Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:15, контрольная работа
1598 год. Россия не имеет царя, а Борис Годунов уже месяц как закрылся в монастыре и отказывается принять престол. Князья Шуйский и Воротынский, обговаривая сложившуюся ситуацию, предрекают, что Борис все же уступит просьбам народа и станет царем.
Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, <…>
И, наконец, по милости своей
Принять венец смиренно согласится...
А.С. ПУШКИН «БОРИС ГОДУНОВ»
Содержание трагедии.
1598 год. Россия не имеет царя, а Борис Годунов уже месяц как закрылся в монастыре и отказывается принять престол. Князья Шуйский и Воротынский, обговаривая сложившуюся ситуацию, предрекают, что Борис все же уступит просьбам народа и станет царем.
Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, <…>
И, наконец, по милости своей
Принять венец смиренно согласится...
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.
События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую со страхом и смиреньем».
С тех пор прошло четыре года. В Чудовом монастыре отец Пимен готовится закончить свою летопись «последним сказаньем». Пимен рассказывает историю убийства царевича Дмитрия, свидетелем которого он был, молодому игумену Григорию. Пимену тяжело видеть на престоле убийцу. Григорий же, задумав самому влезть на престол, убегает из монастыря. Патриарх сразу же издает указ поймать беглеца.
Приставы находят Григория в корчме на границе с Литвой. Но изловчившись, он убегает.
Тем временем уже прошло шесть лет со дня правления Бориса Годунова. Он понимает, что царствование ему радости не приносит, хотя он и старался сделать народ счастливым.
Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, <…>
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им <…>
Я выстроил им новые жилища...
Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят <…>, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).
К Василию Шуйскому доходят вести, что в Кракове объявился человек, который называет себя царевичем Дмитрием и хочет вернуть престол себе. Король литовский пообещал ему помочь. Эти слухи доносит князь Шуйский Годунову. Тот в смятении. Он уже не совсем уверен, что Дмитрий был убит. Но Василий Шуйский, который 13 лет назад исследовал тело убиенного, подтверждает, что царевич был мертв. А между делом упоминает, что на протяжении трех дней труп мальчика выглядел свежо, как будто он спал.
Тем временем в доме Вишневецкого Лжедмитрий (он же сбежавший игумен Григорий) собирает вокруг себя приспешников, которым обещает исполнить их мечты.
Григорий открывает свою тайну дочери воеводы Мнишка Марине. Она высмеивает самозванца. В нем просыпается чувство гордости и Григорий ей дает достойный ответ, и снова называет себя Дмитрием.
Лжедмитрий ведет войска на Русь. Народ взволнован вестью, что царевич может быть жив. Самозванец сначала одерживает победу над русскими войсками, а позже и сам терпит поражение.
Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».
В разгар этой войны Борис умирает, но успевает благословить на царствование своего сына Федора. Многие клянутся ему в верности.
Гаврила Пушкин предлагает Басманову, начальнику русского войска, предать Федора и перейти на сторону Дмитрия. При этом ему обещает и многие привилегии. Басманов колеблется, но со временем все же соглашается на предательство.
Семью Бориса Годунова берут под стражу. Народ жалеет Ксению и Федора Годуновых.
Трагедия заканчивается тем, что боярин Москальский объявляет народу:
«Народ! Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!»
Народ безмолвствует.
Анализ. Проблема совести.
В трагедии поднимаются глубочайшие философские и политические проблемы. Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло. Наравне с этой проблемой Пушкин рассматривает проблемы нравственности и совести. В своем произведении он показывает идеал русского народа, идеал правды и совести.
В экспозиции Пушкин показывает народ равнодушным (ему все равно, кто взойдет на престол), слепым орудием в руках бояр: О чем там плачут? - А как нам знать! то ведают бояре, не нам чета .
Хотя почти все знали, что Борис - цареубийца, его все равно призывали на царство. Им все равно, убийца - царь, он грешник, а не они.
Но когда умирает Борис, над ним свершается Божий Суд, который не заканчивается на смерти главного виновного. В судьбе целой страны не может быть повинен только один человек. Народ тоже согрешил и согрешил сильно, выбрав убийцу на трон. Божий Суд продолжается - теперь страдает народ.
Приходит новый правитель, и люда снова слепо верят ему и идут за ним. Действие близится к развязке, в финальной сцене, как и в экспозиции, снова главную роль играет народ.
