Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:01, лекция
Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы на рубеже веков. Распространение социалистическитх идей в среде английской интеллигенции (Б. Шоу, Г. Уэллс, У. Моррис). Сложность литературной ситуации в Англии на рубеже веков.
Критический реализм в английской литературе. Дж. Мередит (1828-1909): гражданский пафос произведений 70-х годов (“Карьера Бьючемпа”,1875). Подробности и формы внутренних переживаний героев, интерес к умственно-речевым процессам и ассоциативному мышлению с его произвольными движениями (роман “Эгоист”, 1879). Демонстрация замкнутости изображения внутренней жизни в романах 80-90-х годов (“Трагические комедианты”, “Диана из Кросуэйз”, “Лорд Ормонт и его Оминта”).
Социо-культуральная панорама Англии на рубеже веков.
“Аналитический” реализм в литературе Англии.
Творчество Б. Шоу
Литература Индии. Реалистические тенденции в творчестве Бонкимчондры Чоттопадхая (1838-1894, основоположника исторического романа в Индии). Основоположник современной маратхской прозы Харинараян Апте (1864-1919), патриотическая поэма “Голос Индии” Майтхилишарана Гупты (1885-1964), поэзия патриота Муххаммада Икбала (1877-1938). Творчество Рабиндраната Тагора (1861-1941) – писатель и общественный деятель. Концепция “джибон-дебота” (“божества жизни”), к которому Тагор обращается, прося у него защиты и благословения, призывая его обратить свое взор на страдающую землю. Новеллистическое творчество Тагора. Философский роман “Гора”. Проблема взаимоотношений индийской и западноевропейской культуры в романе. Воплощение концепции “джибон-деботе” в философской лирике Р. Тагора (поэтический сборник “Гитанджали”).
Японская литература. Падение системы военно-феодального правления в Японии. Обреченность “охранительной” политики после революции Мэйдзи. Сочетание средневекового мировоззрения и новых, капиталистических, отношений. Японские просветители 70-х годов против канонических представлений о нормах поведения и морали, их роль в пробуждении в человеке стремления к независимости, к вере в собственные силы. Практическая направленность литературы, сугубо просветительский характер сказались на “стихах новой формы” (сборник 1882 г.): образцы “длинного стиха”(отличие от танка и хокку), в которых формальный признак (неограниченное число строк) связан с новыми идеями. Переводы на японский язык Теннисона, Логфелло, Шекспира. Сборник переводов “Образцы прошлого” (1889). Творчество Цубоути Сёё (1859-1935), трактат “Сущность романа (1885)”. Творчество Нацумэ Сосэки (1867-1916)- классика японской литературы рубежа веков (начало ХХ века называли “годами Нацумо”). Привязанность к родной литературе, к эстетике “дзен”, которая лежит в основе японского искусства, придают его творчеству характер сдержанности, простоты и непосредственности. Требованиям “синдзенсюги” Нацумэ противопоставляет традиционную эстетику, определяемую понятиями “тэйкай” (“бродить в задумчивости с опущенной головой”) и “ёю” (“обладать широтой взглядов и свободой духа”). Писать в духе “тэйкайсюми” – свободно отрешившись от мирской суеты, передавать красоту мира. Школа Нацумэ – “ёюха”, “тэйкайха”. Признание Нацумэ только тех произведений, где есть “ёю” или “тэйкай”, т.е. вещи, написанные в свободной манере, способные выявить красоту в простом и обыденном. Роман Нацумэ “Ваш покорный слуга кот” (1905) – роман-памфлет на современный мир. Форма гротеска, герой –ученый кот, от имени которого ведется повествование. Тон романа- насмешливый, едкий, новые для литературы Яплнии приемы сатиры (влияние английских сатириков 18 в.). Наблюдения Кота (о “сверхчеловеке” Ницше, о “философии одежды” Карлейля, о праве человека на свободу и т.п.). Неутешительный вывод Кота:”И в себе, и в моих соседях, и в учителях, и в политических деятелях – во всех я распознаю животных. Все кругом – только воплощение различных видов животных, приспособишихся к условиям общества ХХ века, ничего более. Смеясь над ними, я тем самым смеюсь над собой, и в моем смехе есть привкус горечи. Это только жестокая насмешка над свойственным нам лицемерным желанем приукрасит себя”. Пнвесть Нацумэ “Мальчуган” (1906). Неудавшаяся карьера честного, но простодушного молодого человека. Мучительные поиска Нацумэ причин трагизма человеческой жизни. Глубокое проникновение во внутренний мир человека. Этические проблемы, проблемы совести и эгоизма – основа трилогии “Сансиро” (1908), “Затем” (1909), “Врата” (1910). “Сансиро” - роман о студенческой жизни Токийского университета. Герой – молодой человек, преисполненный высоких стремлений. “Затем” - человек в летах, искушенный жизнью, потерявший к ней интерес, позиция сознательного бездействия: “Ничему в жизни не стоит удивляться, нужно стоять в столроне от общества, потому что переделать его невозможно”. “Врата” - роман отчаяния: “Он не был человеком, способным войти во врата. Но он не был человеком, способным смириться с тем, чтобы не входить во врата. Он был несчастным человеком, который должен был ждать заката, остановившись у врат”. Страх героя перед будущим. Бездействие от неверия в эффективность действия. Роман "Сердце" (1914). Функция эпиграфа (“Сердце – властелин человеческого существа”). Апофеоз индивидуализма и свидетелсто его краха, столкновение добра и зла – эгоизма и совести. Роковая сила столкновения для человека мыслящего, образованного и чувствующего, но ненужного, бездеятельного, терзаемого самоанализом и кончающего жизнь самоубийством. Идея “тупиковой” ситуации для японской интеллигенции. Подведение итогов в романе “Придорожная трава” (1915): “Нет, видимо, благополучный исход невозможен! То, что произошло однажды, длится бесконечно… Меняются только формы, и никто не понимает, в чем причина событий…”. Вляние Нацумэ на творчество Акутагавы Рюноскэ, Абэ Дзиро, Кобо Абэ.
