Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 13:11, контрольная работа
Работа содержит ответы на теоретические вопросы по "Мировой детской литературе"
Скупными, лаконичными
средствами передает автор
Сюжет произведения «Мы с приятелем»
С. В. Михалкова немного грустный: ежей,
ужей и птиц, принадлежавших двум друзьям,
управдом относит в зоопарк. Но главное
здесь не это. Главное другое:
Мальчики верны дружбе, честны, открыты
в своих чувствах. А ещё они великодушны
— простили взрослых, забравших у них
их любимых животных. Они даже не обиделись,
когда пришли в зоопарк и поняли, что их
друзья — звери и птицы не узнают. Наоборот,
они почувствовали что-то новое, любуясь
свободной жизнью своих друзей.
Стихотворение заканчивается так же, как
и начинается:
Именно эти слова выражают основную мысль
стихотворения. Стихотворение написано
лёгким, живым языком, оно запоминается
как бы само собой, без малейших на то усилий.
Зерно этого таланта все же, главным образом, в человечности поэта. Его
стихи объединяют, роднят людей, вселяют надежду, радуют добротой,
мужеством, праздничностью:
...Мы едем, едем, едем Нам весело живется,
В далекие края. Мы песенку поем,
Хорошие соседи, А в песенке поется
Счастливые друзья. О том, как мы живем...
Ну разве это не близко, не дорого для каждого ребенка и взрослого? Здесь
простор чувства, счастья, надежды. Здесь праздник красоты, раскованной для
всех: «Красота! Красота!/ Мы везем с собой кота,/Чижика, собаку,/Петьку-
забияку!..» Пожалуй, еще никто так задорно и поэтично не рифмовал красоту с
котом — частью веселой детской компании... Вот так бы и ехать всегда далеко
и вперед с этими счастливчиками, среди которых сама Красота — равный с
другими весельчаками субъект. Доброго им попутного ветра и солнца в крови!
Произведения С.В. Михалкова — профилактика против уныния, источник
богатого и светлого воображения, мальчишеской мечты о бесконечно далекой и
бесконечно насыщенной дороге в незнаемое — возможное. Этому служат и
легкая, чуть заметная улыбка, местами переходящая в добродушную иронию, и
постановка проблем, и богатство чувств, и подтекст... А еще —
изобразительность. Только начинаешь читать стихотворение «А что у Вас?» — и уже живая картина, словно сидишь в театре в первом ряду и сразу все видишь:
Кто на лавочке сидел, Николай ногой качал.
Кто на улицу глядел. Дело было вечером,
Толя пел.
Борис молчал.
Кот забрался на чердак. Просто так:
Тут сказал ребятам Боря А у меня в кармане гвоздь.
Далее следует всем известный, ритмически безупречный, такой простой
разговор детей о том, что каждый из них сам заметил и счел значимым. А
вывод: «Мамы разные нужны./Мамы всякие важны./Дело было вечером./Спорить
было нечего». Здесь абсолютно гармоничная форма: интонация, ритм,
непосредственность речи детей, спокойная атмосфера естественного уважения
всех участников «посиделки» друг к другу, понимание, что «гвоздь в кармане»
у Бориса тоже не пустяк. Поэтому ясен, прост, значителен и неоспорим
общечеловеческий вывод.
Сатирически стихи «Фома», «Про мимозу».
Михалков не просто входит в мир читателей-детей. Он позволяет наслаждаться смехом к своим лирическим героем. Ребенок может смотреть на его героев с высоты своего жизненного опыта. Не унижая детей назойливым морализированием, поэт дает им возможность эстетического наслаждения смехом над пороками характеров, ситуациями, положениями. По существу, это эмоциональное отрицание всего плохого. Причем смех Михалков в детских стихотворениях чаще всего добрый. Это смех любви, а не ненависти, доброты, а не злорадства. Поэт влюблен в своих героев, несмотря на все их недостатки. Он любит и приятелей с их ужами и чижами, и изнеженного Мимозу.
В стихотворении «Про мимозу» (1937) гиперболичность в изображении каждой ситуации вызывает смех детей, которым приятно чувствовать себя выше представленного автором «мальчика Вити из квартиры номер шесть». Простота интонации, перебивка повествования вопросами, выражающими авторское искреннее изумление, и затем ответы-все это близко к детской речи.
Любит автор и упрямого Фому. Герой этот пришел из народных сказок и легенд. Но у Михалкова Фома не верящий таков, каким его не знают ни одна народная сказка и легенда. Это блистательный комический персонаж детской поэзии. Фома Михалкова, так же как Рассеянный с улицы Бассейной Маршака, для детей – имя нарицательное. Недоверчивый Фома в своем упрямстве доходит до нелепости, до отрицания факта собственного существования.