Люди вновь по велению бояр готовы избрать себе нового царя. Но на их глазах совершается убийство невинного царевича. И если преступление Бориса Годунова было известно всем по слуху, то тут они сами стали свидетелями нового убийства.
Совершилось новое преступление, народ снова обманут. Но народ уже не тот. Проснулись совесть и сознание. Это сознание и говорит в роковом безмолвии. Этим молчанием народ отвергает неправду, ложь. Бог наказал народ за грех, и теперь они осознали, что пошли по неправедному пути. Перед народом, как и перед Борисом, встает выбор: идти против совести или выбрать правильный путь. Но, в отличие от царя, народ совершает верный выбор.
В трагедии несколько сюжетных линий. Сюжетные линии Бориса Годунова и Григория Отрепьева идут параллельно. Это как бы параллельные пути Царя Бориса и Самозванца. Совесть обоих нечиста, оба персонажа приходят к власти нечестным способом и обоих постигает наказание за содеянное.
В экспозиции трагедии из разговора князей Воротынского и Шуйского мы узнаём о злодеянии Бориса Годунова, совершённом во имя своего восхождения на престол, и о том, что Борис не соглашается «принять венец». Воротынский предполагает: «Конечно, кровь невинного младенца / Ему ступить мешает на престол». Здесь же узнаём и о происхождении Бориса Годунова, которое не давало ему законного права на престолонаследие: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,/ Зять палача и сам в душе палач» .
Народу отводится определённая роль в принятии исторического решения. При этом народ – игрушка в руках бояр и патриарха. Во второй и третьей сценах слышен голос народа, довольно пассивно наблюдающего за происходящим: падают на колени и плачут через силу, потому что так принято, так надо. Третья сцена завершается народным ликованием: «Венец за ним! он царь! он согласился! Борис наш царь! да здравствует Борис!»
Взойдя на престол, царь Борис не только взял на себя гигантский груз ответственности, но и явил пример. А ведь чем больше власть, тем больше ответственность. И если можно Борису, почему нельзя Григорию Отрепьеву? Сцена « Ночь. Келья в Чудовом монастыре» - завязка в сюжетной линии Самозванца. Григорий узнаёт от Пимена о том, что Борис пришёл к власти через преступление. Для Григория это значит, что для достижения власти нет моральных преград.
Григорий делает свой трагический выбор и бежит из монастыря.
Слух о самозванце распространяется постепенно и служит толчком к развитию действия. Борис буквально ошеломлён. В этот момент параллельные, казалось бы, сюжетные линии пересекаются. Борис понимает, что самозванец – орудие «божьего суда».
Описывая события, автор поочередно следит то за одним, то за другим героем, не столько противопоставляя их, сколько сравнивая. При этом на истинно христианскую тему произведения указывает излюбленное число в православной культуре – три. Композиционное своеобразие трагедии Пушкина это и те три попытки, которые даются для того, чтобы царь Борис покаялся и тем самым изменил ход истории. Впервые данную ему возможность царь упускает в момент тронной речи в сцене «Кремлевские палаты». И сразу же первый толчок к роковому возмездию истории: именно в следующей сцене Григорий впервые возбуждается мыслью присвоить себе имя убиенного царевича. Вторая возможность Борису предоставляется в части «Царская дума», когда патриарх рассказывает о явлении чудес у могилы царевича, предлагая перенести останки Дмитрия в Москву, признав в них святые мощи, то есть прославить царевича в лике святых и тем самым покаяться в совершенном злодействе. Но здесь у Бориса своя особенная логика: для царя это равносильно признанию вины. Эта сцена – кульминация в сюжетной линии Бориса. И следующая сцена как следствие предыдущей: поражение царского войска. В последний раз царю Борису предоставляется возможность истинно переменить ход событий и спасти сына-наследника: на пороге смерти царь Борис может и должен принести последнее покаяние, очистив душу. Однако, подчиненный своей логике, отличной от воли Творца, Борис начинает давать наставления Федору. И уже в следующей сцене – расплата за нераскаянность: измена Басманова, а затем народный бунт и гибель царевича – сына Бориса.
Глубоко верующим человеком писатель стал именно в этот период жизни. Возможно, именно тогда происходит переосмысление темы веры в Бога. Всю трагедию пронизывает идея греха и расплаты за него, идея Божьего суда.
Трагедия заканчивается