Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:45, курсовая работа
Отношение отца и сына сложны и многогранны. Ученый, культуролог Владимир Варава в предисловии к своей книге пишет «Смерть отца.. что может быть страшнее, ужаснее, невыносимее этого? Это событие по своей сути сродни смерти Бога. Как будто надломлен ствол самого бытия и бездна пустоты и мрака разверзлась над тобой во всей своей ужасающей немоте». В книг «Бог мелочей» речь идет не о переживаниях смерти отца. Здесь проблема намного шире, намного сложнее.
Есть одна очень поучительная
история, это исторический факт. Мусульманский
император Акбар спросил
И Акбар заметил, что когда он входил вместе со своей юной дочерью, умирающий человек смотрел на лицо молодой девушки. Таким образом Акбар понял: "Да, то, что сказал Бирбал, - это правда. До самой смерти есть желание наслаждаться лицом молоденьких девушек". Если человек не использует свои молодые годы для совершения аскез, тогда его чувства не будут контролируемы, и даже в старости в сердце останется много похотливых желаний, но он ничего не сможет сделать с ними.
Что же такое эти духовные взаимоотношения в материальном мире между душами, закованными в телесную оболочку, - тело? Это общение без попадание в зависимость от самого общения. Общение приносит человеку великое наслаждение, может быть очень приятным и затягивающим, но именно это и является проблемой. Фактически, затягивающие отношения ничем не отличаются от алкоголизма или наркомании. Человек должен научиться общаться в материальном мире так, чтобы не попадать в полную зависимость от этих отношений. Зависимость может быть только от Бога, более того, человек должен стремиться к духовной зависимости, и это будет возможным при отсутствии зависимости материальной. Одном словом, от кого мы зависим - туда мы после смерти и пойдём.
Зависимость от мира страданий- это и есть истинная причина, по которой мы не можем почувствовать свою зависимость от Бога, нам мешает зависимость от мира материального, от еды, от сна, от денег, от работы, от семьи, от государства, от нашего собственного тела. Это вовсе не значит, что человек должен отказаться от всего этого, вовсе нет, более того, он должен вести себя абсолютно адекватно и гармонично, как истинный джентльмен, так, чтобы всё общество было им довольно, чтобы тело было здорово, а родные и близкие счастливы, но не попадая в полную зависимость от всего этого. Это называется трезвость сознания, ясное понимание, что всё, что связано с материальным телом, - временное, а потому требует только части нашей привязанности. Основные отношения находятся в зоне духовного развития, так как являются вечными и не уничтожаются со временем.
Такие истинные взаимоотношения, истинная привязанность выражается в полном раскаянии, в признании своей ошибки привязанности к временному и бренному. Человек просто плачет от горя, понимая, как далеко сам отошёл от своей божественной любви, как глубоко запутался во временном и бренном. Наше тело должно быть заполнено слезами раскаяния, и когда оно наполнится до краёв, мы вернёмся обратно, назад к Богу. Это не значит, что мы перестанем любить своих близких, нет, мы только тогда и начнём их любить по-настоящему, понимая, что наше родство не телесное, а духовное, что мы не родственники по фамилии, а мы братья и сёстры, мы все дети Бога, и должны любить друг друга любовью не материальной, а духовной, то есть постоянной и осмысленной.
Глава 4. Отец как носитель кризиса сознания на примере романа Арундати Рой «Бог мелочей»
В романе «Бог мелочей» смешано все чувства, мысли, время и сознание. У романа особый хронотоп. Автор самостоятельно управляет временем и пространством. Сначала он рассказывает о 30-ти летних героях, потом возвращается в их детство, потом вновь переходит во взрослую жизнь. В романе задействовано много мифологических мотивов.
В этом романе показана история одной семьи. Арундати Рой рассказала про всех членов семьи. И у каждого из представителей семейства есть своя уникальная история.
Особым образом складываются отношения между главными героями- Эстой, Рахель и их отцом. Важно понимать, что рассматривать и можно только вместе. Нельзя отделить одного от другого, так как они сами себя позиционируют, как нечто целостное. По крайней мере, до разлучения.
Отец Эсты и Рахель был человек неплохой,но очень много пил.
«Их отец валялся пьяный на жесткой скамейке в больничном коридоре. К тому времени как близнецам исполнилось два года, пьянство отца, усугубляемое скукой чайных плантаций, довело его до алкоголического ступора. Целые дни он пролеживал в постели, не выходя на работу», пишет автор.
Отношения между детьми и родителями в этом романе многогранны, неоднозначны. Велья Папан любил Велюту. Он был для него младшим, любимым сыном. Он переживал за него, боялся, что тот что-нибудь натворит. Так и произошло.
«Велья Папан пытался предостеречь Велютту. Но поскольку он не умел объяснить, что именно его беспокоит, Велютта превратно понял его бестолковую тревогу. Ему показалось, будто отец завидует его природному таланту и ранней выучке. Продиктованная добрыми намерениями забота Велья Папана быстро выродилась в придирки и перепалки, и отношения между отцом и сыном стали натянутыми. Велютта, к немалому смятению своей матери, стал все меньше бывать дома».
Когда отец узнал, что Велюта встречается с Амму (а она была прикасаемой, ему нельзя было даже трогать ее), он первым делом пошел и рассказал все бабушке Крошке-кочамме. Отец готов был убить собственного сына, потому что боялся за свою жизнь, боялся за свою семью.
