Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:11, контрольная работа
Применение науки подарило человеку благоустроенный дом и научило его вести в нём здоровый образ жизни… Теперь оно может позволить ему правильно организовать большой объём знаний и подняться к мудрости человеческого опыта.
Принцип интегративности, постулирующий необходимость органичного взаимодействия образовательных и библиотечных учреждений в рамках единых программ информационного образования.
Принцип деятельностного подхода, ориентирующий образование на информационные потребности учащегося, связывающий обучение с информационными задачами пользователя.
Принцип технологического подхода, подразумевающий, что формирование информационной культуры личности происходит путём применения массовой и воспроизводимой педагогической технологии, включающей определённую совокупность методов и средств и направленную на достижение чётко сформулированного результата.
Принцип непрерывности, предполагающий, что информационное образование должно организованно осуществляться на всех уровнях, от дошкольного до послевузовского.
Авторы пособия называют нескольких базовых условий реализации этих принципов. По их мнению, в систему образования должна войти специальная учебная дисциплина «Основы информационной культуры личности», снабжённая полноценным учебно-программным, учебно-теоретическим, учебно-практическим и учебно-методическим аппаратом. Кроме этого, формирование информационной культуры должно предполагать использование разнообразных информационных средств, как современных, так и традиционных. Также необходимым условием создания системы полноценного информационного образования является организация специальной подготовки кадров, сочетающих в себе знания и умения библиотекаря и педагога.
Какое место занимает культура чтения в программе разработанного курса? Из пяти основных разделов три первых предполагают обучение работе с литературой, основам библиографии и библиотековедения. Учащиеся знакомятся с видами документов и литературы, с основными видами аналитико-синтетической переработки информации, с их применением в учёбе, получают представление о Государственной системе научно-технической информации. Второй блок посвящён различным видам информационного поиска и завершается темой, рассматривающей библиотеку как информационно-поисковую систему. Третий блок ориентирован на работу с источниками информации, отдельные темы в нём посвящены структуре и свойствам текста, логико-психологическим основам чтения. Примечательно, что для освоения неклассических информационных технологий в программе курса выделяется только один блок, последний из пяти. Такое соотношение обоснованно, если учесть, что для современной социокультурной ситуации характерно заметное падение интереса к традиционному чтению. Главный редактор старейшего профессионального журнала «Библиотека» С. Самсонов в своём интервью характеризует положение: «Во-первых, целые социальные группы фактически перестали читать. Во-вторых – качество чтения. Неумение и нежелание иметь дело с серьёзной литературой, незнание классики, отсутствие привычки к самообразованию. В-третьих, фактический отказ от книги значительной части детей и молодёжи. В “продвинутых” слоях общества – в результате поверхностной, развлекательной компьютеризации; в беднейшей части населения, в группах риска – вследствие фактической неграмотности».13
Н. Н. Сметанникова пишет, что «обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность…». Как отмечает автор, на момент создания статьи обучение культуре чтения и практической риторике велось в школах Екатеринбурга. В результате этого показатели исследования PISA-2000 в указанной области были выше, чем в других регионах.14
Любопытную особенность
Многие библиотеки практикуют приобщение детей, особенно младшего возраста, к литературе через различные формы творчества, как это делает Центр книги и чтения «Золотое руно» в Ростове-на-Дону. Гибко сочетая разные виды занятий – театр, рисование, игры, прослушивание музыки – сотрудники центра находят индивидуальный подход к каждому читателю, ненавязчиво и органично помогая ему привыкнуть к книге.17 Похожим образом действует отдел творческой работы и досуга детей Тамбовской областной детской библиотеки, работая по собственной программе опережающего развития детей 5–6 лет «Филипок».18 Многообещающую форму работы проводит Центральная районная библиотека Каневской централизованной библиотечной системы, публикуя в прессе библиографические обзоры.19 Систематически осуществляется информационное образование в Центральной районной библиотеке Лабинской централизованной библиотечной системы. Библиотека ведёт спецкурсы, циклы занятий, поддерживает работу литературно-информационного центра. Большое внимание уделяется не только информированию и практике, но и дискуссионным формам обучения.20 В Ивановской областной библиотеке для детей и юношества создан отдел «Лингвист», оснащённый компьютерно-лингафонным кабинетом.21
Обращаясь к вопросам практики информационного образования, следует отметить, что кроме принципиальных, методических трудностей, современные российские библиотеки сталкиваются с проблемами технического характера. Первым и основным препятствием здесь является недостаточность финансирования культуры и образования.22 Уровень оплаты труда в библиотечной сфере гораздо ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры. Этот фактор сказывается как на уровне информационных услуг, предоставляемых современными библиотеками, так и на составе кадров, где наблюдается устойчивая тенденция к «старению».
