Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:41, контрольная работа

Краткое описание

Изучение биографии писателя в школе. Цель и порядок изучения жизни и деятельности писателя. Принципы подбора биографического материала, методы и приёмы его реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по методике.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По  методике русской и зарубежной литературы

 

 

 

 

 

студентки 2-го курса

гр.РМЛ – 11 - 1

Ятло Александры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Изучение биографии писателя  в школе. 

1.1. Цель  и порядок изучения жизни и  деятельности писателя.

1.2. Принципы  подбора биографического материала,  методы и приёмы его реализации.

 

1.1. Цель и порядок  изучения жизни и деятельности  писателя.

Изучение биографии писателя является необходимым условием постижения его художественного мира, помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника. В каждом литературном произведении отражается личность его автора, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста.

Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества.

О внимании к личности художника и той «почве», на которой родился и развивался его дар, писал В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других»[1, с. 362]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим  идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и ограничены для самого автора произведения.

Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес  к его личности, его идейным  исканиям, отразившимся в творчестве. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в У-УШ классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, ведением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.

Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Как сделать этот монолог увлекательным и важным для учеников? В лекции значимы и логичность построения и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Манера речи и поведения учителя могут заставить зазвучать этот материал или, наоборот, лишить его притягательной силы.

 

 

1.2. Принципы подбора  биографического материала, методы  и приёмы его реализации.

 

Для того, чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумывали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением какой либо задачи. Это могут быть вопросы, связанные с выяснением отношения писателя к общественным явлениям («Почему Тургенев в 70-е годы сочувственно относится к народу?»), к искусству («Горький и молодые писатели Страны Советов»), к природе («Почему Чехов не любил южной природы?). Полезно ставить вопросы на сравнение близких эпизодов из жизни писателей («Как отношение светского общества к поэтам сказалось в истории дуэли Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Барантом?»).

 Методический аспект рассмотрения биографического материала – подготовка к анализу изучаемого литературного произведения. Образовательная задача заключается в знакомстве школьников с основными фактами жизни и творчества программных авторов. Биография должна дать картину формирования личности художника, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи. Проникновение в творческую лабораторию, тайны гения, способствует эстетическому развитию личности юного читателя. Значительна воспитательная функция биографического материала – на примере жизни выдающегося человека происходит самоактуализация личности подростка, в свете открывающихся духовных ценностей возникает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [2, с. 230].

Школьное изучение биографии писателя должно строиться на следующих принципах:

– историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути;

– четкая концепция личности и  творчества;

– современность акцентов;

– воспитание ученика через материал;

– взаимосвязь изучения биографического  материала и произведений

– беллетризированный характер излагаемого  материала.

Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних  классах занимает часть урока (5–15 минут), а в старших носит самостоятельный  и законченный характер и может  занимать целый урок.

Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоционального слова о поэте. Из жизни автора следует выбирать наиболее эмоционально насыщенные эпизоды, высказывания, фотографии. Не стоит превращать рассказ о поэте в обязательный, чисто ритуальный элемент урока. Иногда жизнеописание можно заменить «разглядыванием» портрета, «галереи» специально подобранных репродукций, иллюстраций, фотографий или беседой, построенной на толковании детьми высказываний автора о жизни и творчестве. Интонационным камертоном для живого рассказа о жизни писателя и лучшим материалом для него являются мемуары, дневники, письма, страницы автобиографических книг и автобиографий.

Если на уроках по биографии будет звучать только речь учителя, встречи учеников с писателями так и не состоится. Как превратить изложение биографии в урок-размышление? Как заставить школьников решать те задачи, которые ставила перед писателем жизнь? Очевидно, кроме вопросов, которые учитель обращает к классу, необходимо дать возможность ученикам самим говорить и спорить с ним. С этой целью учитель может предложить самостоятельно подготовить доклады «Друзья Пушкина», «Толстой в Яснополянской школе», «Чехов - врач», пусть они проведут диспут «Л. Толстой и его суждения об искусстве», «Афоризмы Пушкина». Сближение с писателем ведет к тому, что уроки по биографии органически соединяются с внеклассной работой, помогают решать нравственные и эстетические вопросы, волнующие учеников.

При изучении биографии следует  тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий. Здесь может  найти место не только составление  хронологических таблиц по учебнику и запись плана лекции учителя, но и проведения викторины, словарная  работа, столь необходимая в связи с «биографическими уроками», на которых вводится множество новых понятий, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическими признаниями писателя в его произведениях. Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках наглядности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незаменимыми помощниками педагога.

Голоса писателей, которые донесла  до нас грамзапись, музыкальное сопровождение  рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений - все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

Портрет писателя на уроке делается в новом методическом решении. В одном случае психологический анализ картины является итогом классной работы, в другом сравнение портретов служит приемом активизации отношения учащихся к биографическому материалу, в третьем мы предлагаем им самостоятельно осмыслить художественное полотно и т.д.

Важнейшими средствами изучения биографии  являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебник, книг биографического жанра. Перед просмотром педагог предлагает классу вопросы. Это побуждает учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран. Вопросы, разумеется, должны быть разнообразны. Но вот несколько вопросов, которые приложимы к разным биографическим фильмам:

1. Что нового в жизни  и творчестве писателя узнали  вы из фильма?

2. Какие кадры фильма  вы считаете наиболее выразительными?

3. Какие слова из отзывов  современников или высказываний  самого писателя вы могли бы  сделать эпиграфом к фильму?

4. Удачно ли по-вашему  мнению, отобраны отрывки из произведений  писателя?

5. Какой эпизод биографии  наиболее полно на ваш взгляд, выражает характер писателя?

6. Помогает ли музыка, сопровождающая текст, понять  и почувствовать характер писателя  настроение эпохи?

7. Какие черты, характерные  для личности писателя, вы хотели  бы воспитать в себе?

Если после просмотра  фильма в классе развернется обсуждение по этим и другим вопросам, то ученики  не только активно отнесутся к  увиденному, но и на долго запомнят его. Очень полезно включение отдельных отрывков фильма в урок по биографии писателя.

Учебные фильмы по биографии  писателя не могут заменить такого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется  тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии - дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются пи заочном путешествии, необходимы разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала.

Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка заочной экскурсии  требует ознакомления с мемуарами  и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран  и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры  и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии  необходимо организовать объяснение всех ее элементов (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу учителя - экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей. О которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия - обо всем этом следует помнить при ведении экскурсии. Сам рассказ экскурсовода должен быть нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Все, о чем идет речь в заочной экскурсии должно предстать перед учениками непосредственно как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», Облик писателя, его судьба вызывают у школьников наибольший интерес и взволнованность тогда, когда учитель сможет создать на уроке атмосферу непосредственного контакта с художником, когда он говорит с читателями как « живой с живым», когда обстоятельства жизни писателя предстают в конкретных картинах. В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей, за письменным столом дома, наедине с рукописями и книгами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конспект урока литературы по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева».

5 класс

 

Тема урока: в гостях у великого сказочника. Сказка «Снежная королева» Андерсена как образец доброты и великодушия.

Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"