Китайская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков. Писатели и поэты “опиумных ” войн. Влияние конфуцианства на творчество. Китайско-французская война 1884-1885, японо-китайская война 1894-1895, Ихэтуаньское (“боксерское”) восстание 1899-1901 г. Революция 1911-1913 гг. Свержение маньчжурской монархии, “Движение 4 мая” (1919). Бурная обстановка – причина отставания китайской литературы от многих литератур. Развитие в литературе просветительства. Лишь в начале ХХ века развивается романтизм и реализм. Поэзия Хуана Цзунь-сяня (1848-1905). Проза Китая на рубеже веков: сатирический (“обличительный”) роман Ли Бао-цзя (1867-1906) “Наше чиновничество”. Романы У Во-яо “Странные события за двадцать лет”, “Секрет богатства”, повести “Море скорби”, “Пепелище”, “Перемены чувств”. “Разговорная” драма европейского типа общества “Весеннее солнце” (Шанхай).
Тема № 14. Личность и масса в творчестве Хосе Ортеги-И-Гассета.
1. Философские взгляды Х. Ортеги-И-Гассета.
2. “Восстание масс”: элита и масса.
3. Футурологические прогнозы писателя-философа.
Литература
Х. Ортега-И-Гассет “Восстание масс” / Избранное. – М., 2002
Давыдов Ю. Искусство и элита. – М., 1966
Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-И-Гассета. – М., 1978
Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Х. Ортеги-И-Гассета. – М., 1998
Х. Ортега-И-Гассет Эстетика. Философия культуры (История эстетики в памятниках и документах). – М., 1991
Ортега-И-Гассет Х. (1883-1955) – испанский философ, публицист и общественный деятель. Журналисткая деятельность. Основатель Института гуманитарных наук, противник франкизма. Влияние на Х. Ортегу-И-Гассета марбургской школы неокантианства. Неокантиантский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры как жизненное выражение субъекта в историческом бытии. Антропологический пожход в философии. Влияние философии М. Хайдеггера: бытие как духовный опыт непосредственного переживания, как “вслушивание в жизнь с помощью “жизненного разума”. Теория “Рациовитализма” как синтез различных философских концепций.
Труд “Восстание масс”: духовная элита, творящая культуру, и “массовидная” личность, довольствующаяся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями. Разобщение в ХХ веке “элиты” и “массы”. Теория модернизма в работе “Дегуманизация искусства” (1925). Проблема “массового общества” и “массовой культуры”. Прогноз Х. Ортеги-И-Гассета: начало ХХ века – восстание масс, середина ХХ – победа масс, конец ХХ века – озверение масс.
Значение философско-литературной деятельности Х. Ортеги-И-Гассета для современного литературного процесса.
Тема № 15. Литература стран Латинской Америки в конце Х1Х- начале ХХ века.
1. Социокультуральный аспект темы.
2. Реализм в странах Латинской Америки.
3. Творчество Х. Марти.
Литература
История всемирной литературы: В 9-ти т. – Т. 7-8. – М., 1991-1994
Зарубежные писатели: Биобилиографический словарь: В 2—ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1997
Западное искусство ХХ века. – М.,1978
Борьба народов Латинской Америки за национальное освобождение и культурную самобытность. “Литературный американизм” как культурный феномен латиноамериканских стран. Зарождение реализма в литературах латиноамериканского региона (А. Блест Гана, Э. Да Кунья). Латиноамериканский “модернизм” в поэзии континента (Р. Дарио, Р. Хаймес Фрейре, Э. Карриего и др.). Традиции французских парнасцев и символистов в поэзии “модернизма”. Х. Марти (1853-1895) – кубинский писатель, журналист, политический деятель. Богатое творческое наследие Х. Марти: лирические стихи () сборники “Исмаелильо” (гимн отцовской любви к малолетнему сыну), “Свободные стихи” (революционные и тираноборческие мотивы), “Простые стихи” (лирический дневник), простота формы, искренность переживаний. Прозаическое творчество Х. Марти (роман “Пагубная дружба”, пьесы “Прелюбодейка”, “За любовь платят любовью”. Значение Х. Марти как стилиста и реформатора испанского языка. Стихи и проза Х. Марти полны стилистических находок, пластичны и предметны, проникнуты лирическим чувством, афористичность творчества Х. Марти.
Заключение.
Общие закономерности литературного процесса “рубежа веков”. Традиции и новаторство в литературе конца Х1Х-начала ХХ века. Историко-культурное значение периода “Литературы ХХ века” (1871-1917 г.г.).
Информация о работе Критический реализм в литературе Англии 1871-1917 гг