Контрольная работа по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 21:33, контрольная работа

Краткое описание

Дайте справку о соответствующем тексту литературном направлении. Какие черты этого направления можно увидеть в стихотворении? Характеризуя признаки романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма обратите внимание на использование художественных приёмов: олицетворения (для классицизма и сентиментализма), антитезы (для романтизма), типизации (для реализма), гиперболы и гротеска (для модернизма), сатиры (для социалистического реализма), иронии, каламбура (для постмодернизма).

Вложенные файлы: 1 файл

Маленькой елочке.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

 
1) Дайте справку о соответствующем тексту литературном направлении. Какие черты этого направления можно увидеть в стихотворении? Характеризуя признаки романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма обратите внимание на использование художественных приёмов: олицетворения (для классицизма и сентиментализма), антитезы (для романтизма), типизации (для реализма), гиперболы и гротеска (для модернизма), сатиры (для социалистического реализма), иронии, каламбура (для постмодернизма).

 

Романтизм - это художественное направление, получившее развитие в культуре конца 18 - первой половине 19 века. Романтизм, возникший на волне разочарования  в идеалах Просвещения и общественного прогресса, характеризуется вниманием к личности человека, его внутреннему миру. Типично обращение к национальным эпосам, появление новых жанров, противопоставление общества и личной свободы.

Основные черты романтизма можно увидеть в стихотворении "Маленькой елочке". Характерное для направления подчеркнутое внимание к человеческой личности, внутреннему миру человека. Лиризм его проникновенен, ведь это голос ребенка. Поэзия поэтессы зазвучала в полную силу, когда Зинаида Александрова обратилась к теме детства. 

 Антропоморфизм, используемый  поэтом, усиливает единение ребенка  и природы. Культ чувств, природы  и естественного состояния человека, отрицание рационализма, культа  разума - всё это видим в стихотворении. С детства Александрова всматривалась в родную природу. Она уверенно говорит: «Я знаю всё, о чём поёт щегол и реполов».  Маленькая елочка олицетворяется с маленькой девочкой, которая мерзнет в лесу.

 Обращение к народным  сюжетам, фольклору, характерные для  романтизма,  - все это видим в стихах Александровой. Напевность, повторяющиеся строки в стихотворении - их хочется петь.   

 

 

2) Дайте биографическую характеристику автора текста. Какие моменты его жизни могли повлиять на создание этого произведения? Известны ли какие-то факты о творческой истории текста?

 

Зинаида Александрова (1907-1983) - советская поэтесса.  
Зинаида Николаевна Александрова родилась в Петербурге в семье учителя. Она была в семье единственным ребенком. Летом семья часто выезжала на дачу, с удовольствием покидая мрачный многоэтажный доходный дом. В загородной местности, окрашенной неярким колоритом скромного северного лета, и формировались любовь будущей поэтессы к северной природе, к природе вообще, теплое отношение к простым людям, к деревенским ребятам — товарищам по играм. Маленькая Зина рано начала читать. Это была в основном поэзия: Пушкин, Лермонтов, Крылов…  
Потом началась Первая мировая война. Отец из-за плохого зрения на фронт не попал. Он работал в госпитале, занимаясь грамотой с выздоравливающими солдатами. Мать в том же госпитале работала фельдшерицей.  
Война окончилась. Дочку отдали в Мариинскую гимназию, в приготовительный класс. А тут — революция. Семья Александровых решила перебраться в деревню: считалось, что там безопаснее и сытнее. Маленькая Зина стала ходить в сельскую школу. 
В 1919 г. от туберкулеза умирает отец, а через год — мать, заразившись сыпняком от больных, которых она неутомимо и самоотверженно спасала, мотаясь по самым отдаленным деревням. 
Детство кончилось. Тетка отдала свою племянницу в детский дом — бывший Павловский институт. К детдомовскому периоду относятся первые поэтические опыты З. Н. Александровой. В детдоме она закончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику им. С. Халтурина. Продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка». Некоторые были напечатаны. А вскоре вышли две ее книжки (по словам автора, «тоненькие, робкие») — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни». К этому времени З. Н. Александрова уже училась в Ленинградском техникуме печати.

