Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:15, сочинение
Любовь - одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным человеку. Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.
Если каждого жителя планеты попросить назвать пятерку любимых слов из родного языка, то будь то «love», «Liebe», «amore», слово «любовь» будет являться одним из самых популярных и, безусловно, войдет в первую тройку. Каждый день мы говорим «люблю» и слышим ответные слова в ответ от родителей, родственников, возлюбленных.
Государственный университет – Высшая школа экономики
Нижегородский филиал
Факультет экономики
Группа 10МЭ-2
Левченко Карина Владимировна
Концепция любви Н.А. Бердяева
Сочинение-рассуждение по философии студентки 1-го курса очной формы обучения
Проверил:
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук
Коткова Надежда Аркадьевна
Нижний Новгород
2011
Введение
Любовь - одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным человеку. Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.
Если каждого жителя планеты
попросить назвать пятерку
Проследив все человеческое
творчество, можно смело сказать,
что большинство произведений искусства,
песен, поэм, книг так или иначе
связаны с любовью.
С точки зрения психологии любовь можно
рассматривать как некую внутреннюю ситуацию,
существующую в конкретном субъекте, в
личности, и, вместе с тем, ситуацию межличностную,
создавшуюся между женщиной и мужчиной.
Во внешнем и во внутреннем планах, эта
ситуация конкретная, ибо возникает она
между конкретными мужчиной и женщиной,
тем самым являясь единственной и неповторимой.
Актуальность выбранной мною темы многомерна, ибо любовь пронизывает все слои человеческих взаимоотношений, способна изменить человека и спасти заблудшую душу. Она изменяет человека как личность, а вместе с ним влияет на все общество в целом.
По-моему, достаточно интересен взгляд именно русского философа, потому что русский народ крайне чувственный и гармоничный в отношении к любви.
Важно отметить, что любовь и пол непосредственно связаны между собой, поэтому рассматривать их в отдельности было бы, с моей точки зрения, неправильным. Любовь - результат слияния двух биполярных полов, которое направлено на соединение двух противоположностей. Любовь одновременно может быть организована как в физическом проявлении, так и в духовном.
Современные представления о любви и поле мало чем отличаются от тех, которые существовали в далеком средневековье. У людей осталось стереотипное восприятие мужчины и женщины, продиктованное в одних странах христианским мировоззрением, в других - чем-то иным, связанным с верой в Бога или просто с условиями быта, культуры, которое и по сей день несет свой отпечаток в сознании народа, национальности, конкретной личности.
Мне интересно, как русские философы представляли себе женское и мужское начало, как они определяли для себя любовь, такую таинственную и неизведанную, соглашались ли они с христианскими догматами, или вырабатывали свою точку зрения.
Тема любви и пола является интересной для философов любого времени. Философия (с древнегреческого) - любовь к мудрости, поэтому, неудивительно, что, исследуя вечные вопросы человеческого бытия, любовь обращается и к мудрости, и к любви между мужчиной и женщиной.
В каждой культуре тема Эроса1 занимает значительное место. Что касается русской философской традиции, то в ней к любви относятся как к Богу. Бог и любовь есть единое целое. Предшественником такого мышления можно назвать древнегреческого философа Платона, который в своих диалогах отмечал, что Бог есть объект любви - Эроса. При этом, любовь - Эрос может быть как плотской, так и духовной, но всегда возвышающей человека.
Для Н. Бердяева Эрос есть духовное слияние двух полов, благодаря которому появляется целостная личность, что касается физической любви, то философ ее отвергает, так как считает ее греховной для человека, лишенной всех божественных начал. Такую любовь он определяет как родовую, то есть направленную на продолжение рода, подобную той, что существует в мире животных.
Так называемая родовая любовь унижает человека, получается, что личность находится во власти естественной, природной необходимости, в которой отдается «лицо человеческое во власть природной стихии». Продолжение рода разрушает всякую человеческую индивидуальность, которая должна образовываться путем духовного слияния двух людей.