Слякоть, дождик, град… К Фоме заботливо обращаются с просьбой надеть галоши. Но он ничему не верит. Он считает, что ему всегда лгут, и… разгуливает по лужам без галош, а под снегом – в одних трусах… Он самоуверенно изрекает, что слон на слона не похож. И, даже попав где-то под африканским солнцем в пасть крокодилу, он останется таким же упрямо недоверчивым:
Гипербола, доведенная
до предела, внезапно
В детскую жизнь
стихи Михалкова входят как
радость. Они непринужденно
Детские стихи Михалкова моралистичны. Он рисует и похвальные, и предосудительные людские поступки, учат таким образом детей различать «хорошо» и «плохо», добро и зло, можно и нельзя, утверждает справедливость и призывает противодействовать несправедливости. Всё это – в открыто публицистической манере. И – что чудесно – ребятня, обычно отторгающая любые поучения, которые пытаются им «навязать» взрослые, принимают добрые советы Михалкова, принимают охотно и с радостью. Доверчиво окунаются они в стихию этой замечательной, светлой поэзии, которая, с одной стороны, предназначена для детей, а с другой – показывает им большой и сложный «взрослый мир».
Стихотворения Сергея Михалкова можно назвать самобытным и очень значительным явлением русской поэзии. Они представляют собой прекрасное сочетание звонкости и чистоты детского голоса, педагогической мудрости и такта, остроумия и артистизма. Именно благодаря этим качествам Михалков смог возродить в русской литературе жанр басни. Стоит отметить, что качества эти присущи и Михалковой прозе, пьесам, киносценариям.
Михалковские детские стихотворения чрезвычайно просты и понятны. Однако за внешней простотой проглядывается величайший талант, жизненный опыт, нелёгкий труд.
3.Составить литературную викторину «В мире сказок» для детей группы «Фантазеры».
Путешествие в страну сказки
(старший дошкольный возраст)
Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания детей о сказках, пробудить интерес к книгам, воспитывать желание читать.
Оборудование: плакат-карта, жетончики, грамоты, книги для выставки, портрет А.С.Пушкина, мешочек с картинками из сказок А.С.Пушкина.
Подготовительная работа: вспомнить, прочитать сказки, узнать о писателях (А.С.Пушкин, Г.-Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро).
ХОД ИГРЫ
Ведущий. “Ребята, почему мы любим сказки? Что вы думаете по поводу фразы записанной на доске?
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сегодня мы отправляемся в страну сказок. Вот и наша карта путешествия”.
Ведущим объявляются правила игры.
Правила:
1. После объявления задания
не выкрикивать, а,
2. За нарушение снимается 1 очко (жетон).
3. За правильный ответ команда получает
1 очко (жетон).
Ведущий. “Но прежде чем попасть в сказочную страну мы должны открыть ворота, а для этого нам надо назвать авторов этих сказок: “Огниво”, “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка” (Г.-Х. Андерсен); “Бременские музыканты”, “Сладкая каша”, “Розочка и беляночка” (Братья Гримм); “Красная шапочка”, “Кот в сапогах”, “Золушка” (Ш.Перро).
Молодцы! А что вы можете рассказать об этих сказочниках?
Умницы! Вы правильно ответили и ворота открылись! Вперёд в сказочную страну!
И так наша первая станция – это “Узнай сказку”.
1. А дорога далека,
А корзина не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…
(Машенька и медведи).
2. Красная девица грустна,
Ей не нравится весна,
Её на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка…
(Снегурочка).
3. По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра!..
(По щучьему велению).
4. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок).
5. Скачет лошадь непростая –
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок -
Удивительный конёк
По прозванью …
(Конёк-Горбунок).
Молодцы! Вы всё знаете! Следующая
наша станция называется “Путаница
”:
Каждой команде предлагается карточка
с перепутанной сказкой. Отгадав сказку,
ребята говорят, что в ней перепутано.
Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
Жили–были шарик, тростинка
и ботинок. Пошли они в лес
дрова рубить. Дошли до реки и
не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть
лучше тростинка перетянется с берега
на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег.
Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась.
Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал,
да и лопнул!
(пузырь, соломинка и лапать)
Подружился лев с гномом,
и вздумали они вместе горох сеять.
Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева,
вершок.»
Выросла славная морковь; гном взял себе
корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал
Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки,
а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал
гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки,
а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом
и дружба врозь.
(мужик и медведь)
Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая. (Машенька и медведь)
Молодцы ребята! Сказки все
распутали.
А мы к третьей станции подобрались!
Теперь ребята нам надо назвать сказку
правильно.
1.«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) (Иван-царевич и серый
волк) (Лисичка-сестричка и серый
волк) (По щучьему веленью) (Заюшкина избушка) |
7.«Сивка-будка» (Сивка-бурка) (Летучий корабль) (Волк и семеро козлят) (Машенька и медведь) (Гуси-лебеди) (Царевна-лягушка) |
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой детской литературе"