». «Компонент - такой фрагмент текста литературного произведения, в котором взаимодействуют как минимум две точки зрения изображающих субъектов на одно из сюжетных событий, т.е. возникает одно из множеств возможных в этом произведении (или характерных для него) «микрособытий» рассказывания, образующих в совокупности единое событие рассказывания всего произведения»1. Мы принимаем это определение компонента с той оговоркой, что его нельзя считать исчерпывающим. Тем не менее, в это понятие входит понимание так называемых «внешней» и «внутренней» композиции. Так внешняя композиция, заданная автором (деление на части и т.д.) подходит под определение композции, состоящий из компонентов (определение которых дано выше), так как деление на части — столкновение точки зрения автора с точкой зрения лирического субъекта, читателя.

Несмотря на попытку авторов определения максимально приблизиться к понятию компонента, сложно говорить о полноте такого определения, когда речь заходит о композиции лирического стиховорения. Лирическое стихотворение технически организовано иначе, чем эпическое произведение. Важное значение имеет деление на строки, метрическая организация, а из-за тесноты стихового ряда даже слово становится знаком. Так о слове, как об элементе композиции говорит В.М. Жирмунский в своей работе «Композиция лирического стихотворения»: «В языке, подчиненном художественному заданию, в произведении словесного искусства, композиция становится законом расположения словесного материала, как художественно расчлененного и организованного по эстетическим принципам целого. Словесные массы служат материалом, который поэтом подчиняется формальному заданию, закономерности и пропорциональности расположения частей»1.  Такое понимание композиции лирического стихотворения также обоснованно как и первое и не может быть не рассмотрено нами. А если понимания уже как минимум два, то возможно стоит рассмотреть и другие «технические» аспекты лирического стихотворения, с целью дать полное определение  композиции лирического стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические аспекты лирического стиховторения.

Уровни композиции.

 

Как было сказано выше, под композицией понимается только организация стихотворения на, назовем его, «техническом» уровне. То есть для рассмотрения важно не то, «что» говорит субъект, а то «как» он это говорит. Теперь следует определить, какие понятия попадают под данную категорию и почему они отделены от смысловой организации лирического стихотворения.

Прежде всего, на наш взгляд, стоит говорить о метрической организации. Само это понятие связано не только с размером стихотворения. Туда же можем отнести деление на строфы, типы рифмовки. Используя только эти понятия мы можем «написать» стихотворение состоящее только из знаков. При этом в нем можно будет определить и стихотворный размер, и строфику, и типы рифмовку. Относительно вариаций этих аспектов можно будет также говорить о композиции лирического стихотворения. Так например, если первая и последняя строфа/стих/стихи имеют идентичный размер, то можно говорить о кольцевой метрической композиции и т.д.. Мы не будем останавливать свое внимание на типах композиций, так как число их поистине велико.

Также и язык как систему знаков, вместе с Жирмунским, мы рассматриваем как один из возможных уровней композиции лирического стихотворения. В таком случае смысл слова не важен. Так например, если перед нами стиховторение на иностранном языке, то мы, не понимая его, но замечая повторяющиеся чисто графически слова, можем рассуждать о его композиционной организации. Подобный ход, в отличие от эпического произведения, возможен за счет особых правил лирического стихотворения. За счет тесноты стихового ряда например, одно слово может быть перегружено смыслами. В таком случае автор воспринимает их как знаки, которые нужно расположить в правильном порядке друг относительно друга. Только в таком случае произведение будет полноценным и качественным.

Сложнее дело обстоит с точками зрения, так как они, казалось бы, теснейшим образом связаны со смыслом. Однако, именно здесь важнее всего соблюдать дистанцию между, как мы их назвали, технической и смысловой сторонами вопроса. В таком случае точка зрения рассматривается в первую очередь именно как намерение автора показать ту или иную ситуацию словами определенного субъекта. В таком случае, разделив субъекты речи, мы можем рассматривать композицию лирического стихотворения как соотношение этих точек зрения. Самый простой пример можно привести на основании работы Б.А. Успенского «Поэтика композиции», где он рассматривает точки зрения в любом художественном произведении. Так, например, на композицию влияют точки зрения в картине — буквально как она пишется, что видит зритель, !!!как будет действовать его восприятия. Если речь идет о фильме, то точка зрения  -  это вопрос монтажа и т.д. Даже само понятие монтажа перекочевало в литературоведение: «Им обозначается способ построения литературного произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения, его «разбитость» на фрагменты»1. Такое определение можно считать одной из вариаций понятия «точка зрения», при условиях, где четко видна разница между взглядами.

Такую концепцию поддерживает Б. Ярхо, он разделяет композицию на частную — фоническая, стилистическая, поэтическая, и общую, «комбинированную»2. Таким образом, комбинированная описывает взаимодействия частных форм композиций. Однако, частные формы объединяются на уровне анализа, так как единого условия объемлющего все формы.  С этим соглашается М.Л. Гаспаров, выделяя три уровня: фонический и метрический, лексико-семантический и стилистический, семантический и идеологический1

Безусловно, понятие «уровней» композиции лирического стихотворения может быть расширено. Однако, данная работа отстаивает именно «составной» характер композиции, основанный на вышеуказанных понятиях. Так или иначе, все уровни композиции, а также смысловая нагрузка лирического стихотворения (как то система образов, мотивы и т.д.) все вместе должно работать как проводник одной идеи автора. Так, полноценный анализ неизбежно приведет к слиянию всех аспектов; тем не менее, каждый из них достоин отдельного рассмотрения, так как открывает нам полноценный обзор авторского замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Определение понятия

композиции лирического стихотворения.