Перед человеком возникает сложный выбор: либо продолжать род, воспроизводя на свет множество несовершенных личностей, либо совершенствовать свой дух и находить свою половинку, чтобы стать совершенной и вечной индивидуальностью. Под совершенной индивидуальностью, на мой взгляд, понимается воссоединение двух абсолютно непохожих личностей, находящих друг в друге разные качества. Например, мужчина обладает волей, силой, способностью оберегать то, что ему дорого. Женщина, в свою очередь, красива, совершенна, духовно богата, хозяйственна. Соединившись, эти совершенно равные с точки зрения пола, но противоположные по своей организации личности, дополнят друг друга, создадут идеальную и совершенную личность.
Продолжение рода не есть настоящая любовь - Эрос, потому что в таком случае, человек не имеет возможности раскрыть себя и стать полноценной личностью. Все свои индивидуальные качества, при рождении детей, будут направлены только на их воспитание, родители просто растворятся в своем ребенке, отдадут часть себя, и передадут ему способность на совершенствование своего внутреннего мира, духовного начала. Получается, что Н. Бердяев смотрит на рождение потомства как на утрату человеческого «Я». Продолжение рода есть всего лишь забота тех, кто не смог в себе реализовать совершенную индивидуальность. Чтобы как-то утешить себя, такие люди воспроизводят себе подобных, надеясь, что именно они смогут проявить себя, найти свою вторую половинку для истинной цели - полноценной любви, а, следовательно, для полноценной личности.
Что же тогда настоящая любовь? Что необходимо для того, чтобы ее достичь?
Конечно же, во-первых, наличие двух биполярных полов, что может способствовать рождению полной и совершенной индивидуальности, которая вечна и не зависит от времени. Я думаю, что она вечна и не зависит от времени, потому что становится близка божественному началу, далекому от реального мира, которому время не ставит никаких определенных рамок.
Совершенная индивидуальность, в представлении Н. Бердяева, есть что-то нейтральное, космическое, чему не по силам что-либо породить или умертвить. Главная ее задача - навеки оставаться совершенной и прекрасной.
Пол, по мнению Н. Бердяева, конечно, разделяется на мужчину и женщину, на две очень разные, непохожие половины. Поэтому появляется понятие «пол», обозначающий всего лишь часть чего-то, что должно быть целостным. Например, если взять половинку яблока, то, смотря на нее, нельзя будет сказать, что это есть полноценный продукт природы, но если соединить две части этого сладостного фрукта, то можно получить истинное совершенство, являющееся целостным и гармоничным. Также и с людьми: по отдельности они не способны преобразиться в индивидуальность, которая представляет собой целостное и гармоничное взаимодействие совершенно противоположных начал. Задача половинок - воссоединиться, преодолеть некую траекторию, некое расстояние, чтобы достичь друг друга. Пол - это не физиологическая сторона, это часть эмпирической природы, которая по своему строению духовно глубока. Н. Бердяев не отвергает существование плотского влечения, но оно является вульгарным, противоречащим настоящей любви не только для самого философа, но и для русского народа в целом.
Свою концепцию любви Н. Бердяев строит на основании христианских учений о Боге и человеке. Ее сущностью можно провозгласить в образе Божественного Эроса, который оказался «невмещенным» в сознание людей, ограничивавшим настоящее понимание Христовых учений и представлений о настоящей любви. Я думаю, что здесь Н. Бердяев, будучи истинным философом-христианином, все-таки смог найти скрытый смысл понимания интерпретации великой любви. Оказывается, помимо любви к Богу и к ближнему своему, есть еще и высшая половая любовь между мужчиной и женщиной.
Н. Бердяев, обращаясь к работам Платона, выделил для себя суждение, которое говорит о поле, как о разрыве первоначальной человеческой природы, распадения индивидуальности, воссоединению которой способствует любовь.
Н. Бердяев приходит к выводу, что существует три вида единой любви к Богу:
1. Слияние вечной женственности
с мужественным началом,
2. Любовь к людям: к
ближнему своему и родному.
