Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:11, контрольная работа
Художественное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Основные мотивы поэзии А.А. Ахматовой.
Тульский областной колледж культуры и искусства
300000 г.Тула пр.Ленина, 36
Контрольная работа
по дисциплине «Отечественная литература»
студентки 1 курса
специализации:
Фотовидеотворчество
Хромченковой Елены Петровны
Домашний адрес:
г.Тула, ул.Ак.Обручева,4-35
Содержание.
Роман М. Булгакова “Мастер
и Маргарита” очень сложен в композиционном
плане. В его сюжете параллельно
существуют два мира: мир, в котором
жили Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри,
и современная Булгакову Москва
двадцатых-тридцатых годов XX века. Со
сложной композицией связана, и непростая,
разветвленная система персонажей, большое
число двойников, параллелей и антитез.
В состав романа “Мастер и Маргарита”
входят два повествования (о судьбе Мастера
и о Понтий Пилате), которые находятся
в сложных отношениях противопоставления,
но в то же время и объединены общей идеей.
Роман о Понтий Пилате занимает меньше
текстового пространства, чем роман о
судьбе Мастера, но он играет важную смысловую
роль, так как содержит глубокий философский
подтекст. Он состоит из четырех глав,
которые как бы “рассыпаны” в тексте
повествования о Мастере и Маргарите.
Первая глава - “Понтий Пилат” - это рассказ
Воланда, который выслушивают Иван Бездомный
и Берлиоз. Вторая глава - “Казнь” - представлена
как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая
главы — “Как прокуратор пытался спасти
Иуду из Кириафа” и “Погребение” — вводятся
в роман как восстановленные Воландом
рукописи Мастера, которые читает Маргарита.
Следует отметить, что роман о Пилате вводится
в повествование при помощи персонажей,
входящих в систему образов главного романа,
вследствие этого главы о Понтий Пилате
становятся частью романа о Мастере и
Маргарите.
Главы, повествующие о прокураторе, резко
отличаются по стилю от глав, описывающих
Москву. Стиль вставного повествования
отличается однородностью, скупостью
мерной, чеканной прозы, переходящей, например,
в главе “Казнь”, в высокий стиль трагедии:
“Ты не всемогущий бог. Ты черный бог.
Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель
и душа!”
Роман о Мастере посвящен современной
автору Москве, ее обитателям и их нравам.
Это повествование содержит в себе как
гротескные сцены, так и сцены лирико-драматического
и фантасмагорического характера, что
обуславливает разнообразие стилей повествования.
Он содержит и низкую лексику (“Если ты,
сволочь, еще раз позволишь себе впутаться
в разговор...”), и поэтическую, особенно
в эпизодах, посвященных Мастеру, где язык
повествования изобилует повторами и
метафорами (“тревожные желтые цветы”).
Следует отметить, что сцены, в которых
Воланд встречается с жителями Москвы,
строятся по одному плану: встреча, испытание,
разоблачение, наказание.
Воланд со своей свитой приезжает в Москву,
чтобы посмотреть, изменились ли люди
с тех пор, когда он последний раз их видел,
не напрасна ли была жертва Иешуа.
И что же он видит? С москвичами Воланд
встречается на представлении в театре
“Варьете”. Он видит, что люди такие же,
какие и были: в меру алчные, корыстолюбивые,
но и достаточно милосердные. “Люди как
люди, квартирный вопрос только испортил
их”. Они не чувствуют своей ответственности,
поэтому в городе распространены доносы
и взяточничество.
Жители Ершалаима ничем не отличаются
от жителей Москвы. Так же, не замечая своей
личной ответственности и выбирая смерть
Иешуа, который ни в чем не виновен, вместо
смерти Вар-Раввана, они тем самым прислуживают
тьме.
Множество посетителей “Варьете” поменяли
свою одежду на новую, чем как бы заключили
сделку с дьяволом. Они подбирали летевшие
банкноты и были наказаны за свою жадность.