В соответствии с принципами деятельностного и технологического подхода, для эффективного формирования информационной культуры читателей библиотека должна обеспечивать их актуальными и достоверными материалами. Фонды должны оперативно пополняться информационными изданиями.23 Это трудно, в первую очередь, в финансовом плане, но существует и дополнительная сложность в отборе материала, в отсеивании некачественной литературы, в избытке наполняющей современный книжный рынок. Кроме этого, успешное информационное образование невозможно без использования широкого спектра технологий. Информация о фонде библиотеки должна представляться в виде оперативно меняющейся базы данных, доступной для пользователей и оснащённой удобным поисковым интерфейсом. Библиотеки должны предоставлять доступ не только к традиционным книжным, но и к электронным информационным ресурсам. Всё это, соответственно, требует высокого технического обеспечения.
Особенное место
в технической сфере
Формулируя заключительные выводы, мы можем сказать, что значимость и основной характер развития культуры чтения на сегодняшний день хорошо осмыслен теоретически. Однако практическое воспитание читательской культуры требует развитой и функционирующей системы культурных и образовательных учреждений, действующих координировано, по образовательным концепциям, профессионально разработанным в соответствии с требованиями новейшего времени. Если сама система информационного образования на сегодняшний день существует, то её реформирование, необходимое правовое, материальное и учебно-методическое обеспечение представляет собой проблему, требующую не только усилий работников образования и культуры, но и активного участия власти и общества.
Библиографический список
1 Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. 2-е изд., перераб. М., 2003. С. 15.
2 Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. М., 1994. С. 6–11.
3 Библиотека и закон. Вып. 25 (2 2008). М., 2008. С. 191–213.
4 Непосредственно о культуре чтения в современном образовании: «…Существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать её недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению всё усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний». (Там же. С. 201.)
5 Правописание этого слова часто вызывает затруднения не только у широкой аудитории, но и у профессионалов. Слово Интернет относится к именам собственным (т. к. кроме Интернета существуют другие компьютерные сети), пишется с заглавной буквы без кавычек и склоняется как слово мужского рода (Интернет, Интернета, Интернету). В публицистике допускается использование эвфемизмов Сеть (с заглавной буквы, без кавычек) или Всемирная паутина (неполный синоним). Важно! В составе сложных слов корень интернет- употребляется со строчной буквой: пользователь Интернета, но интернет-пользователь.
6 «Создание… информационных продуктов не рассматривается в общеобразовательных учреждениях как деятельность, требующая глубокой специальной подготовки. Тем самым в сознание молодого человека закладывается иллюзорное представление о простоте деятельности по аналитико-синтетической переработке информации, убеждённость в правомерности действий основанных исключительно на интуитивных началах и субъективных подходах к оценке информации» (Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях … С. 30–31.)
7 Любопытно также рассмотреть данные, полученные Фондом развития Интернета. 90 % российских детей пользуются Интернетом. Средний возраст выхода в сеть в России – 10 лет. Среди взрослой аудитории доля пользователей Сети составляет 35 %. 80 % детей-пользователей активно пользуются социальными сетями. 60–80 % публикует свою личную информацию, о чём знает только 10 % родителей, при этом треть детей-пользователей не ограничивают публичный доступ к своим страницам. Также российские дети встречаются с незнакомыми онлайн-собеседниками в пять раз чаще, чем их европейские сверстники.
Информация о работе Культура чтения и развитие информационной культуры