Краткая история шрифтов, некоторые термины и определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:00, доклад

Краткое описание

Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.

Вложенные файлы: 1 файл

font.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

В тексте все должно быть прекрасно

 

 

      Поговорка  "по одежке встречают, по  уму провожают" справедлива  и для текстовых документов. Только  в этом случае "одежка" - это  оформление текста, в первую очередь  - шрифт. Взяв в руки рекламную  листовку, раскрыв буклет или взглянув на плакат, вы получите первое впечатление - о них, еще не прочитав ни строчки. Внешний вид документа должен соответствовать содержанию, создавать облик текста. Это серьезная задача для дизайнера.

Краткая история  шрифтов,  
некоторые термины и определения     

 Письменность, как и звуковая  речь, является средством общения  людей и служит для передачи  мысли на расстоянии и для  закрепления ее во времени.  При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление  усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.  
     Термин "шрифт" имеет несколько значений.

1. Совокупность букв, цифр и знаков  определенного рисунка (стиля)  и размера (кегля), служащая техническим  средством воспроизведения речи.  
2. Комплект знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т.д.  
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.     

 Существует  несколько терминов для описания  структуры и размеров шрифта (рис. 4.1).

 
Рис.4.1. Основные элементы начертания шрифта.  
1 - кегль; 2 - засечка; 3 - внутрибуквенный просвет; 4 - верхний  
выносной элемент буквы; 5 - нижний выосной элемент буквы  
6  - базоваялиния или линия шрифта

Кегль - размер шрифта; определяется расстоянием между верхним и нижним выносными элементами. Здесь же учитываются и заплечики - небольшой зазор над верхним и под нижним выносными элементами (понятие досталось нам "в наследство" от металлических литер).  
Пункт - единица измерения высоты шрифта. Один пункт равен 1/72 дюйма.  
Цицеро - единица измерения ширины печатных строк. В одном дюйме 6 цицеро, а в одном цицеро 12 пунктов.  
Интерлиньяж - расстояние между базовыми линиями соседних строк. Измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояний между строками.  
Апрош - межбуквенный пробел. Величина апрошей зависит от кегля: чем крупнее шрифт, тем плотнее кажется текст при одном и том же значении апроша.  
Гарнитура (семейство) шрифта - все вариации шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном. В зависимости от начертания шрифт в гарнитуре может быть светлым, нормальным, жирным, полужирным, прямым, наклонным, узким, широким и т.д. Шрифты одного и того же начертания делятся на шрифты разных кеглей.    

 История  мировой письменности знает четыре  основных вида письма:

∙ пиктографическое (картинное) - самое древнее письмо в виде рисунков;  
∙ идеографическое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма - идеограммы (иероглифы) - представляют собой отдельные слова или целые понятия;

Рис.4.2. Примеры эволюции буквенно-звукового письма

Рис. 4.3. Греческий алфавит с русской транскрипцией   
названий букв


∙ слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) - письмо некоторых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;  
∙ буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, лежащее в основе письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение в фонографическом составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 фонографических знака, в латинском 23, в итальянском 21 и т.д. Знаки алфавитов графически отличаются друг от друга и в своем простейшем, скелетном начертании представляют графемы (графема ≈ неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).     

 Прямым  предшественником русского и  латинского алфавитов является  греческий алфавит, который появился  в VIII в. до н. э. и обрел  относительную завершенность (графическую простоту) к IV в. до н. э. Но первый буквенный алфавит появился значительно раньше, около XVI в. до н. э., на Синайском полуострове. Проживавшие там семитские племена переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм (рис. 4.2), обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы восприняли и усовершенствовали эти идеограммы. Далее буквенно-звуковое письмо перешло к грекам, которые и преобразовали его согласно требованиям своего языка. Очевидно, что графическая структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается сходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита (рис. 4.3)     

 История  развития латинских шрифтов  
      Латинский алфавит ≈ итог длительного развития греческого письма. приведший к появлению письма римского. Латины (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название - латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на, основе греческого, о чем говорят названия некоторых букв и их графика. Сформировался латинский алфавит в 1.в. до н. э., затем в течение многих веков происходила эволюция его графического решения (основа формы оставалась, менялись способы начертания). Объяснялось это поиском более простых и рациональных форм букв для легкости и быстроты их начертания и чтения. Приведем основные вехи развития латинского письма:

∙ капитальное квадратное письмо (I в.): пропорции большинства букв таковы, что они вместе с засечками (serif - поперечные элементы на концах штрихов буквы) вписываются в квадрат (рис. 4.4); буквы размещаются свободно, разрывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии одного корпуса;  
∙ капитальное рустическое письмо: буквы вытянуты в пропорции 5:3; вертикальные линии очень тонкие, горизонтальные штрихи жирные; письмо сплошное, слова в некоторых случаях разделяются точками (рис. 4.5);

Рис.4.4. Римское капитальное квадратное письмо

Рис.4.5. Римское капитальное рустическое письмо


∙ унциальное письмо: в колонке по ширине писалось, как правило, 12 букв (строка); буква составляла 1/12 часть - унцию (uncia) строки. Унциальное письмо отличается округлостью форм и заметными выносными линиями; пропорции букв близки к квадрату; письмо сплошное (рис. 4.6);  
∙ письмо раннего средневековья:    