«Велья Папан рассказал Маммачи о том, что увидел. Он принялся молить Господа о прощении за то, что взрастил чудовище. Он вызвался пойти и убить сына голыми руками. Разрушить то, что сам создал».
Показательны отношения в семье Амму и Чакко. С одной стороны здесь затронута тема пьянства, безразличного отношения отца к своим детям.
«Подрастая, Амму смотрела, как ее отец плетет свою отвратительную сеть. С гостями он был само обаяние, сама светскость, а если они были европейцами, его манеры становились почти заискивающими - именно почти. Он жертвовал деньги сиротским приютам и лепрозориям. Он шлифовал свой показной облик утонченного, щедрого, добродетельного мужчины. Но наедине с женой и детьми он превращался в грубое чудовище, полное гнусных подозрений и зловредной хитрости. Он бил их и унижал, а потом им приходилось выслушивать хвалебно-завистливые речи знакомых и родственников о том, какой замечательный им достался муж и отец».
Также в данном отрывке автор очень ярко описывает отношения в семье:
«На единственной фотографии отца, какую они видели (Амму только раз далаим взглянуть на нее), он был в белой рубашке и в очках. Он выглядел симпатичным, аккуратным крикетистом. Одной рукой он придерживал Эсту, сидящего у него на плечах. Улыбающийся Эста опустил подбородок отцу на голову. Другой рукой Баба поднял и притиснул к себе Рахель. Та выглядела обиженной и дрыгала в воздухе Малышевыми ножками. Их черно-белые щеки кто-то разрисовал розовым.
Амму сказала, что он взял их на руки только ради снимка и что даже в ту минуту он был настолько пьян, что она боялась, как бы он их не уронил. Она стояла совсем рядом, чуть-чуть за краем карточки, готовая, если что, подхватить их».
Отношения Чакко со своим
отцом также очень
«Навязчивая идея чистоты была единственным различаемым в Эсте положительным проявлением воли. Единственным слабым указанием на то, что он, может быть, не вовсе лишен Желания Жить. Еле слышным шепотком отказа довольствоваться чужими объедками. У окна, придвинутая к стене, стояла гладильная доска с утюгом. Ворох смятой, сморщенной одежды ждал утюжки».
Все
эти сложные и неоднозначные
отношения детей и отцов
Я считаю, что на Эту повлияли еще и отношения с Веллютой. Потому что и его он считал в некотором роде своим отцом. Он любил его. Он считал его своим другом. Веллюта рассказывал Рахель и Эсте истории. Но именно Эсте пришлось свидетельствовать против Веллюты. Крошка-кочамма вынудила его, запугала.
Автор пишет,что именно в тот день в жизни детей все изменилось: смерть Софии-моль, избиение Веллюты. Предательство Эсты и многое другое, что с этим связано. Все произошло в один момент. Конец романа доказывает всевластие любви над смертью « В ту первую ночь после приезда Софи-моль Велютта смотрел, как любимая одевается. Кончив, она присела перед ним на корточки. Легонько потрогала пальцами его кожу и почувствовала, как по ней бегут мурашки. Провела по его телу линии гусиной кожи. Как мелом плашмя по школьной доске. Как порывом ветра по рисовому полю. Как реактивным самолетиком по голубому церковному небу. Он взял ее лицо в руки и притянул к своему лицу. Закрыв глаза, вдохнул запах ее кожи. Амму засмеялась»
Заключение
Проблема взаимоотношений между поколениями, проблема "отцов и детей" не нова. Она возникла уже давно. Каждое новое поколение пытается найти что-то свое в этой жизни, свой путь, не похожий ни на что. При этом возникают новые ценности, новые взгляды, новые приоритеты.Конфликт «отцов» и «детей» актуален в любую эпоху. У разных поколений всегда отличаются взгляды на многие вещи и само отношение к жизни.
Семья - это маленькая ячейка, которая держится на взаимопонимании, на уважении друг к другу, не говоря уже о любви и преданности. Не будет этого, не будет и семьи.Внутренний стержень любой семьи - основы, устои, обычаи.
Таким образом, именно отец является причиной кризиса Эсты. Именно это повлияло на него наиболее сильно. Эста стал не просто замкнутым он стал помешанным на чистоте, не говорил много лет ни с кем. Кажется, что он просто перестал существовать. В романе даже не присутствуют мысли этого героя. Есть только история его жизни.
Главный герой сходит с ума. У него уже больше нет такой связи со своей сестрой. Зато появляется другая связь. Плотская. Это показатель деградации личности и полного непонимания происходящего.
Список использованной литературы
1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ " Маркетинг", Новосибирск: ООО " Издательство ЮКЭА", 2000
2. Васильев Л.С. История Востока.
3. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. М., 1988.
4. Гуревич П.С. Культурология. - М. : Гардарики, 2001.
5. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002
6. Кармин А.С. Культурология. - СПб. : Лань, 2003
7. Костина А.В. Культурология. - М. : КноРус, 2005
8. Культурология. Учебное
9. Культурология: теория и история культуры. Под ред. И.Е. Ширшова.-Ин.:БГЭУ, 2004
10. Культурология. История
11. Мифологический словарь./Гл. редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991
12. Шишова Н.В. История и культурология. - М. : Логос, 2000.Список литературы:
13. А. Рой. «Бог мелочей».
14. В. Варавва «Пылинки», Воронеж, 2011
15. М. К. Мамардашвили “Интеллигенция в современном обществе”
Информация о работе Кризис сознания отца в романе Арундати Рой