1.2 Изображение
крестьянской жизни в отечественной
литературе 60-х гг.
Русская деревня.… Когда мы
произносим слово "деревня" сразу
же вспоминается старый дом, покос,
запах свежескошенного сена, необъятные
поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне
и их сильные руки. У многих моих ровесников
есть бабушка или дедушка, которые живут
в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать,
а точнее, работать, мы своими глазами
видим, как трудна жизнь крестьян и насколько
трудно нам, городским, приспособиться
к этой жизни. Но всегда хочется приехать
в деревню, отдохнуть от городской суеты.
Но порой, в наше суетливое время, мы стараемся
не замечать трудностей, возникающих в
современной деревне. А ведь именно они
связаны с наиболее актуальными проблемами
общества — экологией и нравственным
поведением человека.
Многие писатели не
обошли в своем творчестве
судьбу русской деревни. Одни
восхищались деревенской природой,
другие видели действительное
положение крестьян и называли
деревню нищей, а ее избы –
серыми и ветхими. В советское
время тема судьбы русской
деревни стала чуть ли не
ведущей, а вопрос великого перелома
актуален и в наши дни. Нужно
сказать, что именно коллективизация
и ее последствия заставила
многих писателей взяться за
перо. Писатель показывает, как сильно
изменилась жизнь, душа и нравственные
ориентиры крестьянства после
внедрения колхозов и проведение
поголовной коллективизации. В повести
«Матренин двор» А. И. Солженицын показывает
кризис русской деревни, который начался
сразу после семнадцатого года. Сначала
гражданская война, затем коллективизация,
раскулачивание крестьян. Крестьяне были
лишены собственности, они потеряли стимул
в работе. А ведь крестьянство позже, во
время Великой Отечественной войны, прокормило
всю страну. Жизнь крестьянина, его быт
и нравы — все это очень хорошо можно понять,
прочитав произведения писателей-деревенщиков.
Крестьянский реализм (деревенская
проза) — литературное направление русской
прозы (60-х — 80-х гг.); центральная тема
— современная деревня, главный герой
— крестьянин. В 20-х гг. Л. Д. Троцкий выделял
в послереволюционном литературном процессе
писателей, выражавших интересы и воззрения
крестьянства. Он называл этих писателей
«мужиковствующими». Однако крестьянский
реализм, развивавшийся полвека спустя,
не совпадает с этим художественным явлением
20-х гг., потому что деревенская проза на
все явления смотрит сквозь проблемы,
связанные с судьбой крестьянина, прошедшего
горнило коллективизации.
Деревенской прозе уделяли
восторженное внимание критики, издатели,
переводчики. Сам термин «деревенская
проза» был введен советской критикой
в конце 60-х годов ХХ века. Еще до того,
как опустели полки продовольственных
магазинов, до того, как коммунистическая
партия издала «Продовольственную
программу», писатели-деревенщики смело
осудили тогда еще неприкасаемую коллективизацию.
Эта социальная смелость крестьянского
реализма сочеталась с его художественными
достижениями (в частности, вводились
в литературный обиход новые пласты народной
речи, новые характеры, высокие традиционные
нравственные ценности). Согласно художественной
концепции этого литературного направления,
крестьянин — единственный истинный представитель
народа и носитель идеалов, деревня —
основа возрождения страны. Деревенщики
исходили из общечеловеческих идеалов,
которые только и плодотворны в искусстве.
В известном смысле крестьянский реализм
уникален — после середины 30-х гг. это
единственное художественное направление,
допущенное к легальному существованию
в советской культуре рядом с социалистическим
реализмом. Крестьянский реализм сформировался
в самостоятельное художественное направление,
которое стало развиваться параллельно
социалистическому реализму, в ряде постулатов
совпадая с ним. Так, деревенской прозе,
несмотря на отрицание коллективизации,
была не чужда идея насильственного вмешательства
в исторический процесс, а также обязательный
для соцреализма поиск «врагов». В ряде
других отношений крестьянский реализм
расходился с социалистическим реализмом:
деревенская проза утверждала светлое
прошлое, соцреалисты - светлое будущее;
деревенская проза отрицала многие незыблемые
для соцреализма ортодоксальные ценности
— осуждала колхозный строй, не считала
раскулачивание социально плодотворным
и справедливым действием.[2, c. 212]
Глава II. Анализ деревенской
прозы (А. И. Солженицын «Матренин двор»,
В. Г. Распутин «Деньги для Марии»)
2.1 Образ Матрёны
в произведении «Матренин двор»
С приходом писателей-деревенщиков
в русской литературе появились и новые
герои — люди из простого народа, новые
характеры.