Это воплощение обыкновенной
христианской любви, это
3. Любовь ко всякому
существу и уважение любого
человека, даже врага как «потенции
образа Божьего», отношение к
окружающим людям по
Все эти виды любви представляют собой единую любовь к Богу, к общей божественной природе, во имя которой «возможно вселенское братство и любовное слияние всех тварей». Данная цитата является явным воспроизведением Библейских учений, внушаемых каждому православному человеку. По сути - это закон Божий, подчиняться которому необходимо всем.
Христос есть воплощение Вечного Эроса, который существует в душе каждого человека, он способствует воссоединению всех отличающихся друг от друга частичек мира. Бердяев призывает любить весь мир, находящийся в состоянии своей метафизической поврежденности, видя в этом отблеске вечной красоты потенцию спасения.
Свою концепцию любви философ отчасти сравнивает с отношением к миру святого Франциска Ассизского и говорит, что Бог воплощается не только в ближнем, но и в природе, во всем мире. Любовь достигается в определенной сфере человеческого бытия - в теократии, которая основана не на насилии и принуждении, а на свободном влечении к мистическому началу.
В качестве основы метафизики пола и любви, как упоминалось ранее, являются представления о поле и любви античного философа Платона. Его заслугу Н. Бердяев видит в установлении силы божественного Эроса как посредника между здешними и потусторонними мирами и в учении о целостном человеке, распавшемся на две половины и томящемся желанием воссоединиться в единую индивидуальность.
Христианство очень повлияло на мышление Н. Бердяева, в своих трудах он зачастую обращается к учениям Христа, и к тому, как оно отразилось на сознании русского народа.
Непосредственно мужской пол мыслитель не описывает, я думаю потому, что мужчина всегда представлял собой воплощение силы и совершенства, он есть тот, кто утверждает новые веяния культуры, и вообще, он человек, преобразующий бытие, создающий окружающий социальный мир. Мужчину не нужно представлять как-то иначе, он всегда будет лидером в глазах женщин.
Мнение Бердяева, которое сложилось относительно черт, необходимых каждой женщине, достаточно интересно. Культ жeнствeннoсти, противоположный античному культу мужественности, берет свое начало в Средневековой культуре. До Средневекового периода роль женщины была минимальной, она лишь выполняла одну единственную задачу - сохранение домашнего очага и воспитание детей. Русская философия является сторонником этого взгляда и полностью поддерживает его существование и развитие. Собственно современный русский человек не отрекся от такого вида восприятия женщин, на данный момент оно широко используется в различных сферах, таких кaк психология, маркетинг, реклама и др.
Особенно подробно Н. Бердяев останавливается на вопросах, связанных с женским эмансипационным движением. С одной стороны, он одобряет их взгляды, касающиеся освобождения женщины от семейного и мужского рабства, с другой стороны, видит ложную тенденцию женщин-феминисток в их убеждении, что мужчина есть полная индивидуальность, и, чтобы стать человеком, женщине необходимо подражать мужчине, принимать участие во всех сферах жизни общества.
Но мужчина есть только пол, половина индивидуальности, существо не менее реальное, чем женщина. В этом философ видит принижение женского достоинства, отрицание вечной женственности и своего настоящего предназначения. Новое социальное положение женщин в обществе ведет к потере смысла любви, создает поверхностное бытие, которое «проходит мимо глубин пола».
Конечно, для философа, опирающегося на христианство, это является неприемлемым, он не согласен с такого рода изменениями в обществе. Отрекаясь от истинного назначения, женщина теряет «женственность как особую в мире силу», она теряет свою индивидуальность. По сути, такая личность - это «мужчина средних дарований», который приносит совсем малую пользу для общества.
Говоря о половом соединении, Н. Бердяев имеет в виду не физиологическое, а мистическое соединение, некое таинственное утверждение личности. Решение женского вопроса должно быть связано с новой метафизикой пола, восстанавливающей религиозный смысл любви.