Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:46, реферат
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.
Конспект и его виды
Конспект (от лат. conspectus — обзор) — письменный текст, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.
Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.
В процессе учебы или при решении какой-то задачи в общем объеме информации выделяют самое важное и необходимое, таким образом, упрощая овладение материалом. В хорошо сделанных записях можно с легкостью обнаружить специализированную терминологию, понятно растолкованную и четко выделенную для запоминания значений различных слов. Используя законспектированные сведения, легче создавать значимые творческие или научные работы, различные рефераты и статьи.
Виды конспектов
Нужно уметь различать конспекты и правильно
использовать ту категорию, которая лучше
всего подходит для выполняемой работы.
План-конспект. Такой вид изложения
на бумаге создается на основе заранее
составленного плана материала, состоит
из определенного количества пунктов
(с заголовками) и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок раскрывается
— дополняется коротким текстом, в конечном
итоге получается стройный план-конспект.
Именно такой вариант больше всего подходит
для срочной подготовки к публичному выступлению
или семинару. Естественно, чем последовательнее
будет план (его пункты должны максимально
раскрывать содержание), тем связаннее
и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты
рекомендуют наполнять плановый конспект
пометками, в которых будут указаны все
используемые вами источники, так как
со временем трудно восстановить их по
памяти.
Схематический
план. Эта разновидность
конспекта выглядит так: все пункты плана
представлены в виде вопросительных предложений,
на которые нужно дать ответ. Изучая материал,
вы вносите короткие пометки (2–3 предложения)
под каждый пункт вопроса. Такой конспект
отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь
всех сведений и способствует хорошему
усвоению информации.
Текстуальный
конспект. Подобная форма изложения
насыщеннее других и составляется из отрывков
и цитат самого источника. К текстуальному
конспекту можно легко присоединить план,
либо наполнить его различными тезисами
и терминами. Он лучше всего подходит тем,
кто изучает науку или литературу, где
цитаты авторов всегда важны. Однако такой
конспект составить непросто. Нужно уметь
правильно отделять наиболее значимые
цитаты таким образом, чтобы в итоге они
дали представление о материале в целом.
Тематический
конспект. Такой способ записи информации
существенно отличается от других. Суть
его — в освещении какого-нибудь определенного
вопроса; при этом используется не один
источник, а несколько. Содержание каждого
материала не отражается, ведь цель не
в этом. Тематический конспект помогает
лучше других анализировать заданную
тему, раскрывать поставленные вопросы
и изучать их с разных сторон. Однако будьте
готовы к тому, что придется переработать
немало литературы для полноты и целостности
картины, только в этом случае изложение
будет обладать всеми достоинствами.
Свободный. Этот
вид конспекта предназначен для тех, кто
умеет использовать сразу несколько способов
работы с материалом. В нем может содержаться
что угодно — выписки, цитаты, план и множество
тезисов. Вам потребуется умение быстро
и лаконично излагать собственную мысль,
работать с планом, авторскими цитатами.
Считается, что подобное фиксирование
сведений является наиболее целостным
и полновесным.
Техника составления
конспекта
При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
Задание.
Составьте схематический план-конспект
Образец:
Правоведение - наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, политической жизни общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального регулирования.