В 1929 году в запале построения нового мира и ненависти к старым традициям Рождество отменили, а с ним и ёлку. В 1935 году в России решили вернуться к утраченным традициям. Для организации новогоднего праздника возобновили производство ёлочных игрушек, писали праздничные сценарии и песни. Тут-то и пригодилось стихотворение поэтессы Зинаиды Александровой «Маленькой ёлочке холодно зимой», которое она написала в 1931 году. К стихотворению Михаил Красев написал музыку. И 31 декабря 1935 года на Новый год песня про ёлочку вместе с новогодней ёлкой вошла в дома наших соотечественников и стала кумиром «радостного и счастливого детства в нашей стране". Прекрасный новогодний праздник, вместе с Дедом Морозом, Снегурочкой, новогодней ёлкой и подарками продолжает радовать нас и сегодня, а песня «Маленькой ёлочке холодно зимой» стала постоянным спутником всех новогодних детских утренников. Стихотворение Александровой достаточно длинное и поют его поэтому в разных вариантах.

Работу в детской литературе Зинаида Александровна начала в 1930-1931 годах. Первое обращение к малышам стихотворение «Ветер на речке» вышло отдельным изданием в 1932 г. Стихи пришлись ребятам по вкусу, много раз переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку. Песнями стали и некоторые другие стихи З. Н. Александровой: «Маленькой елочке холодно зимой», знаменитые «Бескозырка белая» и «Гибель Чапаева». На конкурсе 1936 г. эти две последние песни поделили 2-е и 3-е места. 
В 1934 г. выходит в свет последняя «взрослая книжка» Александровой — «Биография песни». Теперь она пишет исключительно для ребят. Одна за другой у нее выходили новые книжки для малышей: «Колхозная весна» (1932), «Майка», «Зима» (1933), «Наши ясли» (1934), «Мишкины соседи» (1936), «Гибель Чапаева» (1937), «Хорошо живется» (1939), «Мой Мишка» (1940), «У нас в саду» (1941).

1944-м и 1945-м годами  датированы военные книжки Александровой  «Островок на Каме» и «Салют». Следует назвать сборники, вышедшие  в 50-е — 70-е годы. Это «Топотушки», своеобразный итог многолетней работы для самых маленьких, «Про девочку Да и мальчика Нет», «Невидимка», «Станция Весна» и др. Всего Александровой выпущено около 70 наименований книг — как отдельных стихов, так и сборников. Зинаида Николаевна не только писала. Вся жизнь ее была тесно связана с работой редакций газет и журналов. После Ленинграда она некоторое время работала в Рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала работать заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята». Много внимания уделяла Александрова работе с литературной молодежью.

 

 

3) Докажите, что произведение является художественным. Самостоятельно, с опорой на словарь литературных терминов, ознакомьтесь с понятиями «эпитет», «сравнение», «метафора», «метонимия». Найдите в тексте примеры средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, метафор, метонимий.

В литературе используется художественный стиль речи.   
 Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Проникновенный лиризм стихотворения "Маленькой елочке", который дает читателю возможность слышать голос ребенка, чувствовать как ребенок, переживать вместе с ним, - такое свойственно лишь художественному произведению.

 В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Она выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п. 
а) Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Это слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.  
(Шариков цветных, розовых пряников, шишек золотых, дружный хоровод)

б) Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства. 

в) Метафора («перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

г) Метонимия («переименование»,«имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.

Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают: метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот) а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха.

 

4) Докажите, что текст является стихотворением. Приведите примеры строфы, рифмовки и рифмы в представленном тексте.