- каролингский минускул (VIII в.) - самое рациональное и совершенное из всех типов латинского средневекового письма (рис. 4.7);  
    - готическое письмо (XII-XV вв.): его появление совпало с развитием готического стиля. Изменились форма некоторых знаков, пропорции букв, контраст штрихов; сократилось расстояние между строками, отчего картина письма стала очень темной, чтение и написание затруднилось (рис. 4.8);

Рис.4.6. Римский унциал

Рис.4.7. Каролингский минускул

Рис.4.8. Примеры готического письма


∙ гуманистическое письмо (антиква): гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой (рис. 4.9). Старинная антиква (ренессанс-антиква) возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает по времени со стилем барокко; новая, или классицистическая, антиква  получила распространение в  эпоху классицизма:  
∙ египетский, или брусковый  шрифт (рис. 4.10): появился) в Англии в начале XIX в., создан в рекламных целях. Отличительной особенностью является наличие засечек прямоугольной формы, совпадающих по толщине с вертикальными элементами букв:  
∙ рубленый шрифт (рис. 4.11): структура букв такая же, как у антиквы, но совершенно отсутствуют засечки. Среди них выделяются гротески неконтрастные гарнитуры.

Рис.4.9. Гуманистическое письмо (антиква)

Рис.4.10. Египетское письмо


Рис.4.11. Пример рубленного шрифта


История развития русских шрифтов     

 Создателями славянской азбуки  были братья Кирилл (отсюда древнерусское  письмо - кириллица) и Мефодий. Заслуга Кирилла (Константина Философа) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее буквами свистящих, шипящих и йотированных звуков.  
      В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные графические варианты кириллицы:

∙ устав (XI в.) - ранняя форма кириллицы. Буквы имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью (рис. 4.12); в строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было;  
∙ полуустав (XIV в.): буквы округлены, слова и предложения разделены промежутками; появляются сокращения, различные надстроечные знаки, ударения (силы) и система знаков препинания. Письмо приобретает чуть заметный наклон русская вязь - особое декоративное письмо (рис. 4.13);

Рис.4.12.  Древнерусский устав XI в.

Рис.4.13.  Древнерусский полуустав


∙ скоропись (XV в.) - тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания (рис. 4.14); , употреблявшееся с XV в. для выделения заглавий и других целей; (рис. 4.14);  
∙ русская вязь √ особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV в. для выделения заглавных и других целей (рис. 4.15);  
∙ гражданский петровский шрифт - результат реформы алфавита и шрифта, проведенной Петром в начале ХУШ в. Реформа способствовала его удобочитаемости (рис. 4.16).

Рис.4.14. Древнерусская скоропись

Рис.4.15. Декоративное древнерусское письмо (вязь)

Рис.4.16. Гражданский петровский шрифт

Рис.4.17. Русский классический шрифт


 

      В конце  XVIII - начале XIX вв. появились шрифты  классического типа (Рис.4.17). Начиная  с XIX в. графика русских шрифтов  развивалась параллельно с графикой  латинских, вбирая в себя все  новое, что зарождалось обеих  письменных системах.  
      В настоящее время шрифты, используемые для типографского набора, объединены по общим графическим признакам в следующие группы (Рис.4.18):

 
Рис.4.18. Классификация современных типографических шрифов

∙ рубленые - шрифты, не имеющие засечек;  
∙ шрифты с едва наметившимися засечками;  
∙ медиевальные - шрифты с засечками в виде плавного утолщения | концов основных штрихов, по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв;  
∙ обыкновенные - шрифты, характеризуемые контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом;  
∙ брусковые - шрифты, характеризуемые неконтрастными или малоконтрастными штрихами с длинными засечками той же толщины, что и вертикальные штрихи, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением;  
∙ новые малоконтрастные - шрифты, отличающиеся малоконтрастными штрихами с длинными засечками (преимущественно с закругленными концами), соединенными с основными штрихами под прямым углом, или с легким закруглением.    

 Считается, что шрифты с  засечками читаются легче, так  как засечки помогают взгляду передвигаться, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах, оформленных очень большим и, в особенности, очень малым кеглем.  
     Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсивные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью (Рис.19).

 
Рис.4.19. Примеры наклонного и курсивного шрифтов     

 Почти все европейские шрифты, а также шрифты некоторых народов других континентов созданы на следующих графических основах:

∙ на основе русского алфавита построены  шрифты большинства народов Российской Федерации;  
∙ на основе латинского алфавита построены шрифты почти всех народов Западной Европы, Америки, Австралии и Африки;  
∙ на основе арабского алфавита построены шрифты арабских народов, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран;  
∙ многие народы применяют шрифты, построенные на национальной графической основе (Греция, Индия, Израиль).     

 В соответствии с назначением  типографские шрифты подразделяются  на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков: акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шрифты преимущественно декоративные).  
     На рис. 4.20 приведены примеры русских гарнитур. Гарнитуры Академическая, Лазурского, как правило, используются для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский рифт Петровского периода и шрифты эпохи Возрождения); журнальная рубленая - для журналов; "Ижица", "Родео", "Акцент" -для титульных элементов и в рекламе.

Информация о работе Краткая история шрифтов, некоторые термины и определения