Одна из самых любопытных особенностей
«деревенской прозы» – тот тип героя,
который становится в ней основным духовно-нравственным
ориентиром.
Герои «деревенской прозы»
- это коренные сельские жители, натуры
мягкие и цельные, совестливые, добрые
и доверчивые, высоконравственные, добрые
люди, способные на самопожертвование.
Тип героя-праведника – это морально-этический
эталон, по которому настраивает свою
лиру автор. «Праведники» – в «деревенской
прозе», как правило, старики или, во всяком
случае, очень немолодые люди. С точки
зрения авторов, сельская молодежь, не
говоря уже о городской, уже тогда утрачивала
эти качества.
Одним из первых типов «праведников»
стала Матрена из произведения А. Солженицына
«Матренин двор». Авторское название рассказа
– «Не стоит село без праведника». Матрена
- хранитель деревенского типа жизни. Она
олицетворяет освященный вековыми традициями
стереотип жизненного поведения. В своем
произведении писатель не дает подробного,
конкретного описания героини. Лишь
одна портретная деталь постоянно
подчеркивается автором – «лучезарная»,
«добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.
Тем не менее, к концу рассказа читатель
представляет облик героини.
Уже в самой настроенности фразы,
подборе «красок» чувствуется авторское
отношение к Матрене: «От красного
морозного солнца чуть розовым залилось
замороженное окошко сеней, теперь
укороченных, – и грел этот отсвет
лицо Матрены». И далее –
уже прямая авторская характеристика:
«У тех людей всегда лица хороши,
кто в ладах с совестью своей».
Запоминается плавная, певучая,
исконно русская речь Матрены, начинающаяся
«каким-то низким теплым мурчанием, как
у бабушек в сказках». Весь окружающий
мир Матрены в ее темноватой избе с большой
русской печью – это как бы продолжение
ее самой, частичка ее жизни. Историю «колотной
житенки» Матрены автор-рассказчик
разворачивает не сразу. По крупицам,
обращаясь к разбросанным по всему
рассказу авторским отступлениям и комментариям,
к скупым признаниям самой Матрены,
собирается полный рассказ о
нелегком жизненном пути
героини. Много горя
и несправедливости пришлось ей
хлебнуть на своем веку: разбитая
любовь, смерть шестерых детей, потеря
мужа на войне, адский, не
всякому мужику посильный труд в деревне,
тяжелая болезнь, горькая обида на
колхоз, который выжал из нее все силы,
а затем списал за ненадобностью, оставив
без пенсии и поддержки. В
судьбе одной Матрены сконцентрирована
трагедия деревенской русской женщины
– наиболее выразительная. Но удивительно!
– не обозлилась на этот мир Матрена,
сохранила доброе расположение духа, чувства
радости и жалости к другим,
по-прежнему лучезарная улыбка просветляет
ее лицо. Одна из главных авторских
оценок – «у нее было верное
средство вернуть себе доброе
расположение духа – работа». [10,
c.4]За четверть века в колхозе
наломала спину себе она
изрядно: копала, сажала, таскала огромные
мешки и бревна. И все это «не за
деньги – за палочки. За палочки трудодней
в замусоленной книжке учетчика». [10, c.4]Тем
не менее, пенсии ей не полагалось,
потому что, как пишет с
горькой иронией Солженицын, работала
она не на заводе – в колхозе. И на старости
лет не знала Матрена отдыха:
то хваталась за лопату, то уходила
с мешками за болото накосить
травы для своей грязно-белой
козы, то отправлялась с другими
бабами воровать тайком от колхоза
торф для зимней растопки. Жила
она бедно, убого, одиноко – «потерянная
старуха», измотанная трудом и болезнью.
Родные почти не навещали её, опасаясь,
что Матрена будет просить у
них помощи. Все хором осуждали
Матрену, что смешная она и глупая, на других
бесплатно работающая, вечно в мужичьи
дела лезущая.
У Матрены непростая трагическая
судьба. И тем сильнее становится ее образ,
чем больше раскрываются тяготы ее жизни.