Наказан был и директор зрелищного сектора
за бюрократизм. Булгаков наглядно показал,
что работу директора мог выполнять даже
костюм без хозяина. Наказаны и остальные
работники зрелищного сектора, вовлеченные
в “кружковую лихорадку”. Наказан за
жадность Никанор Иванович (выбиравший
между “не положено” и деньгами), отправлен
в Ялту Степа Лиходеев. Во всех этих эпизодах
Воланд и его свита выступают в роли справедливого
возмездия.
Так как роман “Мастер и Маргарита” состоит
из двух относительно автономных повествований,
он содержит в системе персонажей двух
главных героев - Мастера и Иешуа. Эти герои
являются героями-двойниками. Также двойниками
являются Иван Бездомный и Левий Матвей
как последователи своих учителей, Алоизий
Могарыч и Иуда из Кириафа как предатели.
В романе “Мастер и Маргарита” присутствует
и любовная коллизия. Любовные отношения
Мастера и Маргариты связаны со сменой
времен года. Эта история любви (идиллическая
по своей сути) разрушается, сталкиваясь
с внешним миром, и восстанавливается
с помощью потусторонних сил. Как и все
герои в романе, Мастер и Маргарита делают
свой выбор. Мастер делает свой выбор вполне
сознательно: ему стал ненавистен плод
трудов всей его жизни, роман о Понтий
Пилате, слишком много горя испытал Мастер
из-за этого романа. Маргарита встает на
путь самоотдачи, жертвуя собой ради любимого
человека. Она предпочитает Мастера своей
богатой, беззаботной жизни в доме у любящего,
но нелюбимого мужа, потом она вновь приносит
себя в жертву во имя любви, отдавшись
в руки нечистой силы и став ведьмой ради
того, чтобы узнать что-либо о Мастере.
И за это Маргарита была вознаграждена
вечной любовью.
Таким образом, мы видим, что Булгаков
нарушает жанровые каноны романа. Он делает
главным объектом повествования не историю
отдельных личностей, а историю целого
народа.
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
построен как “роман в романе”. Вследствие
этого в нем можно выделить две резко контрастирующие
манеры повествования, двух главных героев.
Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном
плане, чем роман о Пилате, но при чтении
не возникает ощущения разрозненности
частей произведения. Вся тайна композиционной
целостности романа - в связующих нитях
между прошлым и настоящим.
Многое еще, наверно,
хочет
Быть воспетым голосом моим…
А. Ахматова
Творчество великого художника
— реалиста ли, модерниста — заключает
в себе целый мир, все бытие в его многообразии.
Однако всегда существуют какие-то наиболее
общие, универсальные темы и образы, присущие
произведениям того или иного автора.
Так и творчество А. Ахматовой в целом
определено рядом основных идей и мотивов,
нашедших свое развитие в ее стихах.
Пожалуй, для меня Ахматова, прежде всего,
певец любви — того «высокого и огненного
чувства», которое Анна Андреевна считала
властелином мира (некогда еще Шекспир
сказал: «Любовь и голод правят миром»).
Тему любви Ахматова разрабатывает по-своему,
не так, как ее великие современники. У
нее нет ни мистических прозрений, ни социальной
обусловленности любовных конфликтов:
первое характерно для поэзии Блока, второе
— для творчества Маяковского. В лирике
же Ахматовой драматизм страсти основывается
на отношениях двух характеров, психологическом
подходе. Воссоздавая в стихах женскую
сущность, она избегает абстракций, символичности,
философских и социальных обобщений: любовная
лирика Ахматовой реалистична и психологична
в лучших традициях русской классической
литературы. Любовь — чувство, которое
определяет для героини смысл жизни, ее
ход; оно — естественное состояние человеческого
сердца. Оно — “роковое душ слиянье”
и их “поединок роковой”, говоря словами
Тютчева. Оно — боль и мука, для описания,
которых поэт прибегает к почти натуралистическим
деталям:
От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу.
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.
Вспоминаются строчки Маяковского:
Я ж
навек
любовью ранен —
еле-еле волочусь.
При этом в отличие от Маяковского, от
Цветаевой Ахматова была очень сдержанна
в своих стихах. Они горят неким внутренним
огнем, позволяющим только предположить
подлинную силу и глубину страсти. С темой
любви неразрывно связана тема женской
гордости и независимости. Несмотря на
всепоглощающую силу чувства, героиня
отстаивает свое право на внутреннюю свободу,
индивидуальность:
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти...