 

Стихотворение - особый тип речи, своеобразная  выразительная система, существенно отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы. Для стихотворной речи присущи несколько признаков. Ритм имеет особую роль для организации стихотворной речи. Он характеризуется повторяющимися элементами, что определят присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слов в строке. Различные системы стихосложения отличаются друг от друга определенным стихотворным размером. Стихотворная речь - эмоционально окрашенная речь. Главная черта стихотворной речи: постоянство однородной, эмоционально-окрашенной интонационной системы в отличие от прозы, где перед нами переменная интонация, где каждая фраза имеет свою, главным образом логически мотивированную интонацию, не повторяющуюся в последующих фразах.

Стихотворение " Маленькой елочке" состоит из четырех строф, 24 строки. 
Размер стихотворения - трехстопный хорей. Стопа двусложная с ударением на первом слоге. Рифмовка перекрестная.

1 строфа - 6 строк, шестистишие

Рифмы: елочке - зимой - елочку - домой - елочку - домой

Рифмовка - АВСВСВ

2строфа - 6 строк, шестистишие

Рифмы - елочке - цветных - пряников - золотых - пряников - золотых 
Рифмовка АВСВСВ

3 строфа -  6 строк, шестистишие

Рифмы - нарядную - опусти - шоколадною - угости - шоколадною - угости

рифмовка - АВСВСВ

4 строфа - 6 строк, шестистишие

Рифмы - елочкой - хоровод - весело - год - весело - год

 

 

 

 

5) Какие особенности детской литературы и детской поэзии присущи данному стихотворению? Для ответа на этот вопрос ознакомьтесь со статьёй «Введение» (с. 6-16) и фрагментом статьи К.И. Чуковского «Заповеди для детских поэтов» (с. 245-247) в учебнике «Детская литература» И.Н. Арзамасцевой и С.А. Николаевой. 

 
Наука о детской литературе как самостоятельная филологическая дисциплина сравнительно молода: она не насчитывает еще и двух веков своей истории.  По утверждению И.Н. Арзамасцевой и С.А. Николаевой,  "критерии выделения детской литературы из общих рамок литературы до сих пор однозначно объективно не установлены". Еще средневековые авторы понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых.

Наиболее объективным критерием вычленения детской литературы можно считать категорию читателя-ребенка. Образ читателя-ребенка, "зашифрованный в тексте", узнаваем сразу: по одной строфе или даже стиху, по одному  абзацу или фразе можно определить читательскую адресацию текста - "детское" или "недетское" произведение перед нами. Стихотворение о елочке, вне сомнения, адресовано детям.

К. И. Чуковский написал заповеди для детских поэтов, в основе которых принципы:

1) Учиться у народа. Учиться у детей. Язык стихов для малышей З. Александровой яркий, точный и конкретный, понятный детям. Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей, воспитывать их, влиять, формировать как личность.

2) Образность и действенность.

Первая заповедь - графичность. В каждой строфе должен быть материал для художника, ибо мышлению детей свойственна образность. ( золотые шишки. розовые пряники, цветные шарики - хочется взять карандаши и рисовать скорее праздничную елку!)

Вторая заповедь - наивысшая смена образов. Стихи, печатаемые без рисунков, теряют половину своей эффективности.

Третья заповедь - словесная живопись должна быть лирична.

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом. Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах : ему нужно, чтобы в этих стихах были песни и пляски. Напевность стихотворения, повторяющиеся строки, положенные на песню, так и тянут взяться за руки и плясать в хороводе.  
"Весело-весело встретим Новый год!"

Четвертая заповедь - подвижность и переменчивость ритма.

3) Музыка.

Пятая заповедь - повышенная музыкальность поэтической речи, плавность, текучесть звуков.

4) Рифмы. Структура стихов.

Шестая заповедь - Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу. Либо перекрестная либо парная рифма.

Седьмая заповедь - Те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы.

Восьмая заповедь - Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .

Информация о работе Контрольная работа по "Литературе"