И в тоже время, в ней нет ярко выраженной
индивидуальности. Но зато, сколько доброты
и жизнелюбия! В конце произведения автор
говорит о своей героине слова, характеризующие
ее назначение: “Все мы жили рядом с ней
и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город. Ни вся земля наша”. [10,c.220]
Несмотря на множество не связанных
с нею событий, Матрена является главным
действующим лицом. Вокруг нее развивается
сюжет рассказа. В ее внешности есть, да
и было в молодости, что-то нелепое, странное.
Чужая среди своих, она имела свой собственный
мир.
Сам автор, пройдя сложный и
разнообразный жизненный путь, повидав
много разных людей, обосновал в своем
сердце образ женщины - прежде всего человека:
той, что поддержит и поймет; той, что, имея
свою внутреннюю глубину, поймет и твой
внутренний мир, воспримет тебя таким,
каков ты есть.
Солженицын не случайно упоминает “праведника”
в рассказе “Матренин двор”. Это может
с какой-то стороны относится ко всем положительным
героям. Ведь все они умели смириться с
чем бы то ни было. И в то же время оставаться
борцами – борцами за жизнь, за доброту
и духовность, не забывая о человечности
и нравственности.
Солженицын о замысле своего
рассказа говорил так: «Я не брал на себя
смелость и не пытался описывать деревню,
а написал поэму о бескорыстии. Именно
в бескорыстии я вижу важнейшую черту
нашего времени, о нем мне хочется писать
и дальше. Принцип материальной заинтересованности,
честно говоря, не кажется мне органически
нашим». [9, c.158]
2.2 Образ Егора Прокудина
в произведении «Калина красная»
Автор, который призывает читателя
быть добрее, душевнее друг с другом, был
В. М. Шукшин - это был человек с многогранным
талантом: актер, режиссер, писатель.
От всех его созданий веет душевной теплотой,
искренностью, любовью к людям.
Однажды писатель скажет: "Каждый
настоящий писатель, конечно же, психолог,
но сам больной". Вот этой-то болью
за людей, за их порой пустую
и никчемную жизнь, проникнуты рассказы
Шукшина.
Егор Прокудин (воровская кличка — Горе) —
главный герой повести, «сорокалетний
стриженый» уголовник, отсидев очередной
срок (пять лет), освобождается из заключения
и по стечению обстоятельств вынужден
поехать в деревню к девушке Любе, с которой
познакомился по переписке. Едет он с намерением
передохнуть после заключения. Всерьез
к своей поездке и к тому, что говорил при
расставании с начальником колонии («Сельским
хозяйством займусь, женюсь»), Егор не
относится. «Никем больше не могу быть
на этой земле — только вором», — почти
с гордостью говорит он о себе. О Любе же,
к которой едет, думает так: «Ах ты, лапушка
ты моя!.. Я хоть отъемся около тебя... Дорогуша
ты моя сдобная!.. Задушу в объятиях!.. Разорву
и сховаю! И запью самогонкой. Всё!» [11,c.15]
Но, оказавшись в знакомой по детству деревенской
жизни, среди — чужих до того, но оказавшихся
неожиданно родными — людей (Люба, ее родители,
Петр), обнаружив неожиданную власть над
собой самого уклада деревенской жизни
и взаимоотношений, Егор вдруг почувствовал
невыносимую боль оттого, что жизнь его
прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную
попытку переломить судьбу — становится
трактористом, живет в доме Любы как ее
муж. С образом Егора связана главная тема
не только этой повести, но, может быть,
и всего творчества Шукшина — драматизм
людских судеб в стране, развороченной
войной и социальными экспериментами;
бесприютность человека, потерявшего
естественный для него образ жизни и среду
обитания. Эмоциональный фон разработки
этой темы: «обида» за русского мужика,
и шире — «обида за человека вообще», за
человека, сломанного обстоятельствами.
Егор рос в деревне без отца, с матерью
и пятью братьями и сестрами. В голодное
для семьи время подростком он уезжает
в город. Уезжает со страшной обидой на
людей, на их бессмысленную жестокость.
Однажды их единственная корова, кормилица
Манька, пришла домой с пропоротым вилами
боком. Кто-то просто так, по злобе лишил
шестерых сирот кормилицы. Первым, кого
встретил Егор в городе и у кого учился
пробиваться к настоящей, красивой жизни,
был вор Губошлеп. И вроде как пробился
Прокудин «Иногда я бываю фантастически
богат», — рассказывает он Любе. Праздника
хочет душа Егора, воли и красоты. «Не выносил
он в людях унылость, вялость ползучую.