Мысль о покорности, подчинении любимому
человеку чужда героине:
Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.
Любовь и творчество, страсть и предназначение
часто возникают в лирике поэта как враждующие
стороны. Их сложные взаимоотношения описываются
следующим образом:
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
Поэтической душе невыносимо любовное
молчание, и потому она поет. Избранник
сердца может отказаться от ее глаз, но
—
Всю жизнь ловить он будет стих,
Молитву губ моих надменных.
Лирическая героиня поэзии Ахматовой
— тоже поэт. И, как у каждого поэта, у нее
есть своя Муза. Ее Муза — родная сестра
дантовской и шекспировской, это муза-иностранка;
она — подруга и соперница, неумолчный
глас совести и нежная небожительница.
В своих стихах Ахматова часто развивает
тему поэзии как пути служения миру, людям
— пути зачастую неблагодарного и тягостного:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Гражданские мотивы органично входят
в творчество поэта, их наличие вытекает
из представления Ахматовой о высоком
предназначении поэзии. Поэзия не только
сладкий дар песнопенья, но и “веление
небес”, тяжелый крест, который нужно
нести достойно. И потому поэт всегда обречен,
быть в гуще жизни, в центре событий, какими
бы трагическими они ни были:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Побег, отступничество от своей страны,
от своего народа, от своих идеалов — поступки,
недостойные “скорбного духа” поэзии.
Образ женщины, ее назначение, судьба женщины-поэта
— таковы проявления “женской” темы
в творчестве Ахматовой. У нее уникальное
положение в русской литературе — положение
первой женщины-поэта (не поэтессы, а именно
поэта). И сама она осознавала этот свой
удел — быть первой, и потому в ее лирике
“женская” тема является едва ли не доминирующей,
Ахматова не просто научила “женщин говорить”,
выразив в своем творчестве женскую душу,
— она целенаправленно разрушала веками
складывавшийся образ иконы, “гения чистой
красоты”:
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.
Мир стихов Ахматовой — это мир, откровенно,
открыто данный с позиции женщины, чья
натура изменчива и противоречива. Это
мир, который измеряется I глубиной личных
чувств героини. В подобном подходе для
поэта — особая сила и полнота восприятия,
а не его узость. Следует отметить, что
сама Ахматова была способна объективно
и даже с иронией отнестись как к своей
роли женщины-поэта, так и к особенностям
женской природы в общем:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви прославить?
Я научила женщин говорить,
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Санкт-Петербург, духовная родина Ахматовой,
стал неотъемлемой частью ее творчества.
Ее поэзия — поэзия петербуржанки, строгая,
классически соразмерная, родственная
самой архитектуре города с его торжественностью,
симметричностью и строгостью линий. Стихи
Ахматовой неотделимы от Летнего сада,
от белых ночей и невских набережных:
Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!
Для любимого города у нее множество эпитетов
— порою противоречивых: дикий, мрачный,
священный, холодный, страдальческий,
туманный, спокойный, строгий Петербург,
а затем Ленинград — неизменно присутствующий
в ее поэзии фон, пространство, где живут
любовь и ненависть, измена, разлука, радость,
кровь.
Таким представляется мне поэтический
мир Ахматовой. Своеобразие ее стихов,
своеобразие трактовки в них тех или иных
традиционных мотивов обусловлено во
многом творческой индивидуальностью
автора, сплавившей воедино великую традицию
русской поэзии XIX века и искусство новейшей
эпохи. Она внесла свое понимание в такие
темы, как любовь, творчество, женская
душа, патриотизм. При этом внутреннее
душевное богатство и огромный поэтический
дар позволили ей явить из глубин своего
“я” целостную и универсальную картину
мира и человека в нем. Определив любовь
как центр мира и смысл жизни, Ахматова
тем самым вовсе не ограничивает свое
творчество — все его мотивы и образы
замечательным образом оказываются связанными
друг с другом и с четко обозначенным центром.
Ее лирика — ярчайший пример поэзии настоящего
мастера и действительно великого человека.
Список литературы.
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественной литературе»