Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:59, контрольная работа
Тема ВОВ занимает особое место в российской многонациональной литературе. В 1940-50 гг. в ней сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. При таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. На протяжении 1950х гг в литературе о войне явственно обнаруживается тяготение к панорамности изображения событий прошедшего в больших художественных полотнах. Появление романов-эпопей- одна из черт русской литературы 1950-60 гг.
32. Лейтенантская проза
Тема ВОВ занимает особое место в российской многонациональной литературе. В 1940-50 гг. в ней сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. При таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. На протяжении 1950х гг в литературе о войне явственно обнаруживается тяготение к панорамности изображения событий прошедшего в больших художественных полотнах. Появление романов-эпопей- одна из черт русской литературы 1950-60 гг.
Перелом произошел лишь с началом оттепели, когда увидели свет повести писателей- фронтовиков: «Батальоны просят огня» 1957 Ю. Бондарева, «Южнее главного удара» 1957 Г. Бакланова, «Журавлиный крик» 1961, «Третья ракета» 1962 В. Быкова и др. такой всплеск интереса к военной теме предопределил появление целого течения, названного «лейтенантской прозой».
«Лейтенантская проза» - это произведения писателей, прошедших войну, выживших и вынесших на суд читателя свой боевой опыт в той или иной форме. Как правило, это худ литра, в большинстве своем имела автобиографический характер. Эстетические принципы «лейтенантской прозы» оказали заметное влияние на весь литературный процесс второй половины XX в. Тем не менее, на сегодняшний день нет общепринятого определения этого литературного течения. Оно интерпретируется по-разному как проза, созданная фронтовиками, прошедшими войну в звании лейтенантов, или же как проза, главными героями которой являются юные лейтенанты. Аналогичным образом характеризуется и «генеральская проза», под которой подразумеваются произведения, созданные в «генеральском» (роман-эпопея) формате «генералами» литера-туры (например.К. Симонов).
Говоря о произведениях, созданных писателями-фронтовиками, исследующими становление юного участника войны, мы прибегнем к понятию «лейтенантская проза» как к получившему наиболее широкое распространение. У ее истоков стоял роман В Некрасова «В окопах Сталинграда». Автор, сам пройдя войну офицером саперного батальона, смог в художественной форме показать «окопную правду», в которой героями были простой солдат простои офицер И победу одержат простые люди –народ. Эта тема стала центральной в лучшей военной прозе 1950-1960-х гг.
В связи с этим можно упомянуть следующих авторов и их произведения
Повесть К. Воробьева (1919-1975) «Убиты под Москвой» (1963) написана очень эмоционально, но реалистично Сюжет: рота кремлевских курсантов под командованием стройною, подтянутого капитана Рюмина была направлена защищать Москву. Рота солдат и оборона Москвы! Рота погибла, а капитан Рюмин застрелился он пустил себе пулю в сердце, как бы искупая свой грех за гибель неопытных мальчиков. Они, кремлевские курсанты, стройны, ростом одни метр сто восемьдесят три сантиметра, все как на подбор и уверены, что командование дорожит ими. ведь они особое подразделение Но курсанты брошены своим командованием, и капитан Рюмин ведет их в заведомо неравный бой. Боя практически не было, была неожиданная и ошеломительная атака немцев, от которой нельзя было нигде спастись - сзади их контролировали войска НКВД.
Ю. Бондарев в романе «Горячий снег» (1965-1969) попытался на новом уровне развить традиции «лейтенантской прозы», вступив вскрытую полемику с характерным для нее «ремаркизмом». Тем более к тому времени «лейтенантская проза» переживала определенный кризис, что выразилось в некотором однообразии художественных приемов, сюжетных ходов и ситуаций, да и в повторяемости самой системы образов произведений. Действие романа Ю. Бондарева укладывается в сутки, в течение которых оставшаяся на южном берегу батарея лейтенанта Дроздовского отражала атаки одной из танковых дивизий группы Манштейна. рвущейся на помощь попавшей под Стадшпрадом в кольцо окружения армии маршала Паулюса. Однако этот частный эпизод войны оказывается той переломной точкой, с которой началось победное наступление советских войск, и уже поэтому события романа разворачиваются как бы на трех уровнях в окопах артиллерийской батареи, в штабе армии генерала Бессонова и. наконец, в ставке Верховною Главнокомандующего, где генералу перед назначением в действующую армию приходится выдержать труднейший психологический поединок с самим Сталиным. Комбат Дроз-довский и командир одною из артиллерийских взводов лейтенант Кузнецов трижды лично встречаются с генералом Бессоновым.
Охарактеризовав войну как «проверку на человечность». Ю. Бондарев лишь выразил ю, что определило собой лицо военной повести 1960-1970-х годов: многие прозаики-баталисты делали акцент в своих произведениях именно на изображении внутреннего мира героев и преломлении в нем опыта войны, на передаче самою процесса нравственного выбора человека. Однако писательская пристрастность к любимым героям подчас выражалась в романтизации их образов традиция, заданная еше романом А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945) Вгаком случае характер персонажей не изменялся, а только предельно наглядно раскрывался в исключительных обстоятельствах, в которые их поставила война.