Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:12, доклад
Толстой (граф Лев Николаевич) - знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом.
Личная жизнь Толстого, его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании своих идеалов, его попытка отказаться от благ мира сего, жить новой, хорошей жизнью, имеющей в основе своей только высокие, идеальные цели и познание истины - все это доводит обаяние имени Толстого до легендарных размеров.
(09.09.1828 - 20.11.1910)
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
(Автор: Илья Ефимович Репин, 1887)
Толстой (граф Лев
Николаевич) - знаменитый писатель, достигший
еще небывалой в истории
Личная жизнь Толстого,
его стойкость, неутомимость, отзывчивость,
одушевление в отстаивании
Лев Николаевич Толстой всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравст-венным долгом каждого человека.
Творчество Льва Николаевича Толстого в русской культуре XIX века занимает центральное место. Его значение очень своеобразно проиллюстрировал однажды на лекции В. Набоков. Один из очевидцев вспоминает: «Зал погрузился в темноту Набоков подошел к выключателям. «На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин!» Вспыхнула лампа в дальнем левом углу «Это Гоголь!» Вспыхнула лампа посредине зала. «Это Чехов!» Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков направился к центральному окну и отцепил штору Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. «А это Толстой!» - прогремел Набоков».
Лев Николаевич Толстой родился
9 сентября 1828 года в одном из самых
знатных русских ворянских
Неудовлетворенность университетским образованием привела к тому, что в 1847 году Толстой подал прошение об исключении и отправился в родовое имение Ясную Поляну, надеясь благоустроить быт своих крепостных. Но и здесь его постигла неудача: крестьяне просто не понимали его советов. Так он впервые реально ощутил непреодолимую пропасть, разделяющую его - помещика, барина - и простой народ.
Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Москве и Петербурге. В это время он обдумывает, как и в какой сфере жизни достичь успеха. Очень примечательны дневники Льва Николаевича, в которых он тщательно фиксирует и подробно анализирует собственные поступки и переживания. В марте 1851 он пишет «Историю вчерашнего дня». Это уже не просто запись «для себя», а художественное произведение (хотя и незаконченное). Так, постепенно, дневники перерастают в литературное творчество.
В январе 1852 года Толстой поступил на военную службу и отправился на Кавказ, где участвовал в военных действиях против горцев. В это же время он работал над повестью «Детство», которая после публикации в петербургском «Современнике» принесла ему славу одного из самых талантливых русских писателей. В 1954 году появилось «Отрочество», а спустя три года - «Юность», составившие вместе с первым произведением трилогию. Одновременно с «Детством» молодой литератор написал несколько рассказов по своим военным впечатлениям, в которых впервые прозвучала мысль о том, что нет в жизни ценностей выше простоты, естественности. В них и в «Севастопольских рассказах» (середина 50-х гг.) автор спорит с «парадным» изображением войны, доказывает, что она противоестественна и безумна. Настоящую правду он ищет не в гуще сражений, а в буднях солдат, матросов, сестер милосердия и простых горожан.
В ноябре 1855 года Толстой вернулся в Петербург. Его имя было уже широко известно в литературных кругах, но дух кружковщины и соперничества оттолкнул его. Интересы новых знакомых казались мелкими и ничтожными, их жизнь - суетливой и бессмысленной, поэтому в мае 1856-го писатель уехал из столицы сначала в Ясную Поляну, а затем, в 1857 году, за границу. Вернувшись в Россию осенью 1859 года, он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам стал преподавать в ней. Работа учителя, во время которой литератор часто оказывался в роли учащегося, дала Толстому материал для статьи с парадоксальным названием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Ее главная мысль в том, что дети из народа сохранили душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях.
В 1863 году писатель публикует повесть «Казаки», работать над которой начал еще в середине 50-х гг. В ее основе - кавказские воспоминания. Однако казаки Толстого не похожи на экзотических романтических героев, они, как и большинство его «народных» персонажей, бесхитростны и мудры, чисты и циничны одновременно, но всегда естественны. В это же время автор писал роман о семье декабристов, но в процессе работы стало ясно, что истоки восстания 14 декабря 1825 года следует искать в событиях Отечественной войны 1812 года. Так возник замысел «Войны и мира». В итоге шестилетнего (1863-1869гг.) труда появилось огромное повествование, охватывающее историю русского народа на протяжении пятнадцати лет. «Война и мир» мало похожа на классический роман. Ее подлинное содержание составляют не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная революция.
Соединение «семейных» глав
с развернутым описанием
В 1877 году писатель закончил свой второй роман - «Анна Каренина». В первоначальной редакции он носил ироническое название «Молодец баба», а главная героиня была изображена женщиной бездуховной и безнравственной. Но замысел менялся, и в окончательном варианте Анна - натура тонкая и искренняя, с любовником ее связывает настоящее, сильное чувство. Однако в глазах Толстого она все равно виновна в уклонении от предназначения жены и матери. Поэтому ее смерть - проявление суда Божьего, но суду человеческому она не подлежит.
Несколько лет Льва Толстого
преследовал страх смерти, ощущение
пустоты и бессмысленности
Писатель всю жизнь мучительно переживал бедность и страдания народа. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891 году. Личный труд и отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, Толстой считал нравственным долгом каждого человека. Его поздние идеи напоминают социалистические, но в отличие от социалистов он был убежденным противником революции, равно как и любого насилия.
Извращенность, порочность человеческой природы и общества - основная тема позднего творчества Льва Николаевича. В последних произведениях («Холстомер» (1885), «Смерть Ивана Ильича» (1881-1886), «Хозяин и работник» (1894-1895), «Воскресение» (1889-1899)) он отказывается от своего любимого приема «диалектики души», заменяя его прямыми авторскими суждениями и оценками. Однако повесть «Хаджи-Мурат», законченная в 1904 году, выбивается из общего ряда: здесь нет очевидной морали, именно поэтому автор и не хотел ее издавать.
Идеи Толстого, особенно поздние, так и не смогла принять его жена Софья Андреевна, и он, ощущая невозможность сохранить мир в семье, в конце октября 1910 года втайне от домашних покинул Ясную Поляну, намереваясь ехать на юг. Спустя три дня его сняли с поезда, следовавшего в Ростов-на-Дону, с высокой температурой. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября Толстого не стало