Оттого, может, и завела его житейская
дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду
тянулся к людям, очерченным резко, хоть
иногда кривой линией, но резко, определенно».
[11,c.286] Постепенно Егор выясняет, что не
того просила его душа. «Я эти деньги вонючие
... вполне презираю». [11,c.160] Плата за воровскую
вольницу оказалась непомерной для
него ощущение изгойства среди нормальных
людей, необходимость врать. «Я бы не хотел
врать <...> Мне всю жизнь противно врать
<...> Я вру, конечно, но от этого <...>
только тяжелей жить. Я вру и презираю
себя. И охота уж добить свою жизнь совсем,
вдребезги, только бы веселей и желательно
с водкой».[11,c.158] Тяжелейшим испытанием
оказалась встреча с брошенной им матерью,
подслеповатой старушкой Куделихой. Егор
не проронил ни слова, только поприсутствовал
при разговоре Любы и матери. От всей его
яркой, рисковой, временами богатой и вольной
жизни ничего не осталось в душе, кроме
тоски. В облике Егора Прокудина постоянно
подчеркивается его «запаленность» жизнью.
Веселье, которому предается он на воровской
малине, надрывное, истерическое. Попытка
устроить в городке на свои деньги пьяный
громкий загул кончается его ночным бегством
в деревню, к Любе и ее брату Петру, — очень
уж убог и противен для него вид собранных
«для разврата» людей. В Егоре борются
его крестьянская закваска и искореженная
воровской жизнью натура. Самое трудное
для него - обрести душевный покой: «Душа
у меня... наскипидаренная какая-то». По
словам Шукшина, Егор умер оттого, что
понял: ни от людей, ни от себя прощения
ему не будет.
Егор Прокудин в "Калине красной"
- образ человека, глубоко переживающего.
Из темного воровского мира он шагнул
в новое и светлое. Его душа осталась
чистой, он не хочет возвращаться в
прошлое. Автор показывает, что
истинная доброта и нравственность не
могут исчезнуть.
Герои рассказов Шукшина все
разные: по возрасту, по характеру, по образованию,
по социальному положению, но в каждом
из них видна интересная личность. Шукшину,
как никому другому, удалось глубоко показать
не только образ жизни различных людей,
но с удивительной проницательностью
раскрыть моральный облик, как негодяя,
так и честного человека. Действительно,
проза Василия Шукшина может служить своеобразным
учебным пособием, которое учит избегать
или не повторять многих ошибок.
2.3 Авторская позиция
Авторское отношение - безоговорочное
приятие, поэтизация героя. В своих героях-праведниках
авторы видят точку опоры в современной
жизни, то, что нужно спасти и сохранить.
И благодаря этому – спастись самим.
Имя Александра Исаевича Солженицына
еще несколько лет назад было запрещено,
но в настоящее время мы имеем возможность
восхищаться его произведениями, в которых
он демонстрирует исключительное мастерство
в изображении человеческих характеров,
в наблюдении за судьбами людей и понимании
их. Книги Солженицына проникнуты безграничной
любовью к Родине и в то же время полны
боли и сострадания за нее. В его творчестве
мы встречаем трагедию тюрем и лагерей,
арестов невиновных граждан, раскулачивание
трудолюбивых крестьян. Это та трагическая
страница отечественной истории, которая
нашла отражение на страницах этого автора.
Особенно ярко все это раскрывается в
рассказе Матренин двор. «Матренин двор»
– это рассказ о беспощадности человеческой
судьбы, злого рока, о глупости советских
порядков, о жизни простых людей, далёких
от городской суеты и спешки, – о жизни
в социалистическом государстве. Этот
рассказ, как замечал сам автор, «полностью
автобиографичен и достоверен», отчество
рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством
А. Солженицына – Исаевич. Он пишет о жизни,
основываясь на личном опыте, пишет именно
о себе, о пережитом и увиденном. Автор
показывает нам жизнь такой, какова она
есть (в его понимании). Солженицын говорит
о несправедливости, а также о слабости
характера, излишней доброте и о том, к
чему это может привести. В уста Игнатича
он вкладывает свои мысли и свое отношение
к обществу. Герой рассказа пережил все,
что пришлось перенести самому Солженицыну.