 

Прежде всего, представим себе литературную культуру, в которой все подчинено строгим правилам. Так, например, все стихтворения пишутся одним размером (то есть, размер не меняется на протяжении стихотворения), тоже касается рифмовки, точки зрения (она обязательно одна). В таком случае речи о композиции быть не может (разве что относительно композиции речевой). Так или иначе, при соблюдении строгой нормы, отсутствии вариативности, нет смысла говорить о композиции, так как никакого «соотношения компонентов» не будет, в силу того, что любое лирическое стихотворение будет представлять собой одну часть. Не стоит говорить о том, какими неискусными должны быть подобные произведения.

Таким образом, если мы говорим о соотношении компонентов, то их должно быть как минимум два в одном стихотворении. Иными словами, речь о композиции имеет смысл при возникновении оппозиции, отклонении от нормы, то есть если задана рифмовка и она поддерживается во всем сихотворении, то речи о частном случае композиционного приема нет, так как отсутствует вариативность (однако композицию лирического стихотворения можно рассматривать на другом уровне). Так М.Л. Гаспаров говорит: «Образы и мотивы стихотворения <...> складываются в сложную систему  более и менее выделенных оппозиций: «статическое — динамическое», «вещественное — отвлеченное», «неодушевленное — одушевленное», «тяжелое — легкое» и многое друое»1.

Теперь мы можем дать определение. Так, если композиция — соотношение компонентов относительно целого текста, то компонент — один из членов оппозиции, вариативности одного из понятий т.н. «технического» уровня лирического стихотворения. Отсюда следует, что любая смена стихотвореного размера, типа рифмовки, размера строфы, точки зрения будет восприниматься нами как частный композиционный прием. В случае языка как частного случая компонента, оппозиция основывается на повторяемости и расположении слов, то есть количество употребления одного слова против массы других слов-знаков. Частные же случаи композиции уже позднее объединяются в типичные для страны, эпохи и т.д. Подробный анализ типов композиции на языковом уровне делает В.М. Жирмунский в своей работе. Композиция отвечает за целостность стихотворения, сближение приемов на всех уровнях, так что произведение производит единое, полноценное впечатление; обеспечивается завершенность стихотворения.

Теперь же следует рассмотреть, как работает это определение на частном случае стихотворения и проследить неразрывную связь способа организации, «хребта» стихотворения с его идеей, смыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стихотворения И.А. Бродского «Квинтет»

 

Стихотвороение написано акцентным стихом, интервал между ударениями достигает 7 слогов, два ударных слога, как правило, разделены цезурой - «слышен лай дворняг;|| рожь заглушил сорняк». Также, что касается метрического строения стихотворения, оно изобилует анжамбеманами, что вообще характерно для лирики Бродского, однако, как будет сказано позднее, безусловно, связано и с самой темой стихотворения и с мотивами прорабатываемыми в нём. Если рассматривать метрическую схему стихотворения, она неоднородна в силу размера, которым написано стихотворение. Однако тенденцию все равно можно заметить — первые и последние строфы расшатаны больше, чем основная часть стихотворения: ударения варьируются в 1 части от 3 до 7, при межиктовом интервале до 6 слогов, в последней части ударения от 2 до 5 на строку, а межударный интервал также доходит до 6 слогов — в основной части стихотворения, хотя соотношение ударений и безударных слогов также не фиксировано, все равно имеет более уравновешенный характер (от 3 до 5 ударений на строку, в основном 4-5). Что касается организации стихотворения — оно состоит из 5 частей, каждая часть состоит из 3 строф.

Все строфы стихотворения рифмуются по одной схеме: ААВССВ, где клаузулы соответствуют схеме: ммжммж. Вся эта схема соблюдается при совершенно разном количестве слогов в стихе, при чем редко соответствуют друг другу по количеству слогов даже рифмующиеся строки. Как видно из схемы, в стихтворении преобладают мужские окончания, что не вполне характерно для такой организации строфы. Привычнее видеть было бы строфу схемы: жжмжжм, которая легко делилась бы на 2 части, так как на слух это воспринимается как два стиха рассуждения (жж) с итогом в конце (м), в обсуждаемой строфе мы видим два таких вывода. Однако Бродский прибегает к обратному варианту клаузул, таким образом в стихотворении преобладают мужские окончания, которые на слух воспринимаются скорее как утверждения. А каждая строфа при этом, как и само завершения стихотворения выглядит не законченным утверждением, то есть оставляет повод сомневаться, в силу неуверенности в своих словах самого лирического субъекта. Такая схема, как мы увидим далее, закономерно связана с темой стихотворения. На уровне звукописи, можно сказать, что в стихотворении присутствует аллитерация, возможно и неярко выраженная. Так чаще всего повторяются согласные «р», «п», гласная «о»: «Тридцать семь лет я смотрю в огонь.// Веко подергивается. Ладонь // покрывается потом”. При этом явное преобладание «о» именно в последней части стихотворения. В последне строфе также присутствует звукоподражание: «Слыша жжу // цеце будущего, я дрожу».

Информация о работе Композиция лирического стихотворение на основе анализа "Квинтета" И.А. Бродского