Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 06:28, курсовая работа
Понятие «концепт» является центральным понятием современной когнитивной лингвистике, которая относится к быстро развивающимся областям лингвистической науки. Под концептом в современной лингвистике понимается «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» (Попова, Стернин, 1999). Область знаний, составленная из концептов как её единиц, представляет собой концептосферу. Термин «концептосфера» был введен в отечественную науку академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, её фольклор, литература, наука, искусство, религия, тем богаче концептосфера народа [Лихачев, 1997].
Введение…………………………………………………………………….…………………………..3
Концепт и пути его изучения в современной филологии..……..……….....7
Тема родины и ее эволюция в творчестве А. А. Ахматовой……..............14
Воплощение концепта «родина» в произведениях
А. А. Ахматовой…….………………………………………………………………………………..21
Заключение…….……………………………………………………………………………………...27
Список литературы…….…………………………………………………………………….….…28
Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Воплощение концепта «родина» в произведениях А. А. Ахматовой
Поскольку концепт представляет собой некую мыслительную сущность, представленную через языковые единицы, то необходимым видится небольшой экскурс в историю развития и формирования семантической структуры слова «родина». Ядро концепта составляют зафиксированные в словарях значения. Слово «родина» толкуется следующим образом:
Родина – 1. Место, страна, где человек родился; где сложился, возник этнос. 2. Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Родина – 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения чего-нибудь. Приехать на родину.
Родина – родимая земля, место рождения; земля, государство, где родился.
Родина – «отечество», тогда как укр. родина – «семья», блр. родзiна – то же, болг. родина – «родина, место рождения», сербо-хорв. родина – обилие плодов», словен. rodina – то же, чеш., слвц. rodina – «семья», польск. rodzina – то же. Произведено от род.
К характерным устойчивым для поэзии сравнениям с понятием «родина» можно отнести следующие: Россия - мать, Россия -жена, сфинкс, огневая стихия. Ахматова в своих стихотворениях добавляет новые, например, связь образа России с образом колокольного звона, дороги, ветра, песни. В стихотворении "Родная земля" поэтесса дает поэтическое определение понятию "Родина". В чем-то слышится своеобразная перекличка с лермонтовской "родиной":
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
В основе стихотворения прослеживается
образ земли. Читая стихотворения Ахматовой,
я заметила, что именно слово земля (одно
или в сочетании с определением родная)
часто используется поэтессой для обозначения
родины.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
Тема Родины связана с обликом земли, чей
образ в поэзии Ахматовой характеризуется
святостью и чистотой. Земля по Ахматовой
- "тело" России, хранящее ее душу.
Святость земли неоднократно подчеркивается
в стихах поэтессы:
Ранят тело твое пресвятое.
Или
...Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
Но от общего образа России Ахматова часто
переходит к конкретным образным деталям,
созданным на основе личных впечатлений
от увиденного. Вот перед нами облик сельской
России, а точнее Слепнево, "тверская
скудная земля", которая поэтессе "памятна
до боли":
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
Интересно, что лирическая героиня дана
в восприятии "загорелых баб", спокойствие
которых противопоставлено тревоге поэтессы.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.
В стихотворении "Плотно сомкнуты губы
сухие..." образ Родины более сложен
и трагичен, здесь он связывается с мотивами
страдания, нищеты и веры, выраженной в
молитве пред иконой:
И, согнувшись, бесслезно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.
В стихах, посвященных Родине, Ахматова
использует слово "великое", позволяющее
показать величие России:
...Озеры, степи, города
И зори Родины великой...
В стихотворениях появляется образ
боярыни Морозовой, в которой воплощается
вера в душевную стойкость. Но рядом с
этим образом Ахматова изображает китежанку,
чей образ связан с мотивом гибели, одиночества:
От того, что сделалось прахом,
Обуянная смертным страхом
И отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие
И ломая руки, Россия
Предо мною шла на восток.
Лирической героине Ахматовой, сдержанной
в прямом выражении своих чувств, не чужды
признания в любви к родной земле, к родному
городу, к народу:
Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.
Оттого мы любим строгий,
Многоводный, темный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.
Разлуку с Родиной поэтесса считает несчастьем,
верность ей в самых трагических обстоятельствах
- нравственным долгом. В стихотворении
"Молитва" звучит неистовая, почти
невероятная, если вдуматься, безоглядная
жертвенная любовь к родной земле:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Здесь прослеживается идея личной и духовной
связи с Родиной, которая выражается в
готовности пожертвовать ради нее счастьем
и близостью с самыми дорогими людьми,
что впоследствии так трагически сбылось
в жизни А. Ахматовой.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
В годы Великой Отечественной войны тема
Родины становится ведущей в лирике Ахматовой.
В ней утверждается единство личности
и родной земли:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое -
Душа моя и тело.
В лирике поэтессы впервые появляется
мотив памяти, которая осмысливается как
преемственность и наследство. И впервые
в стихотворениях звучит слово Русь как
знак неразрывной связи прошлого и настоящего
России:
Что же, прощай. Я живу не в пустыне.
Ночь со мной и всегдашняя Русь.
Концепт «родина», русской земли, ее судьбы, культуры и истоки являются ведущими в творчестве Ахматовой. Образ Родины, воссозданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, и прежде всего поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева.
Итак, мы видим, что концепт «родина» занимает значительное место в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. По ее стихотворениям о родине можно безошибочно определить ценностные ориентиры поэтессы, ее нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни, назначения поэта и поэзии.
Заключение
В настоящей работе мы рассмотрели концепт «родина» в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Для достижения намеченных целей нами были рассмотрены некоторые существующие подходы, определения современной филологии.
Пришли к следующим выводам:
Вопрос изучения концептов остается актуальным научным направлением в современной лингвистике. Для нашего исследования художественный концепт представляет особый интерес, поскольку он формируется и вербализуется в пространстве художественного текста в рамках определенной национальной художественной картины мира.
В работе был проведен анализ лексического воплощения концепта «родина» в произведениях А. Ахматовой. Это второй по значимости после «любви» концепт поэтической системы А. Ахматовой, а его особенности являются ключевыми для картины мира данного автора и существенными для составления наиболее полного представления о национальной картине мира в целом.
Исследование значений художественного концепта «родина» показало, что в ахматовской картине мира концепт «родина» совмещает в себе образ земли, ее православной святости и чистоты. Он также неразрывно связан с мотивами страдания, нищеты и веры с одной стороны и величием и преданностью России – с другой. А. Ахматова будучи носителем национальной культуры, родного языка, отразил в своём творчестве дух народа и времени.
Перспективы настоящего исследования видятся в дальнейшей разработке вопросов изучения концептов с точки зрения типологии лингвокультур, а также углубленного анализа отдельных концептов и особенностей их лексического воплощения.
Информация о работе Концепт и пути его изучения в современной филологии